Минусы десталинизации: как Хрущев разрушил планы по созданию авианосцев

После кончины Джугашвили закрыли ряд крупных проектов, способных сделать из страны Советов величайшую цивилизацию, опередившую остальные государства на несколько поколений. Подробнее рассказано ниже.

В годы правления Сталина восстановили армию царской России и лучшие ее обычаи. РККА разгромила фашистов и не позволила НАТО начать ядерную войну. Чтобы усилить армию, Джугашвили хотел построить крупный океанский флот. Он требовался СССР, чтобы расстроить военные планы враждебно настроенных Америки и Англии.

Принимая во внимание прогресс в отечественной индустрии, развитие советского НТП, хозяйственные достижения в государстве, это было достижимо. Океанский флот стали создавать еще перед Второй мировой. Соответствующая программа получила название «Десятилетний план строительства кораблей военно-морского флота» (1938 – 1947 гг.). Проект курировал народный комиссар ВМФ Н. Кузнецов.

Минусы десталинизации: как Хрущев разрушил планы по созданию авианосцев
Советский авианосец

Распространено мнение, что при Джугашвили авианосным кораблям не придавали должного значение. Однако данная точка зрения ошибочна. В 1930-х годах в Советском Союзе существовал ряд проектов по созданию таких судов. Наличие авианосцев в рядах ВМФ требовалось для создания полноценных флотилий.

Кроме того, для защиты судов в океане были нужны самолеты. Авианосные корабли должны были стать частью Северного и Тихоокеанского флотов. Перед нападением Германии разработали чертеж малого судна (предназначался для 30 авиамашин). Но Великая Отечественная помешала реализовать данные наработки. В годы войны русские были вынуждены сконцентрироваться на малом ВМФ – эсминцах, субмаринах, охотниках за подлодками и т.п.

После разгрома гитлеровцев возвратились к разработке авианосцев. Куратор проекта Кузнецов показал Джугашвили «Десятилетнюю программу военного кораблестроения на 1946 – 1955 гг.». Флотоводец мечтал построить авианосные суда.

В последние годы Великой Отечественной комиссия во главе с вице-адмиралом Чернышевым анализировала опыт борьбы с гитлеровцами, включая применение авианосцев. Кузнецов планировал создание 6 крупных и малых кораблей. Но Джугашвили согласился только на 2 малых для Северного флота.

Принято думать, что Сталин недооценивал значение войны в океане. В действительности же создание кораблей требует больших денежных и материальных ресурсов. Советский вождь являлся человеком дотошным и неторопливым. Он хотел рассмотреть этот вопрос со всех сторон, прежде чем принять решение.

Руководство отечественного ВМФ не имело общего мнения по поводу роли авианосных судов. Кораблестроение затормозилось на 5-10 лет, и авианосцы после Великой Отечественной подверглись серии модификаций. В частности, увеличилось водоизмещение кораблей, пушки стали мощнее, а радиоэлектронные системы – совершеннее. Были созданы реактивные палубные воздушные суда.

В связи с этим прежде чем создавать новые авианосцы требовалось ликвидировать отставание в кораблестроении. Поэтому Сталин одобрил создание только 2 малых авианосных судов.

С 1953 г. начались работы над созданием чертежа легкого авианосца с 40 самолетами. Хотели создать 9 подобных кораблей. Но реализовать данные замыслы не удалось.

Когда Сталин умер, новый Генсек ЦК КПСС не захотел строить авианосцы и закрыл проект. Кузнецов в 1955 г. попал в немилость к Хрущеву. О создании авианосных кораблей вновь задумались лишь в годы правления Брежнева. Также свернули разработки по созданию тяжелых надводных судов (например, тяжелых крейсеров «Сталинград»), не закончили строительство нескольких крейсеров проекта 68-бис. Уже практически созданные корабли отправили на лом.

Кузнецов не сдавался и после кончины Джугашвили. Например, в 1954 г. он предложил построить крейсер противовоздушной обороны, хотя успеха не достиг.

Преемник Сталина сконцентрировал силы на строительстве ракетно-атомных судов. В первую очередь, речь шла об АПЛ и морских самолетах берегового размещения с ядерными боеголовками. Хрущев не видел необходимости в авианосцах.

Как ни странно, развитие надводных отечественных кораблей стимулировали янки. Америка в конце 1959 г. спустила на воду первый ракетный крейсер стратегического назначения (АПЛ с МБР) «Джордж Вашингтон». Тогда в России появились крупные противолодочные суда (БПК).

Наряду с ними начали проектировать и создавать противолодочные крейсеры с вертолетами на борту вида 1123 «Кондор», на базе которых в последующем стали строить тяжелые крейсеры-авианосцы.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: