​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации

Необходимость в военных бронемашинах со взаимозаменяемыми агрегатами возникла давно. Именно это послужило толчком к созданию «Тайфунов» — автомобилей с унифицированной базой, отвечающих запросам армии. Разработка этой техники, конечно же, частично засекречена, однако, некоторые модели уже поступили на вооружение в войсковые подразделения. Их высокая степень защиты и повышенная проходимость позволяют обеспечить четкое решение тактических задач.

История возникновения

В конце двадцатого века в СССР планировалось создание унифицированной модели шасси для военных автомобилей. Этот проект входил в секретную программу «Гараж», которая была завершена в связи с отсутствием финансирования и распадом Советского Союза.

Однако в 2010 году, в рамках стратегического плана по развитию военной техники, создание такой автомобильной платформы для военных бронемашин, снова стало возможным.

Автомобили, входящие в семейство «Тайфун», а к ним относятся КамАЗ-63968, КамАЗ 63969, КамАЗ 53949, Урал-63095 и Урал-63099, впервые были показаны в середине 2011 года. Показательные испытания этих машин проводились на территории полигона Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ.

В разработке бронеавтомобилей принимали участие более 120 предприятий России, в их число входят КамАЗ, УралАЗ, ЯМЗ, Росатом (Федеральный ядерный центр в Сарове), московский НИИ стали, МГТУ им. Баумана и другие.

​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации
Автомобили, входящие в семейство «Тайфун»

Машины семейства «Тайфун» были продемонстрированы на военном параде, 9 мая 2014 и 2015 года.

Первые партии бронетехники поступили в войсковые части зимой 2014 и весной 2015 года.

Факт. Разделение техники на две партии было связано с необходимостью доработок после проведения очередных испытаний.

Конструкция

Унифицированные агрегаты

Унифицированная база «Тайфунов» состоит из следующих агрегатов:

  • дизельный двигатель;
  • гидромеханическая АКПП;
  • независимая управляемая подвеска;
  • бортовая информационно-управляющая система (БИУС);
  • шины регулируемого давления.

Функционал

Модели могут иметь двухосное или трехосное исполнение.

В герметичном кузове для перевозки военных поддерживается избыточное давление. Поступающий извне воздух предварительно проходит через фильтры системы ФВУ-100.

Унифицированная платформа предназначена для установки бронированных модулей, грузовых (открытых или закрытых) платформ или контейнеров, а также для модулей для перемещения десантных групп.

Рекомендована установка автомобилей следующего назначения:

  • для обеспечения огневой поддержки;
  • для разведки;
  • для санитарных нужд;
  • командно-штабные пункты;
  • транспортно-пусковое оборудование для ракет;
  • перевозка личного состава;
  • конвой.

​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации

На заметку. Бронемашины имеют довольно высокую, для такой массы, скорость — около 100 км/ч.

Защита от повреждений

Высокий уровень баллистического и противоминного щита обусловлен комбинированной броней (сталь и керамика), наличием бронированных стекол, позволяющих обеспечить автомобилям оборону на 380 градусов. V-образная форма днища в комплексе с сиденьями, поглощающими взрывную мощь, обеспечивает защиту против минных разрывов.

Крыши «Тайфунов» снабжены системой экстренной эвакуации бойцов — специальными люками. Видеокамеры, установленные по периметру, обеспечивают круговое наблюдение. А также дают возможность управления бронемашиной, в случае отсутствия видимости через лобовое стекло.

Для дополнительной защиты от реактивных противотанковых гранат разработаны навесные маты, которые рекомендуется крепить ремнями или липучками на корпус автомобиля. Эта конструкция нарушает формирование кумулятивной струи и значительно снижает риск поражения кузова.

Интересно. Во время испытаний под днищем КамАЗа-63968 взорвали снаряд мощностью 6 килограмм (эквивалент тротила), при этом были повреждены только шины и несколько кузовных деталей. Кабина и внутренняя часть кузова остались полностью неповрежденными.


Конструктивные особенности

Для максимальной защиты бронемашины силовая установка и некоторые трансмиссионные элементы расположены в защищенном модуле, которые располагается между грузовым кузовом и кабиной. Именно это, а также высокие требования к обеспечению защиты экипажа, оказывают влияние на распределение веса по осям. Для правильного распределения нагрузки вторая пара колес на «Тайфунах» перемещена ближе к кабине.

На автомобиле установлены управляемые передние мосты и независимая подвеска на гидропневматике, которая при необходимости позволяет изменить клиренс (дорожный просвет).

Средства наблюдения и связи

Вся техника, входящая в семейство бронированных унифицированных машин снабжена бортовой управляющей системой, внутренними и наружными видеокамерами, а также системой связи между кузовным модулем и кабиной.

Бортовая система

На бронемашины установлена система БИУС ГАЛС-Д1М, которая предназначена для ориентации, навигации и указания курса. Это устройство может работать как в составе автоматизированной войсковой системы управления, так и в автономном режиме. Управляющая аппаратура дает возможность оптимизировать параметры и определить максимально эффективный режим передвижения.

С помощью БИУС производится вычисление месторасположения техники, необходимой скорости, рассчитывается наклон и крен дороги, а также другие важные показатели.

ГАЛС-Д1М состоит из следующих элементов:

  • центральный блок управления;
  • монитор (устройство отображения);
  • инерциально-навигационный модуль;
  • дистанционный радар;
  • спутниковая антенна.

Возможности БИУС

Вычисление местоположения военной техники и ее указание на электронной карте.

Навигация, запись маршрута и ее сохранение.

Определение расстояние до пункта назначения и масштабирование.

Указание курса и пунктов/контрольных точек, введенных для отображения на электронной карте.

Поиск координат и целей после введения их адреса.

Отображение необходимых параметров движения на мониторе, включая определение скорости, координаты, направления движения, времени пути до пункта и т.д.

Вычисление координат по известному углу и дальности.

Хранение электронных навигационных карт в памяти.

Диагностика узлов и систем с указанием кода неисправности.

Модификации

КамАЗ 63968 Тайфун К

Универсальная бронемашина с повышенной защитой. Унификация с другими представителями семейства составляет около 86%.

Для производства использована модульная схема. Для обеспечения защиты снабжена комбинированной броней (керамика, сталь), позволяющей выдерживать взрыв осколочно-фугасного устройства массой восемь килограмм (эквивалент тротила) и бронированными стеклами (толщина 128,5 129 мм). Уровень защиты от повреждения пулями и снарядами — четвертый.

Бронемобиль имеет специальный амбразуры для ведения стрельбы. Возможна установка пулемета, управляемого дистанционным способом.

Крепления сидений находятся в верхней части модуля (на крыше), что значительно снижает воздействие от взрывов. Сиденья снабжены специальными фиксаторами для личного оружия, подголовниками и ремнями, обеспечивающими безопасность во время движения.

​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации
КамАЗ 63968 Тайфун К

Фильтрация воздуха осуществляется системой ФВУА-100А. На борту автомобиля имеется кондиционер.

На корме КамАЗа 63968 расположена специальная платформа (аппарель) для десантирования. На случай переворота или невозможности выхода бойцов через дверь в верхней части кузова сделаны аварийные люки.

Габариты:

  • ширина — 2550 мм;
  • длина — 7800 мм;
  • высота кабина/фюзеляж — 3120/3300 мм;
  • масса — 21 т.

КамАЗ 63969 «Тайфун К»

В отличие от предыдущей модели этот бронемобиль является корпусным. Также значительные различия имеют и лобовые части этих моделей. КамАЗ 63969 два листа брони в передней части, которые установлены друг к другу под углом и бронированное стекло с регулируемым щитом.

КамАЗ 63969 похож на стандартные модели бронетранспортеров на колесной базе. Однако эта машина предназначена для перевозки бойцов и грузы и имеет высокую степень защиты.

Корпус автомобиля имеет многогранную форму, образованную броней, соединенной под разными углами. V-образное днище. Аналогично предыдущей модели, надежно защищает «Тайфун» от взрывной волны.

Над водительским местом, а также в крыше кузова имеются аварийные люки, которые позволяют в случае чрезвычайной ситуации выбраться из машины. Аппарель снабжена гидравлическим подъемником и дверью, которую можно открыть вручную. Между колесными осями, сбоку бронированного модуля, также имеется запасной выход.

Габариты в миллиметрах:

  • ширина — 2520;
  • длина — 8990;
  • высота кабина — 2750;
  • масса — 23,7 т.
​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации
КамАЗ 63969 «Тайфун К»

КамАЗ 53949 «Тайфун» 4×4

Бронемашина, имеющая повышенную проходимость, обеспеченную колесной формулой 4×4. Броня комбинированная — керамика и сталь. В этой машине широко использованы наработки предыдущих моделей семейства.

Габариты в миллиметрах:

  • ширина — 2500;
  • длина — 6400;
  • высота кабина — 3300;
  • масса — 15,7 т.
​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации
КамАЗ 53949 «Тайфун» 4×4

Урал 63095 «Тайфун У»

Эта техника производится на Уральском автомобильном заводе и также относится к семейству «Тайфунов». Имеет капотную, рамную, трехосную, полноприводную платформу и модульную конструкцию. Броня комбинированная (керамика, сталь). Кузов снабжен двумя дверями и аварийными люками.

Габариты в миллиметрах:

  • ширина — 2550;
  • длина — 8850;
  • высота кабина — 3500;
  • масса — 24,5 т.

​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации

Урал 63099 «Тайфун У»

Однообъемный бронемобиль также созданный на Уральском автозаводе. Как и вся техника семейства «Тайфунов» имеет высокую степень защиты, обеспеченную комбинированной броней, амортизационной подвеской, поглощающей взрыв и особой конструкцией днища. Кузов имеет три штатных двери и три аварийных люка.

Габариты в миллиметрах:

  • ширина — 2550;
  • длина — 8400;
  • высота кабина — 3500;
  • масса — 24,5 т.
​​​​Бронеавтомобиль «Тайфун»: конструкция и модификации
Урал 63099 «Тайфун У»

Проектируемые модернизации

Разработки и дальнейшая модификация военных машин семейства продолжаются. Последней известной разработкой может служить бронированный автомобиль — «Тайфун — Д» на базе КамАЗа-4386. Эта техника относится к классу капотных броневиков, укомплектованных двумя мостами, и предназначена для использования в военно-десантных войсках.

Использование несущего броневого корпуса позволило снизить массу бронемашины почти на две тонны, по сравнению с предыдущей моделью. В качестве силовой установки планируется использование дизельного двигателя производства Cummins, а также автоматическую коробку передач, имеющую привод на две оси.

Интересно. При испытании корпуса в 2 метрах от него был взорван 152-миллиметровый снаряд, осколки которого не нанесли повреждения автомобилю.

Применение в зонах конфликтов

Бронемашины «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) в 2017 были использованы во время военных действий в Сирии. Техника оказывала поддержку саперным войскам при разминировании освобожденных областей.

Заключение

Разработка бронемашин, имеющих унифицированную базу, позволяет создать на единой базе различные типы военных автомобилей повышенной проходимости и с высокой степенью защиты. Именно «Тайфуны» помогут обеспечить мобильность и оперативное действие различных войсковых подразделений в боевых условиях. В частности, в ситуациях, когда недостаточно времени для проведения разведывательных операций и существует риск оказаться на заминированных участках дороги или попасть в «засаду».

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: