Надводные ракетные крейсера: попытки создания и причины неудачи

Атомные субмарины с баллистическим оружием (ПЛАРБ) в России известны как «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). Что же касается надводных ракетных крейсеров, то они неизвестны никому. В этом нет ничего странного, т.к. подобные отсутствуют в принципе.

Однако в мировой военной истории существовал момент, когда такие суда могли стать серьезной силой в Средиземном море. Ниже рассказано, почему данный проект так и не был претворен в жизнь.

Надводные ракетные крейсера: попытки создания и причины неудачи
Первая ракета для подводного базирования — Polaris A1

В первой половине 60-х годов прошлого столетия в Соединенных Штатах все-таки смогли разработать приличную баллистическую ракету на твердом топливе под названием «Поларис». Она предназначалась для размещения на ракетных подводных лодках. У Polaris имелось множество достоинств. Минус – маленький радиус поражения.

Максимальная дистанция в 1 900 км подразумевала, что подлодка будет вынуждена прятаться на опасно близком расстоянии от российских берегов. Закономерным выходом из положения могло стать размещение большего числа ракет ближе к Советскому Союзу – в Старом Свете.

США готовы были предоставить властям европейских государств 100 «Поларисов» в составе мобильных железнодорожных комплексов.

Препятствием стала алчность французов. Лидер страны, Шарль де Голль, пожелал, чтобы целых 30% ракет считались принадлежащими Франции и были под властью Парижа, а не главнокомандующего Североатлантического альянса (фактически Америки).

Вашингтон такое условие не устраивало. Американцы вернулись к идее модификации кораблей. Однако рассказывать кому-либо секреты создания глубоководных ракетоносцев они отнюдь не горели желанием (исключением стал только туманный Альбион). В связи с этим решение проблемы нашли в создании морских сил из надводных ракетных крейсеров.

Блестящий замысел: отечественные патрульные самолеты большой дальности были недостаточно развиты, а слежки из безвоздушного пространства в те годы еще не существовало. На показатели живучести надводному крейсеру было грех жаловаться, а Средиземное море почти безраздельно принадлежало странам Североатлантического альянса.

Таким образом, Америка, Франция, Италия, Соединенное Королевство и Германия объединили усилия и сформировали флот из четверти сотни кораблей с суммарным арсеналом в 200 ракет. США хотели даже создать ракетные линейные суда.

Надводные ракетные крейсера: попытки создания и причины неудачи
Крейсер «Джузеппе Гарибальди»

Для эксперимента отдали предпочтение почетному ветерану, итальянскому военному кораблю времен Великой Отечественной «Джузеппе Гарибальди». Его оборудовали 4-мя пусковыми установками. С «пенсионера» даже осуществили тестовые запуски.

Но здесь сыграли роль политические дрязги и технические моменты: страны-участницы проекта перессорились между собой, после Карибского кризиса грянуло время разрядки отношений СССР и США. Кроме того, были созданы ракеты с гораздо совершенными возможностями, поэтому везти старые ближе к рубежам Советского Союза оказалось бессмысленным.

Правда, Италия не сдавалась. Ее никак не отпускала мечта создать надводные крейсеры. Она протестировала свою ракету на твердом топливе под названием «Альфа», на которой планировалось разместить атомный заряд. Однако в 1975 г. итальянцы были вынуждены свернуть проект, поскольку они присоединились к договору о нераспространении атомного оружия. На этом и заканчивается история создания стратегических военных кораблей, а попутно – и атомной бомбы Италии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: