Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»

Когда Уинстону Черчиллю доложили, что итальянцам понадобилось только 6 солдат, чтобы серьезно повредить 2 английских линейных корабля в порту Александрии, он пришел в ужас.

Атака боевых пловцов 10-ой итальянской флотилии МАС князя Боргезе в анналах истории осталась как наиболее успешная подводная диверсия со стороны армии Муссолини.

Дешевые военные успехи

Италия вступила в войну 10.06.1940 года. Дуче мечтал об итальянском господстве в Средиземном море. Серьезным препятствием в реализации этих планов стала Великобритания. Корона была не в восторге от появления нового врага, обладавшего крупными морскими силами.

Вскоре после начала боевых действий на Средиземном море расчетливые британцы вывели из строя флот Франции, чтобы тот не оказался в руках неприятеля. Однако итальянские морские силы даже без французских судов представляли для туманного Альбиона серьезную опасность.

Regia Marina господствовал в Средиземноморье – 6 линейных кораблей, множество легких и тяжелых дредноутов, огромное число эсминцев и субмарин превращали его в грозного врага.

Чтобы пошатнуть влияние итальянского флота, требовался несложный и надежный способ. На выручку англичанам пришли палубные самолеты. В ночь на 12.11.1940 г. торпедоносцы английского авианосного судна «Illusrious» напали на базу итальянских военно-морских сил в Таранто.

Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»
Бой в Таранто

Итог: у британцев сбили 2 воздушные машины, а у итальянцев было серьезно повреждено 3 линкора. Можно было подумать, что англичане достигли цели – Италия потеряла превосходство в тяжелых судах.

Вдобавок сами жители страны не хотели воевать с кораблями Соединенного Королевства. Однако британцы упустили один значимый момент – подводных диверсантов из 10-ой флотилии MAS.

Боевые пловцы

Впервые итальянские подводные диверсанты прославились 01.11.1918 г., когда уничтожили линейный корабль «Viribus-Unitis». Однако Первая мировая подходила к концу, поэтому Италия не уделяла внимания подготовке и развитию подобного спецназа.

О диверсантах вспомнили лишь накануне нового мирового военного конфликта.

В 1939 г. в Италии создали 1-ую штурмовую флотилию боевых пловцов. В начале весны 1941 г. ее преобразовали в 10-ую флотилию MAS. Под новым наименованием она и завоевала известность.

Задача диверсантов заключалась в нападении на морские базы англичан в Средиземноморье. Прежде всего, на Мальте, в Гибралтаре и Александрии.

Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»
Корабль Его Величества «Йорк»

Однако первый успешный дебют состоялся в критской гавани Суда. Здесь заминированные катера причинили серьезный ущерб английскому дредноуту «Йорк». В результате диверсии корабль сел на мель. Тут же уничтожили танкер.

В начале осени 1941 г. пловцы напали в Гибралтаре, где отправили на дно 3 судна.

Британцам было известно о диверсантах. Более того, они даже смогли пленить некоторых из них, включая пилотов катеров, повредивших «Йорк». Стеречь якорные стоянки стали строже.

Однако эти меры оказались бессильны перед госпожой Удачей. Именно благодаря фортуне итальянцы сумели пробраться в александрийский порт, где их диверсия причинила серьезные неприятности королевскому флоту.

Египетская операция

Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»

В ночь с 18 на 19 декабря итальянская субмарина «Scire» под командованием князя В. Боргезе на самой медленной скорости потихоньку подкралась к александрийской гавани и десантировала 3 «майале» (торпед, управляемых людьми).

На каждой майале находилось по 2 пловца и 2,7 центнера взрывчатки. Когда диверсанты приблизились ко входу в бухту, он был открыт! Британцы сняли боново-сетевые преграды для того, чтобы возвращающиеся корабли смогли проплыть.

Пробравшись в порт, итальянские подрывники отправились к линейным кораблям «Valiant», «Queen Elizabeth» и танкеру флота.

Майале лейтенанта де ла Пенне приблизилась к линкору «Вэлиэнт». Однако его товарищ Э. Бьянки лишился сознания и свалился с торпеды. Де ла Пенне вынужден был в одиночку закладывать заряд под судно. Диверсант доплыл до швартовой бочки корабля, где нашел напарника.

В 03:25 британцы увидели их, поймали и доставили на линкор. Затем англичане устроили допрос, но пленные ничего не говорили. Только в шесть утра лейтенант сказал капитану «Valiant», что заложил взрывчатку на днище и скоро произойдет взрыв.

Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»

Две других команды человеко-торпед благополучно заминировали «Queen Elizabeth» и танкер «Сагона». Диверсанты смогли достичь берега, но вскоре были задержаны стражами правопорядка. Первую команду пловцов арестовали в порту.

Другая смогла покинуть город, но выдала себя тем, что стала рассчитываться английскими фунтами, которые в Египте не использовались.

В 05:47 взорвался заряд под «Сагоной». В это время с танкера заправлялись 4 эсминца.

В их число входил «Джервис», получивший тяжелый ущерб от взрыва. Спустя 19 минут сработало взрывное устройство под «Valiant». Наконец, в 06:10 раздался третий взрыв – под днищем «Королевы Элизабет». Линейные корабли опустились на дно бухты и оказались на длительное время небоеспособными.

Разгромленный флот

Всего за одну операцию 6 итальянских пловцов уничтожили основные силы флот-адмирала Каннингема. После потопления гитлеровской субмариной линейного корабля «Barham» и повреждения «Valiant» и «Queen Elizabeth» в Египте британцы попали в тяжелое положение. В восточной части Средиземного моря у англичан сохранилось лишь 4 дредноута и эсминцы.

Итальянские пловцы против английских кораблей: дерзкая операция «людей-лягушек»
Повреждения на «Вэлиенте»

Пытаясь ввести неприятеля в заблуждение, военнослужащие туманного Альбиона скрыло сведения об успехе итальянской диверсии. Английской прессе не разрешалось сообщать о катастрофе. Поэтому в газетах размещали фотографии целых линкоров.

Хотя флот Муссолини так и сумел воспользоваться своим превосходством. Regia Marina был чересчур сосредоточен на охране морских караванов, следовавших в Ливию. Последние нуждались в защите от судов, авиамашин и субмарин с Мальты.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Relbiby

    Автору желательно бы подучить терминологию. Притом, что фактология описана, в целом, верно, крейсера почему-то называются дредноутами, боевые корабли – судами (судно – исключительно гражданское понятие. Кстати, множественное число – суда, а не судНа). Авианосец именуется “авианосным судном”. Самолет следует называть самолетом, а не авиамашиной (вообще какой-то дикий, самоизобретенный термин). Звание Каннингема по-русски звучит, как “адмирал флота”. А по фактологии самой операции в Александрии следует отметить, что итальянцы не смогли прикрепить заряды к днищам кораблей, как первоначально предполагалось, и просто положили их на дно гавани под кораблями – целями. Впрочем, этого вполне хватило для полного выведения оных кораблей из строя благодаря огромной мощности зарядов. Ну и вообще не упомянуты последствия диверсии, которыми Италия так и не смогла воспользоваться, т. к. там о них просто не узнали: все фрогмены попали в плен, а с воздуха линкоры выглядели неповрежденными.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: