Сигизмунд Леванеский: герой и неудачник в одном флаконе

1920-1930-е годы – это время пилотов, легенд периода между двумя мировыми войнами. Отважные летчики, рискующие жизнью и господствующие в родном небе, были любимы и популярны у населения. Однако в их числе были и такие, которым сопутствовали неудачи. Среди подобных отважных неудачников был и полярный пилот Сигизмунд Леваневский.

Перспективное начало

Начало летной карьеры героя является обыкновенным для прославленных отечественных воздухоплавателей 1930-х годов – участие в Гражданской войне (на стороне большевиков), летная школа, освоение Северного Полюса.

Сигизмунду улыбнулась удача после фиаско Дж. Маттерна, пытавшегося совершить полет вокруг света летом 1933 г. – летчик США разбился в Чукотке.

Потерпевшего крушение отыскали и приютили русские северные аборигены.

Однако особенности жизни чукчей и наплевательского отношения к личной гигиене вкупе с пищей в виде замороженного мяса моржей со временем привели к тому, что американец мечтал побыстрее распрощаться с их гостеприимством.

Иначе говоря, нужно было срочно возвращать Маттерна в США. Именно это осуществил Леваневский, прибыв на Чукотку и привезя американца в г. Ном на Аляске. Счастью последнего не было предела. Он восторженно благодарил русского летчика.

Сигизмунд Леванеский: герой и неудачник в одном флаконе
Фото советских и американских лётчиков. Наш герой в центре в нижнем ряду

Вскоре данное известие достигло прессы США. В Соединенных Штатах Леваневского стали считать истинным героем. Большевикам же требовалось создать себе доброе имя в глазах мировой общественности.

Особенно в Америке, откуда в СССР тогда приглашали технические кадры, брали чертежи и даже готовые предприятия. Неожиданно появившиеся у Сигизмунда контакты в США сыграли на руку советской власти.

Подарок в виде звания героя

Очередной шанс проявить себя появилась у Леваневского в 1934 г. Пошел ко дну зажатый льдами недалеко от Чукотки пароход «Челюскин». На льду осталось 104 человека. Их нужно было экстренно спасать. К месту крушения судна незамедлительно ринулась группа пилотов, включая Сигизмунда.

Хотя маршрут его был замысловатым – Леваневского, пилота Слепнева и представителя государственной комиссии Ушакова отправили в США. Миновав Старый Свет, Атлантический океан и Америку, отряд достиг Аляски, где дожидались 2 авиамашины «Флитстер».

Сигизмунд Леванеский: герой и неудачник в одном флаконе
Сигизмунд Леваневский четвертый в ряду (слева направо)

Путь проходил без приключений до тех пор, пока Сигизмунд не потерпел крушение на американском самолете во время неудачного приземления на Чукотке, так и не добравшись до пассажиров и моряков с затонувшего парохода.

Однако учрежденное по результатам спасательных мероприятий звание Героя Советского Союза ему присвоили, чтобы не «подмачивать» его репутацию в США.

Ссора с Туполевым

Прекрасно осознавая, что Героя СССР ему дали не столько за реальные заслуги, сколько за прекрасный контакт с Соединенными Штатами, Сигизмунд пытался сделать что-то яркое, чтобы оправдать получение высокого звания.

Подобным шансом была попытка беспрерывного полета в Америку через Арктику на «рекордной» сверхдальней авиамашине АНТ-25.

Он вылетел 03.08.1935 г., но в результате возвратился назад – в самолете обнаружилась утечка масла. Когда Леваневский вернулся, выяснилось, что поломка некритична. Перелет, надеясь использовать его для пропаганды, публично «разрекламировали» заблаговременно. Получилось все с точностью, да наоборот.

Сигизмунд Леванеский: герой и неудачник в одном флаконе
АНТ-25

Этот провал неизбежно спровоцировал ссоры и обоюдные обвинения. В результате Леваневский решил атаковать в лоб – он прямым текстом в кабинете Джугашвили в ходе заседания прилюдно обвинил Туполева во вредительстве и отказался управлять авиамашинами, которые тот изобрел. С этого времени путь к рулю АНТ-25 ему был заказан.

Улетевший в вечность

Сигизмунда послали в США для перегона приобретенных для исследования авиамашин. В 1936 г. Леваневский осуществил большой, на расстояние около 20 000 км, перелет по маршруту Москва-Лос-Анджелес.

Путь проходил не напрямую, а через северные земли Аляски и в Советском Союзе. Перелет не был беспосадочным, поэтому не являлся таким ярким, как неудачная попытка летом 1935 года.

Сигизмунд хотел реабилитироваться. К счастью, для этого отыскали подходящую авиамашину – ДБ-А с 4-мя двигателями. Это произошло весьма своевременно – поскольку в начале-середине лета 1937 г. состоялись перелеты в Америку через Арктику – на АНТ-25, который некогда подвел Леваневского.

В отличие от самолета авиаконструктора, разработанной для полетов на рекордные разделения, ДБ-А являлся бомбардировщиком.

Это позволяло Сигизмунду быть первым, кто не только осуществит беспосадочный перелет в США через Антарктиду, но и привезет первый торговый груз.

Слабым местом задуманного мероприятия стала недоработка бомбардировщика. Если на авиамашине Туполева после фиаско 1935 г. осмотрели буквально все, то новая модель «бомбера» была способна «выкинуть», что угодно.

Сигизмунд Леванеский: герой и неудачник в одном флаконе
Экипаж самолёта ДБ-А перед полётом

Не исключено, что именно по причине этих недоработок, отправившись в США 12.08.1937 г. команда Леваневского улетела в вечность. На поиски ДБ-А бросили все силы. Во время поиска гибли люди, включая профессионального пилота Бабушкина. Однако найти так и не смогли. Удастся ли его отыскать когда-нибудь поисковикам – неизвестно.

Исчезнувший самолет способен находиться в любом месте, в т.ч. в Северном Ледовитом океане.

Если данное предположение верно, то причина пропажи летчика навсегда останется тайной. Нельзя будет точно сказать, что случилось с исчезнувшим экипажем: потерпели они крушение из-за технической неполадки, из-за того, что сбились с курса или из-за неправильных действий кого-либо из команды.

Так или иначе, совершить ничего героического, чтобы оправдать звание Героя СССР, у Леваневского так и не получилось, хотя никто не может упрекнуть его в бездействии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: