Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета

Боинг 747 является самым длинным самолетом в истории гражданской авиации. Благодаря своему широкому распространению, лайнер один из самых узнаваемых. Боинг 747 в течении 37 лет был самым вместительным самолетом в мире. Сейчас производитель упорно работает над улучшениями всего семейства 747-ых Боингов.

История

Потребность в Боинг-747 появилась в 1960-х, когда количество авиаперевозок начало существенно увеличиваться. На тот момент самым большим самолетом был Боинг-707, который уже практически не справлялся с объемами перевозок. Ранее были проекты крупных самолетов для военных нужд, но корпорация Боинг проиграла его Lockheed. Несмотря на это, самый большой покупатель Боингов Pan American выдвинул требования для создания лайнера, размеры которого будут в два раза больше 707-го. Уже в 1966 году была представлена конфигурация 747-го Боинга.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета

Разработка

Изначально основной идеей был двухпалубный самолет, но из-за конструктивных сложностей от нее пришлось отказаться в пользу горбатого лайнера. Первая серия самолетов включала в себя 100 единиц. 25 из них был выкуплены авиакомпанией Pan American.

Эксперты того времени были уверены, что такие объемные самолеты вскоре утратят потребность и будут вытеснены аналогами со сверхзвуковыми моторами. По этой причине лайнер создавался как грузопассажирский самолет, который со временем будет полностью переоборудован для грузовых целей. Однако пользоваться спросом он не перестал и в 1993 году было создано уже 1000 таких экземпляров. Популярность начала падать только в 2000-х годах.

Самолет оснащался турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности JT9D. Лайнер также оснащался 4 резервными гидравлическими системами и щелевыми закрылками. Такие конструкторские решения позволяли использовать огромную машину на стандартных ВПП.

Чтобы получить сертификат летной годности, производителю пришлось создать нестандартное учебное устройство на кабине грузовика. Это было сделано с той целью, чтобы имитировать высокое расположение пилотов, так как на горбатом самолете их кабина расположена на втором ярусе.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Джо Саттер (Joe Sutter) и его Boeing 747-100

Производство

В 1964 году руководством было принято решение о создании нового завода специально для производства таких крупных самолетов. В самом начале компания столкнулась с серьезными проблемами. Местность, где планировалось построить завод, была сильно удалена от железной дороги. Территория также была не в самом лучшем состоянии — территория не обустроена, было болото.

Интересно! На данный момент завод по производству таких самолетов является самым крупным заводом в мире. Его площадь — 51 га на момент запуска производства. Площадь всей промзоны достигает 281 га. Такую огромную территорию удалось застроить и оборудовать 2800 рабочим, которые вырубили лес и высушили болото. Цена завода составляла 200 миллионов долларов и 5 потребовалось для создания железнодорожной ветки до него.

По соглашению, компания Boeing была обязана подготовить первый экземпляр к 1970 году авиакомпании «Pan Am». Работа продвигалась очень быстро, поскольку были привлечены специалисты из заводов ВВС США. Это, кстати, было запрещено законом, но никто на тот факт не обращал внимания. Для производства также привлекались крупнейшие авиастроительные компании. Была задействована недорогая рабочая сила государственных работников. В итоге, затраты на производство были полностью окуплены.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Boeing 747

Эксплуатация

Поскольку Боинг-747 являлся первым таким крупным самолетом, многие крупные авиакомпании относились к нему с опаской и доброй частью скептицизма. На то время главный конкурент Боинга «МакДоннелл-Дуглас» представлял свои экземпляры. Внимание авиакомпаний больше падали на трехмоторный McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Оба этих самолета была намного меньше 747-го Боинга.

Скептики утверждали, что лайнер не будет обладать достаточной экономичностью и вовсе не будет пользоваться спросом на дальнемагистральные маршруты. Кроме того, была вероятность, что из-за крупных габаритов, лайнер не сможет маневрировать на стандартных полосах аэропорта.

Но главным препятствием был высокий расход топлива по сравнению с трехмоторными агрегатами. Для многих авиакомпаний вопрос экономичности был особо важен, так как из-за высокого расхода пришлось бы повышать цены на билеты.

В 1970-х произошел топливный кризис, который почти окончательно отвернул 747 Боинг от потребителей. Большинство самолетов летало полупустыми. Компания American Airlines попробовала привлечь пассажиров, поставив в самолет пианино и барные стойки, но этого оказалось недостаточно. В конечном счете самолеты переоборудовали в грузовые и продали. Continental Airlines последовала тому же примеру. Рынок захватили McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 Tristar. Спустя некоторое время на рынок также вошли Airbus 300 и Boeing 767.

На сегодняшний день 747 Боинги все-таки эксплуатируются не только на дальних, но и на коротких маршрутах.

  • Больше всего самолетом принадлежало авиакомпании Japan Airlines, но сейчас уже все они списаны. Последний вылет 747-го состоялся в 2011 году.
  • Авиакомпания British Airlines эксплуатирует машину до сих пор. Правда модифицированную версию — 747-400.
  • В России данный лайнер эксплуатировался компанией Трансаэро. Воздушный флот грузового авиаперевозчика AirBridgeCargo в основном состоит из 747-ых Боингов. 5 Боингов 747-400 эксплуатируется авиакомпанией «Россия».

Также самолеты используются еще одной грузовой авиакомпанией «Sky Gates Airlines».

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Джо Саттер – американский инженер компании Boeing

Будущее Boeing-747

После модификации 747-400 было еще множество других вариантов и предложений по дальнейшей судьбе 747. В 2005 году был утвержден один из предложенных вариантов — Боинг 747-8. Вскоре Боингу пришлось запустить еще один проект — 747-Х, который являлся ответом на конкурента Airbus A3XX. Производитель хотел создать самолет с вместительностью до 800 пассажиров. Новым лайнерам дали название Boeing 747-500X и Boeing 747-600X. За проект готовы были браться General Electric и Pratt & Whitney, но большинство авиакомпаний высказались в пользу принципиально новой версии лайнера, чем модификации.

При конкурентной борьбе с Airbus, Boeing сначала взялся за проект 747Х, но затем отменил это решение и начал разрабатывать «Sonic Cruiser». Отличительной особенностью самолета данной версии являлась субзвуковая скорость. Однако и этот проект был закрыт, и производитель начал разрабатывать Боинг-787. В ходе всего этого, некоторые наработки использовались в самолетах Boeing 747-400ER.

В 2004 году Боинг начал работать над новым проектом 747 «Advanced». Данный самолет в дальнейшем получил название Boeing 747-8. Всего было заказано 109 единиц. Для гражданской авиации было заказано 37 Боингов и для грузоперевозок 76.

Последний Боинг 747-400 доставили для China Airlines В 2005 году. Основным заказчиком гражданских Боингов 747-8 является Lufthansa, Air China и Korean Air. Со временем постепенно количество лайнеров 747 уменьшается, так как на рынке начало присутствовать много достойных вариантов — 777, A350 и 787.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Пассажирский самолет Boening 747-8

Конструкция

Главной внешней особенностью, по которой можно узнать самолет, является горб в носовой части. Первоначальная версия лайнера подразумевала полноценный двухпалубный самолет, но по определенным причинам от этой идеи отказались, оставив 35% общей длины второго этажа.

Топливный баки расположены в крыле и в хвостовой части. Крыло имеет однокилевое оперение. Конфигурация — низкоплан со стреловидным крылом.

Из-за слабо развитой инфраструктуры аэропортов в прошлом, крыло пришлось делать сильно подвижным механически. Оно имеет трехщелевые закрылки Фаулера для более быстрого торможения при посадке, так как ранее ВПП были слишком коротки для такого большого самолета.

На заметку! Современные аэропорты без проблем могут принимать 747-е Боинги.

Верхний ярус

Верхний ярус может быть в нескольких исполнениях. В каждом из них спереди располагается кабина пилотов. Далее, второй ярус может быть оборудован только местами для бизнес или эконом класса, или совмещенный. Если оборудовать верхний ярус только пассажирам эконом класса, то получится 50 дополнительных мест.

В совмещенном варианта предполагается 3 ряда кресел для бизнес-класса и 9 рядов кресел повышенной комфортности. Расположение мест — 2-2.

Нижний ярус

Нижний ярус полностью предназначен для пассажиров. Расположение кресел — 3-4-3. Имеется два прохода, как и у любых других широкофюзеляжных самолетов. Чаще всего нижний ярус компонуется местами эконом-класса и креслами повышенного комфорта.

Аэродинамическая схема

Аэродинамическая схема Boeing-747 включает в себя четырехмоторный турбовентиляторный низкоплан, имеющий стреловидное крыло и однокилевое оперение.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета

Технические характеристики

Технические характеристики 747-100 747-400ER 747-8
Длина самолета, м 70,6 70,6 76,3
Размах крыла, м 59,6 64,4 68,5
Высота, м 19,3 19,4 19,4
Площадь крыла, м2 511 541 554
Вес самолета без груза и пассажиров, т 162,4 180,8 214,5
Максимально допустимая для взлета масса, кг 340,2 412,8 442,2
Крейсерская скорость, км/ч 955 988 988
Максимальная дальность полета при полной загрузке, км 9800 14 205 14 815
Бак, л 183 380 241 140 242 470
Максимальная вместимость груза, м3 170,6 158,6 275,6
Вместимость пассажиров 366 (3 класса)

454 (2 класса)

416 (3 класса)

524 (2 класса)

467 (3 класса)

581 (2 класса)

Двигатели Pratt & Whitney JT9D General Electric CF6-80 General Electric GEnx-2B67
Тяга моторов 222,4 кН (22,6 т) 281,1 кН (28,68 т) 296,0 кН (30,2 т)
Экипаж 3 2 2

Схема салона

Модификация 747-100 имеет следующее расположение кресел. Верхняя палуба включает 3 ряда сидений бизнес-класса и 9 рядом эконом-класса. На нижней палубе располагается 57 рядов кресел для эконом-класса.

Общее расположение кресел на первом ярусе — 3-4-3. Однако ряд 10 и 11 имеет всего по два сиденья с обеих сторон при отсутствии среднего ряда. 64, 65 и 66 ряд также имеет по два кресла с каждой стороны, но присутствует средний ряд. С 12 ряда по 18 имеется по три кресла с каждой стороны.

Модификация 747-SP отличается удлиненным верхним ярусом, на который помещается больше пассажиров класса-эконом. Бизнес-класс в этой версии перемещен вниз и включает в себя 5 рядов кресел.

747-200B имеет всего 3 ряда сидений на верхней палубе, предназначенных для бизнеса. Также есть 7 рядов кресел для бизнес-класса на нижней палубе. Всего в самолете есть 6 салонов. Туалетные комнаты есть на верхнем ярусе, на нижнем между 1 и 2 салоном, между 3 и 4 салоном, а также в носовой и хвостовой частях. Аварийные выходы есть на верхнем ярусе и 5 на нижнем. На места возле аварийных выходов запрещается садиться родителям с маленьким ребенком.

Боинг 747-300 имеет 69 рядов кресел и 7 салонов. Два салона есть на верхней палубе. В одном расположены бизнес места, а в другом эконом. С 10 по 18 ряд кресла имеют компоновку по 2 и по 3 места. Остальные ряды имеют по 3 кресла сбоку и 4 в среднем. Но есть и исключения — 19, 20, ряд имеет всего 2 места в среднем блоке. В рядах 66-68 по два кресла установлены сбоку, вместо трех.

В Боинге 747-400ER помимо основного экрана телевизора имеются мониторы, встроенные на спинках впереди стоящих кресел.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Boeing 747-400 – схема салона

Советы по выбору места

Вне зависимости от модификации, есть общие правила выбора места.

  1. Расположение мест в лайнере может отличаться в зависимости от авиакомпании. В особенности это касается новых самолетов с местами первого и бизнес-класса.
  2. Новые самолеты обладают достаточно хорошей шумоизоляцией, но самыми тихими считаются места в носовой части подальше от двигателей.
  3. Места у аварийных выходов несколько имеют дополнительное пространство между рядами.
  4. На рядах с краю подлокотники могут не откидываться.
  5. На первых рядах вместо откидных столов, имеются выдвижные.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета

Модификации

  • 747-100

Боинг 747-100 является самой первой версией двухпалубных лайнеров данной компании. Вместительность пассажиров варьировалась от 366 до 452 мест в зависимости от мест бизнес-класса или мест повышенной комфортности. Максимальная дальность полета могла достигать 9500 км. Даты производства — с 1968 по 1976 год.

  • 747SP

Данный самолет отличается от предыдущей версии вместительностью, которая составляет всего 220 пассажиров. Длина фюзеляжа была уменьшена с целью увеличения длительности полета и установки более экономичных двигателей. Данное решение было актуальным из-за нефтяного кризиса.

  • 747-200

Считается одним из самых удачных ранних лайнеров. Главной особенностью является универсальность. 747-200 может быть полностью грузовым или пассажирским. Есть также и комбинированные варианты. Самолет имеет мощные, но экономичные двигатели. Максимальная масса на взлет увеличилась до 380 тонн, а длительность полета до 12690 км.

  • 747-300

Изначально самолет выпускался с тремя двигателями, но из-за низкого спроса их заменили классическим четырехмоторным вариантом в 1980 году. Верхний этаж имеет больше места и благодаря этому вместимость пассажиров могла возрасти до 624 при условии всех мест эконом-класса.

  • 747-400

Боинг 747-400 является самой популярной версией. Отличительной чертой лайнера является наличие вертикальных винглетов крыла. Они служат снижению индуктивного сопротивления крыла. На японских островах у большинства таких самолетов эта деталь отсутствует из-за коротких расстояний перелета.

  • 747-8

Данная модификация является самой новой. Инженеры смогли внести в самолет еще больше мест, увеличить массу при взлете. Двухпалубник поставляется авиакомпаниям с 2011 года.

  • 747 LCF Dreamlifter

Данный экземпляр используется для того, чтобы перевозить крупногабаритный груз. В первую очередь компания Боинг будет его использовать для доставки крыла и фюзеляжа для Boeing 787. Ранее это было затруднительно сделать, так как использовался наземный и водный транспорт, а сама запчасть могла идти месяц.

  • Военно-транспортные модификации

Для военных нужд данный самолет использовался, как грузовой. У лайнера был увеличен боковой люк и усилен пол. Последнее было сделано с целью загрузки на борт тяжелой бронетехники. Для этого потребовалось усовершенствовать грузовую балку.

Boeing 747: вместительность двухэтажного самолета
Boeing-747 – модификации

Интересные факты

  • Боинг-747 после выхода еще 36 лет был единственным широкофюзеляжным самолетом, в который помещалось наибольшее количество пассажиров.
  • Компания Боинг была в сложном положении из-за сжатых сроков поставки лайнеров. По этой причине первый экземпляр собирался над открытым небом. В дальнейшем авиакомпания взяла кредит на 2 миллиарда долларов и выстроила огромное производственное здание, которое считается самым большим в мире. Площадь сооружения равнялась 70 футбольным полям.
  • Boeing- 747 используется в военных целях, для перемещения груза или людей и даже для тушения пожара. В этот лайнер помещается 76 тысяч литров воды.
  • Одной из основных особенностей является строение крыла. Оно имеет больший угол стреловидности для снижения колебаний.
  • Президент США также летает на Боинг-747 в усовершенствованной версии.

Аварии и катастрофы

На данный момент, если учитывать все катастрофы и аварии, то было потеряно 63 самолета. При этом его пытались угнать 32 раза. Соединив вместе все происшествия получится, что погибло 3746 человек.

Самой крупной авиакатастрофой считается столкновение двух самолетов, одним из которых был Boeing-747. Произошло это в Тенерифе. Тогда погибло 583 человека.

Заключение

Изначально лайнер должен был стать самолетом, который отработает недолгую вахту и ему на замену придут сверхзвуковые двигатели. Но несмотря на это, самолет благодаря своей универсальности, смог продержаться до сих пор. Постепенно усовершенствуясь наверняка лайнер прослужит еще дольше.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: