Автогигант специального назначения: 24-колесный МАЗ

Во время противостояния с блоком НАТО Советский Союз не скупился на деньги и материалы для повышения ядерной мощи страны. Например, в первой половине 80-х годов в БССР на предприятии МАЗ была создана огромная грузовая машина с дюжиной пар колес. Ее основная функция заключалась в перевозке и запуске МБР. Это было транспортное средство колоссальных габаритов.

В 1983 г. МАЗ разработал экспериментальный грузовик специального назначения, который получил обозначение «7904». Тогда же его направили на космодром Байконур для последующего тестирования. Машину создали для эксплуатации в проекте «Энергия-Буран» для перевозки рухнувших из безвоздушного пространства частей летательных аппаратов и отсоединившихся ступеней ракет. На колеса грузовика поставили мотор от корабля мощностью 1 500 л.с.

Автогигант специального назначения: 24-колесный МАЗ
МАЗ-7904

Использование этой машины послужило толчком к разработке колес на комплекс с индексом «7906» в рамках новой программы «Целина-2». В 1984 г. на Минском автозаводе создали 2 модели грузовика с 16 колесами, а в 1985 г. – МАЗ-7907 с дюжиной пар шасси. В первой половине 80-х годов прошли тестирование два варианта колес грузовика с грузоподъемностью до 140 000 – 150 000 кг. Шасси, изготовленные фирмой «Бриджстоун» обладали диаметром 280 см.

Габариты МАЗ-7907 поражали воображение: это было транспортное средство высотой 4,5 м, длиной 32 м и шириной 6,8 м. Ключевая инженерная специфика машины заключалась в наличии газотурбинного силового агрегата мощностью 1 250 л.с., находившегося в передней части колес. Мотор функционировал на электрогенераторе VSG-625. Последний направлял энергию на 24 электромотора общей мощностью 720 кВт.

Машина обладала достаточно замысловатой, но надежной трансмиссией с двумя дюжинами ведущих шасси. Специфическое строение и большой размер колес давали возможность МАЗ-7907 ехать по бездорожью, разгоняясь до 25 км/ч. Вес автомобиля составлял около 65 т. С ракетой масса становилась больше 200 т. Это уникальный мобильный комплекс с 24 ведущими колесами, 2/3 которых были способны крутиться в разные стороны.

Программа «Целина-2» стартовала во второй половине 70-х годов. Первые колеса для грузовика создали на МАЗе в 1982 г. Процесс разработки комплекса являлся тайной под семью печатями. Программа засекречена по сей день. МАЗ-7904 предназначался для доставки и запуска МБР «Молодец» длиной 22,6 м и весом 104 500 кг.

Автогигант специального назначения: 24-колесный МАЗ
Гигантские размеры

Транспортное средство, прежде всего, создавали для перемещения по бездорожью. Колеса с индексами 7906 и 7907 благополучно прошли тестирование. Испытательные отряды, работавшие по 40 суток каждый, отправлялись на полигон, минуя ряд контрольных пунктов.

Необходимость проверить автомобиль максимально быстро и высокие темпы программы испытаний заставили привлечь множество экспертов Минского автозавода, включая Ф. Цурпо и А. Савина. В ходе тестирования выявили ряд недостатков комплексов, которые сразу устраняли.

Комплекс тайно доставили на космодром для проверки. Его судьба на Байконуре неизвестна. Почему от использования автомобилей отказались – неясно.

В 2006 г. пару машин направили на МАЗ для восстановления. Потом МАЗ-7907 хотели сделать экспонатами музея боевой техники. Впрочем, этого не произошло.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: