Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией

Больше 80 лет назад, 29-30.09.1938 г., в городе Мюнхен произошел «политический разгром» в мировой истории. Печально, что и сейчас данное дипломатическое поражение европейских держав пытаются выдать за часть хитроумного плана. Правда о мюнхенском саммите очевиднее и ужаснее.

Угроза и ответ

Французский премьер-министр Э. Даладье лично знал, что такое война. В 1916 г. в окрестностях Вердена он отмечал, что ему приходилось идти по трупам солдат, захороненным в жидком грязном месиве.

Два покойника, французский и немецкий солдат, взрывом были заброшены на дерево. Участник боевых действий с государственными наградами Даладье отнюдь не хотел росчерком своего пера посылать других солдат на войну.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией
Даладье в Мюнхене

Вопрос с Судетской областью Чехословакии, когда глава Третьего Рейха положил глаз на этот регион и проблемы немцев – оказался для представителей Франции и Британии неожиданным.

Ответом английского посланника на переговорах Н. Чемберлена была «воздушная дипломатия», когда он сам на самолете полетел в Германию для обсуждения проблемы Судетской области с фюрером. Выдвинутые Гитлером условия были невыполнимы. Дело неизбежно шло к военному противостоянию.

Каждый за себя

Одной из неверных посылок конспирологов является мнение о единстве европейских государств и полной согласованности их действий. Это в корне неправильно.

На фоне нарастающего конфликта 24.03. 1938 г. Н. Чемберлен заявил в нижней палате британского парламента, что в случае начала крупной войны не стоит замыкаться на тех, кто взял на себя определенные обязательства. Под этими словами скрывалось то, что Чемберлен не считал союзнические обязательства как что-то обязательное для исполнения.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией

Созвав правительство, недавно получивший место французского премьер-министра Даладье сам поехал в английскую столицу. Он желал лично услышать прямой ответ о сути сказанного.

Чемберлен ему открыто сказал, что Соединенное Королевство придет на помощь французам только в случае непосредственного нападения на них.

Про защиту Польши либо Чехословакии речи вообще не шло. Другими словами, это было чревато повторением событий 1936 г., когда Франция без помощи со стороны Англии, не осмелилась начинать войну в ответ на захват фюрером Рейнской области. Премьер-министру французов Даладье пришлось нажать на чехов и убедить их сесть за стол переговоров по вопросу Судетской области.

Туман войны

Для оказания поддержки Чехословакии, в случае нападения гитлеровцев, французы были бы вынуждены брать штурмом фашистскую линию Зигфрида. Лишь таким способом можно было отвлечь дивизии немецкой армии от рубежей Чехословакии.

Оценивая ситуацию в начале осени 1938 г., французы исходили из расчета, что у гитлеровцев имеется 120 дивизий. У Чехословакии было 40 дивизий. Подобный расклад сил давал возможность немцам одновременно и разгромить чехов, и защититься от французов на линии Зигфрида. Видя подобную перспективу, премьер-министр Франции вспоминал картины тех боевых действий, в которых сам когда-то участвовал.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией
Линия Зигфрида

Прежде чем отправиться на конференцию в Мюнхен Даладье встретился с представителями армии, чтобы узнать о готовности к большой войне. Глава штаба военно-воздушных сил Франции Ж. Вюллемин неприятно удивил дипломата заявлением о полной неготовности самолетов. Генерал считал, что у французов 1 тыс. авиамашин, а у противника – 3 тыс. (почти попал в точку).

Офицер прямо ответил, что авиация не способна защитить военные самолеты-разведчики, и перед сухопутными частями будет «туман войны». К осени 1938 г. у фашистов имелось примерно 600 самолетов «мессершмит» Бф.109, а у французских военно-воздушных сил полностью отсутствовали современные МС.406.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией
Жозеф Вюллемин в Берлине

Сам генерал в конце лета 1938 г. посетил страну Третьего Рейха, где ему продемонстрировали немецкую авиацию с самой лучшей стороны.

В результате Вюллемин сказал, что если крупный мировой военный конфликт начнется незамедлительно, то он подаст рапорт о снятии его с поста и назначении в экипаж военного самолета, чтобы погибнуть в немецком небе. Выслушав все это, французский премьер-министр поехал на конференцию.

Ситуация в британских ВВС в 1938 г.

Стремление английского дипломата вести новую политику и передвигаться по Старому Свету по воздуху сослужило ему плохую службу. Из окна самолета «Электра» перелет из Германии в Соединенное Королевство выглядел для Чемберлена как полет немецкого бомбардировщика.

Представитель Англии на переговорах чувствовал угрозу Великобритании с неба.

Премьеру было отлично известно, что противовоздушная оборона Соединенного Королевства на начало осени 1938 г. держится на самолетах-бипланах, а противовоздушных орудий имеется только 30% от требующегося количества.

Первый «Спитфайр» поступил на вооружение английскому истребительному командованию лишь в середине лета 1938 г. в 19-ю даксфордскую эскадрилью. Авиамашины поступали со скоростью не больше 1 самолета в 7 дней. К началу осени 1938 г. на «Харрикейнах» летали 4 эскадрильи (3, 73, 56 и 87) из 29. Воздушные суда «Гладиатор» считались по тем временам современными авиамашинами, передававшимися на вооружение элитным авиационным подразделениям с 1937 г.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией
Пять «гладиаторов», сентябрь 1937 год

Менее новые бипланы «Демон» и «Гонтлет» по-прежнему являлись боевой основой Истребительного командования. Эти воздушные суда использовались до конца лета – начала зимы 1939 г. Вдобавок британцы не нашли способа сделать так, чтобы пулеметы не замерзали на крупной высоте.

По оценкам, уже за первые 7 дней фашистских налетов их жертвами в Англии станут примерно 50 000 жителей. На самом деле, как показала жизнь, число пострадавших окажется намного меньше, но исходили из этой цифры. Поэтому, как и его французский коллега, Чемберлен хотел избежать войны несмотря ни на что.

Дипломатическое поражение

Крайне разочарованные плачевным состоянием военно-воздушных сил своих государств Даладье и Чемберлен поехали в Мюнхен – на встречу с фюрером и итальянским дуче.

«Воздушная дипломатия» английского премьера тогда обернулась против него. В самолете он находился без помощников и даже руководителя британского МИДа лорда Галифакса. Чемберлен фактически прибыл на конференцию неготовым. Вдобавок их с французским премьером немедленно рассадили и они не имели возможности посовещаться между собой.

В подобной обстановке и был заключен договор, сдавший Третьему Рейху Судетскую область и ее ресурсы.

Франция и Великобритания за счет этого получили для себя немного времени на подготовку к предстоящей войне, но безвозвратно потеряли свой статус столпа международной справедливости и народовластия.

Дипломатический разгром: как фюрер получил власть над Чехословакией
Невилл Чемберлен подписывает Мюнхенское соглашение

Британский представитель сумел только добиться подписания фюрером фактически ни к чему не обязывающей декларации «о консультациях» в случае возникновения разногласий между Германией и Англией.

Между тем, те же самые Э. Даладье и Н. Чемберлен объявят войну Третьему Рейху 03.09.1939 г. К тому моменту львиная доля авиаподразделений Истребительного командования (26 из 29) пересядут со старых бипланов на «спитфайры» и «харрикейны». В этом нет ничего странного – ведь в 1938 г. на развитие авиации выделили 85% военной казны. Во Франции премьер-министр в середине осени 1938 г. попросил помощи в перевооружении авиации у США, и те откликнулись на призыв.

Именно полная неготовность к войне заставила Англию и Францию заключить Мюнхенский договор, а вовсе не хитроумные планы дипломатов.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: