Как уничтожались рельсы во время войны?

Войны в 20 веке стали более разрушительными и изматывающими, чем когда-либо прежде. Всем сторонам конфликтов требовался постоянный подвоз новых солдат, оружия, провианта. Проще всего это было сделать по железной дороге. Именно поэтому её так часто старались уничтожить неприятели.

Проще всего было устроить взрыв на рельсах. Однако из-за этого разрушалась лишь часть ж/д полотна, которое легко можно восстановить, а вот утраченную взрывчатку уже не вернёшь. На помощь приходили технические изыски.

Если нужно было срочно повредить пути, то применяли машинную или конную тягу. На нескольких участках рельсы отсоединяли от стыков, а к их краю цепляли трос, привязанный к машине или лошади. Из-за этого рельса гнулась, и починить её на фронте было не так-то просто.

На восточном фронте Первой Мировой широко применяли т.н. «червяки». Эти устройства так называли по фамилии создателя – подпрапорщика Червяка. Русские солдаты весной 1915-го поспешно отступали в Галиции. Чтобы подпортить жизнь врагу и сорвать его наступление, было решено портить железную дорогу. Однако взрывчатки было слишком мало, чтобы подрывать рельсы.

Как уничтожались рельсы во время войны?
«Червяк» — просто и эффективно

Именно тогда и наступил звёздный час Червяка. Он сооружал металлическую петлю из нескольких рельсов и подвешивал её к крану на вагонной платформе. Эту петлю просовывали под рельсы, отцепленные от стыка. После этого паровоз начинал потихоньку ехать. Рельсы при этом не просто выворачивались из полотна – они ломали и штыки, и шпалы. Быстро восстановить всё это в полевых условиях было практически нереально.

Как уничтожались рельсы во время войны?
Последствия работы путевого разрушителя

Когда война кончилась, «червяки» отправились на военные склады. В 1941-м, когда Красная Армия отступала вглубь СССР, о них пришлось вспомнить. Механическое чудо осложнило немцам продвижение. Спустя два года уже и сами нацисты вместе со своими союзниками освоили эту технологию, чтобы помешать контрнаступлению советских войск. Кое-какие «червяки» гитлеровцы смогли забрать у красноармейцев, а остальные соорудили самостоятельно.

Впрочем, у немцев в 1942 году появился собственный уничтожитель рельс. Его изготовили по заказу государства на заводе Круппа, когда стало ясно, что гитлеровцам придётся не только атаковать, но и отступать. По сути, творение сумрачного немецкого гения было огромным крюков, прикреплённым к платформе. Оно так и называлось – «крюк».

Как уничтожались рельсы во время войны?

Платформу подвозили к требуемому участку железной дороги и устанавливали механизм на участке промеж двух шпал, который был сделан заранее. После этого при помощи пары локомотивов платформу приводили в движение на скорости 10 км/ч. Этого было достаточно, чтобы металлический крюк начисто уничтожал целый участок рельс.

Как уничтожались рельсы во время войны?
«Крюк» за работой

Весил этот аппарат 30 тонн, а его «экипаж» состоял из 10 человек. На то, чтобы привести «крюк» в состояние боеготовности, у него уходило всего лишь 6 минут. Это было очень важно, когда красноармейцы начинали внезапную атаку. Впрочем, в конечном итоге это не помогло Третьему Рейху, и он, как известно, проиграл Вторую мировую войну.

 

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: