Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

Ударный вертолет Ми-24, по прозвищу «Крокодил» — первая специализированная штурмовая машина подобного класса, разработанная советскими конструкторами в ОКБ Миля, уступив первенство в мире лишь американской модели «Кобра» (АН-1). Создатели Ми-24 предусмотрели возможность последующих модернизаций вертолета, с учетом развития военной техники. Поэтому машина не отстает по основным параметрам от современных аналогов, до настоящего времени состоят на вооружении многих стран.

История создания

Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

  • переброски воинских подразделений;
  • эвакуации раненых;
  • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

Эту модель выбрали базовой, для разработки аналога, способного противостоять американскому АН-1. К работе над новым проектом приступили в 1967 году. В отличие от «Кобры», предполагалось разработать универсальный вертолет, способный, кроме уничтожения объектов противника, прикрывать огнем высаженный десант.

На новой машине планировали установить:

  • авиационную пушку ГШ-23;
  • неуправляемые ракеты с калибром до 120 мм;
  • управляемые ракеты «Фаланга», противотанкового назначения;
  • бомбы с массой до пятисот килограммов.

Кроме КБ Миля в конкурсе участвовало бюро Камова, предложившего принять за основу модификацию противолодочной «вертушки».

Миль выиграл тендер, поскольку машина данного КБ уже была запущена в серийное производство, с отработкой узлов и устранением явных недостатков.

После множественных проб и ошибок, первая опытная модель Ми-24 была создана в 1969 году.

После начавшихся испытаний, проявились существенные недоработки:

  • полетной устойчивости машины;
  • недостатков силовых установок;
  • общей компоновки узлов;
  • конструкции кабины;
  • вооружения и прочих характеристик.

Но ситуация вынуждала оперативно приступить к серийному производству Ми-24 (с буквами Vb в латинской транскрипции обозначения), что и было предпринято, с последующими доработками в процессе эксплуатации.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет по прозвищу «Крокодил» разрабатывался с классическим расположением узлов для одновинтового вертолета. На машине установили:

  • главный винт с пятью лопастями;
  • рулевой — с тремя.

Для изготовления винтовых лопастей применили алюминиевый сплав. Предусмотрели систему датчиков, оповещающую о повреждениях лопастей. Устойчивость «вертушки» при линейном перемещении обеспечивалась за счет:

  • переднего наклона главного винта, до пяти процентов;
  • с одновременной возможностью наклонить его вправо, до трех процентов.

Подъемная сила в пределах до двадцати восьми процентов обеспечивалась посредством конструкции крыльев с площадью в 6,75 квадрата при отрицательном строении V-12.

Шасси выполнено трехопорным и убирающимся при полете. Передняя опора предусматривала возможность управления на земле.

Компоновка тандемной кабины, расположенной в носовой части вертолета, устроена со следующими особенностями:

  • операторское место располагалось в передней части;
  • пилот — за ним, но выше (по диагонали), с улучшением обозреваемой местности;
  • бортмеханик — в машинном блоке с укрепленным откидным креслом.

Кабина экипажа полностью герметизирована, с созданием автономного микроклимата, слегка превышенным по уровню давления, если сравнивать с окружающей средой.

Наиболее уязвимые части фюзеляжа дополнительно бронированы защитными плитами. Это же относится и к остеклению кабины и спинок кресел экипажа.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Конструкция

Пара двигателей марки ТВЗ объединены посредством редуктора единый силовой агрегат. Двигатели данной модели предусматривают возможность дополнительной установки воздухозаборников и узлов, экранирующих выхлоп.

Машина снабжена четырьмя баками, совместно вмещающими более двух тысяч литров топлива. Если потребуется, предусмотрена возможность размещения дополнительных баков по центру машины и на крыльях.

Конструкция трансмиссии не изменилась, перейдя от прототипа — Ми-8. Гидравлическая система выполнена в два контура, управляющих:

  • устойчивостью машины в воздухе;
  • работой шасси.

В задачи воздушной системы входит:

  • поддержание надлежащего микроклимата внутри салона с дополнительной поставкой кислорода;
  • кондиционирование кабины.

В результате температурный диапазон воздуха окружающей среды, доступный для полетов — в пределах от 50-ти градусов в отрицательную сторону, до 37-ми с плюсом.

Постоянный электрический ток с напряжением 27 вольт вырабатывается двумя генераторами, обеспечивая функционирование оборудования. Ми с цифровым индексом 24 также оборудован аналогичным количеством аккумуляторов электроэнергии.

Навигационное оборудование позволяет выполнять боевые задачи в условиях недостаточной видимости и при сложных метеорологических условиях. Крен и тангаж вычисляются автоматическим управляющим комплексом САУ, при наличии автопилота. «Крокодил» оборудован радиокомпасами, указывающими высоту и угол смещения.

Связь экипажа обеспечивается посредством:

  • радиостанции, работающей на частотах УКВ;
  • комплекса «Карат».

При возникновении опасности или проблем с работой систем, экипаж предупреждается голосовыми сообщениями системы оповещения.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Кабина Ми-24

Технические характеристики

Советская разработка модели вертолета Ми-24 отличается следующими техническими характеристиками, представленными в таблице:

Параметр Единица измерения Величина
Диаметр подъемного винта мм 17300
Диаметр винта управления мм 3908
Длина корпуса мм 17510
Ширина корпуса мм 1700
Высота мм 3900
Предельная масса для взлета т 11,5
Марка двигателей ТВЗ-117В
Суммарная мощность силовой установки л.с. 5000
Вместимость личного состава, вместе с членами экипажа чел. 11
Предельная величина скорости при полете в горизонтальном направлении км/ч 450
Фактическое расстояние полета км 450
Высота практического потолка км 4,950

Дополнительное вооружение

Персонально для «Крокодила» разработано следующее дополнительное вооружение. С конца семидесятых годов прошлого века машина оснащалась:

  • гранатометом автоматического действия АГС-17;
  • четырехствольным пулеметом Якб-12,7;
  • двумя четырехствольными ГШГ калибром 6,72 мм.

В восьмидесятые годы вертолет Ми под номером 24 оснастили двумя ракетами для поражения воздушных целей.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Летно-технические характеристики вертолета Ми-24

Модификации Ми-24

Серийно выпускались модификации Ми-24, с добавлением к обозначению следующих буквенных символов:

  • А — первая из серийных модификаций с удлиненной кабиной при дополнительном бронировании и правосторонним расположением рулевого винта и измененной конструкцией крепежа ПТУРов; версия Ми-24 с индексом А производилась с 1971 года;
  • В — наиболее массовое исполнение с противотанковым ракетным комплексом «Штурм» и комплексом наведения «Радуга»; несколько изменилась конструкция рамы и топливной системы; производилась до 1986 года;
  • Д — модель с переоборудованной кабиной, сохранившейся до настоящего времени; это исполнение пошло в серию с 1973 года; двигатели этой модификации Ми-24 дополнительно защищались от пыли, что повысило их срок службы;
  • ВП — вертолет с усиленным вооружением, превосходящим по характеристикам модель США «Апач». Производился с 1989 года и позволял выполнять боевые задачи в ночное время суток, с противодействием самолетам противника с помощью ракетного вооружения;
  • Ми-35 — экспортный вариант исполнения Ми-24В производимый РФ.
Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Ми-35

Применение «Крокодила» в Афганистане выявило его слабые стороны. В связи с, уязвимостью от ударов переносных зенитных комплексов на вертолет установили отстреливающиеся тепловые ловушки и другое оборудование, препятствующее попаданию в вертолет ракет ГСН. Отдельные «вертушки» оснастили ночным прицелом, расширяющим функциональность.

На заметку! Полный список модификаций включает несколько десятков, отличаясь вооружением, длиной крыла, материалом лопастей и другими особенностями. На Ми-24П разместили пушку ГШ-30К на неподвижной турели, при количестве снарядов в боекомплекте — 250 и с демонтированным пулеметом. Модификация Ми-24П известна как изделие 243.

Преимущества и недостатки

Ми-24 выгодно отличается:

  • высокой надежностью и живучестью;
  • мощностью броневой защиты, предохраняющей от ударов противника;
  • обширным боевым арсеналом.

Но при этих недостатках стоит отметить, что чрезмерный вес и габариты машины. Это снижает маневренность «Крокодила», в связи с недостаточностью мощности двигателей и КПД винтов.

Боевое применение

Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.

С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».

Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.

После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.

Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

В популярной культуре

Этот популярный советский вертолет неоднократно участвовал в западных кинофильмах, включая «Красный рассвет», некоторые из версий «Рембо». Но вместо настоящих двадцатьчетверок использовали вертолеты французского производства. Поначалу сходство было обеспечено довольно сносно. Но в других блокбастерах применялись муляжи или другие машины, существенно отличавшиеся от советской.

Заключение

Боевой стаж вертолета Ми-24 превысил уже три десятка лет. Он по-прежнему остается в строю, хотя уже выпущены более новые разработки. Сложно представить, насколько расчетливо подошли конструкторы к созданию базовой модели, предусмотрев возможность модификаций, обеспечивших долголетие боевого вертолета Ми-24, до сих пор не уступающего по техническим характеристикам большинству зарубежных аналогов.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: