Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»

Они могли погибнуть в Баренцевом море. Матросы страдали от низких температур, нехватки пищи и воды. Однако британские и русские моряки не падали духом. Совместными усилиями они сражались за жизнь, чтобы не дать умереть еще 50 людям.

Гибель «Киева»

Пароход «Киев» являлся одним из самых больших кораблей Дальневосточного пароходства. Его создали в 1917 г. на судостроительной гамбургской верфи, а в 1932 г. судно купил Советский Союз, под флагом которого оно и плавало.

После начала Второй мировой корабль успел посетить Америку, откуда привез 6 000 т военной поклажи. Побывал на ремонте – в ходе немецкого нападения на мурманскую гавань пароход был причинен ущерб. Затем, 10.04.1942 г. капитан дальнего плавания Л. Силин, командовавший судном, повел корабль в западном направлении. Пароход вез американцам и англичанам груз дерева и хрома, занимая свою позицию в ордере конвоя QP-10.

Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»
Пароход «Киев»

Караван кораблей целеустремленно двигался в западном направлении, отражая нападения немецкой авиации. Однако «Киев» не достиг гавани. Ночью 13.04.1942 г. в окрестностях о. Медвежий судно атаковала и потопила вражеская субмарина У-436.

Капитан Силин распорядился покинуть боевые посты и посты управления, проверить комнаты, а спасательные лодки спустить на воду. От детонации торпеды погибло 5 моряков. Из 4 шлюпок, имевшихся на «Киеве», на воду получилось спустить 3 лодки. Все люди с корабля эвакуировались на них.

Через некоторое время русских матросов подобрал британский корвет. Так экипаж парохода опять оказался в Исландии, но на чужом корабле.

Кошмарный путь на Родину

В Великобританию русских матросов привезли на судне «Ливерпуль». Здесь им помогло посольство СССР. Однако домой экипаж затонувшего корабля возвращался не вместе. Часть моряков направили в Мурманск на судах печально знаменитого конвоя PQ-17. Им пришлось пережить тяжелые испытания.

Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»
Крейсер «Ливерпуль»

Старший помощник Ф.А. Погребняк, старший механик Д.Г. Иванцов и корабельный доктор А.И. Лескин во время роспуска конвоя находились на британском корабле «Эмпайр Байрон». Данный корабль транспортировал одну из первых партий бронемашин «Черчилль» для Советского Союза. Танки сопровождал английский танкист капитан Римингтон.

После того, как Адмиралтейство отдало распоряжение всем кораблям рассредоточиться и двигаться в русские порты, фашисты стали их безжалостно уничтожать.

«Эмпайр Байрон» недолго пробыл незамеченным врагом.

В первой половине дня 05.07.1942 г. на него напала подводная лодка У-703. Пароход сотрясся от мощного взрыва и стал быстро идти ко дну. Однако его команда смогла спустить на воду 2 лодки, которые стали пристанищем для 60 человек. В их число попали и 3 советских матроса.

Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»

Через короткое время приплыли и виновники катастрофы. Гитлеровцы переправили на лодки выловленного ими из моря механика и начали допрашивать выживших о грузе, наименовании корабля и его капитане.

Не обнаружив командира парохода, немцы забрали с собой вышеупомянутого сопровождающего танки, дали спасшимся небольшое количество продовольствия и алкоголь и показали курс на сушу. U-703 уплыла, бросив матросов с затопленного ей корабля на произвол судьбы. Им предстояло тяжелое испытание.

Товарищи по несчастью

Лодки пополам разделили пресную воду и провиант. В неприкосновенный резерв каждой шлюпки включили дюжину бутылок рома, который в дальнейшем оказался очень полезным матросам.

Одно из плавательных средств имело двигатель. Эта шлюпка взяла на прицеп другую лодку. Уцелевшие в кораблекрушении поплыли в направлении Новой Земли.

Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»
Район гибели судов конвоя

Оправившись от потрясения после катастрофы, матросы предпринимали все возможное, чтобы остаться в живых. В лодке, где находились 3 советских гражданина, командовал Уильям Пранс – старший помощник затонувшего парохода. Этому человеку было 50 лет.

Он являлся опытным моряком, требовавшим беспрекословной дисциплины. Вместе с тем его нельзя упрекнуть в несправедливости. Пранс не отчаивался и не допускал хаоса в лодке. Вместе с русским корабельным врачом Лескиным старпом являлся ангелом-хранителем уцелевших обитателей шлюпки.

Часть моряков страдала от серьезных проблем со здоровьем. Прежде всего, речь идет о тех, кого затащили в лодки из холодной войны после кораблекрушения. Когда матросы лишались чувств, им помогали все те же старпом и доктор.

Главным лекарственным средством являлся ром. Когда человек терял сознание, Пранс вливал часть спиртного в рот моряку. Благодаря этому больной приходил в себя.

Лескин же боролся с последствиями мороза. У матросов сильно замерзали верхние и нижние конечности. Судовой врач поочередное разувал их, массировал ноги и смазывал их маслом, чтобы возобновить кровообращение. Благодаря этому множество людей сохранили свои конечности от ампутации и обморожения.

Через короткое время у двигателя закончилось горючее. Пресная вода тоже была на исходе… Однако старпом был строг – Пранс заявил, что выкинет в море каждого, кто попытается своровать воду. Корабли продолжили двигаться под парусами. На 8-ой день люди чувствовали себя плохо. Однако ни один человек не жаловался – берегли силы. Эти немытые и небритые люди жили верой, что того и гляди они достигнут суши.

Назло смерти: как спасали свою жизнь русские и английские матросы «Эмпайра Байрона»
Корвет «Дианелла»

Самым стойким являлся старпом, пример которого вселял мужество в остальных. Когда на 12-е сутки плавания люди уже потеряли надежду на спасение, именно Пранс увидел точку на горизонте. Постепенно та увеличилась и через короткое время стала британским кораблем «Дианелла». Счастье спасшихся было безграничным.

Русская награда английскому офицеру

Когда «Дианелла» приняла потерпевших кораблекрушение на борт, то выяснилось, что до Новой Земли им предстояло проплыть еще 80 миль. Корвет привез спасенных в Архангельск. Тяготы и лишения команды и пассажиров затопленного U-703 парохода подошли к концу.

В отличие от множества матросов конвоя PQ-17 они остались в живых. В этом имелась большая заслуга старшего помощника.

Советское правительство отдало дань уважения офицеру британского торгового флота, наградив У. Пранса орденом Отечественной войны первой степени за отвагу и мужество при транспортировке вооружения в СССР.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: