Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной

Субмарины еще со времен Жюля Верна подозревают в пиратских нападениях. А если напротив – подводное судно охотится за корсарами? Как это случилось в середине осени 1927 г. на территории Китая вблизи Биас Бэй…

Положение в Южно-Китайском море

Поднебесная 1920-х гг. была настоящим Клондайком. На побережье Южно-Китайского моря пышным цветом цвело настоящее пиратство.

Больше других печально прославились территории к северо-востоку от Гонконга (такие как Биас Бэй). Нападали даже на английские корабли. Флибустьеры оказывались на судне под видом обыкновенных пассажиров, а затем во время плавания неожиданно выхватывали оружие.

Англичане формировали объединенные экспедиции королевского ВМФ и правоохранительных органов Гонконга, уничтожали базы корсаров… но спустя короткое время все становилось по-прежнему. У обыкновенных морских судов никак не получалось поймать пиратов на месте преступления. Тогда британцы решили пойти на хитрость – применить против бандитов субмарины.

Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной
Подлодка L4, 1922 год

В сумерках 20.10.1927 г. подводная лодка Л4 в темноте обнаружила корабль, движущийся без освещения. Им был пароход «Ирен» водоизмещением 1343 т. Экипаж состоял из представителей различных наций: капитан из Норвегии, 6 офицеров-европейцев (половина из них англичане). Судно шло под флагом Поднебесной.

Ночью 17.10.1927 г. пароход отплыл из Шанхая. На корабле был груз и пассажиры из Китая. По пути судно посетило порт Амой (в настоящее время Самынь), где на борт зашли еще пассажиры. В их числе и 17 флибустьеров. Преступники легко пронесли оружие под одеждой и в вещах и стали дожидаться удобного случая для нападения.

Захват

В первой половине дня 19.10.1927 г. на пароходе разыгралась сцена в духе советских или американских боевиков. Вооруженные до зубов пираты кинулись на мостик и практически мгновенно захватили судно. Основная масса офицеров в то время спокойно завтракала. Захватив пароход, пираты занялись грабежом корабля и находившихся на борту пассажиров.

Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной

19 и 20 октября корабль двигался обычным курсом в сторону Гонконга. Рядом проплывали иные суда и 1 английский корабль. Мичман «Ирена» салютовал – со стороны ничего странного не было и не вызывало подозрений. К позднему вечеру 20.10.1927 г. захваченное пиратами судно приблизилось к Биас Бэй.

Здесь корсары вынудили экипаж парохода отключить освещение, поменять курс в направлении залива и подготовить лодки к спуску на воду. Бандиты явно планировали ретироваться с «Ирена» вместе с награбленным и ценными заложниками, перед этим устроив на корабле возгорание. Обыкновенная стратегия местных морских разбойников. На судне якобы произошел пожар, и оно пошло ко дну.

Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной
Карта с изображением мест событий

Здесь-то весьма своевременно и появилась Л4. Подводники поняли, что творится неладное. Субмарина сигнальным фонарем приказала прекратить движение, а потом осветила пароход прожектором. Капитан-норвежец подчинился и приказал остановиться, но флибустьеры начали угрожать убить механиков, если те снизят скорость. Затем они и вовсе открыли огонь по субмарине из автоматических пистолетов.

В ответ L4 выстрелила холостым снарядом из 102-мм орудия – в качестве предупреждения. Затем повторно. Пароход не останавливался.

Как поступить? С одной стороны, весь экипаж подводного судна должен противодействовать бандитам, а с другой – на корабле явно множество невинных людей. Открыть огонь по «Ирену»? Он затонет вместе с пассажирами.

Тогда моряки субмарины выстрелили перед носом парохода фугасом. Судно упорно не сбавляло хода.

Осторожно прицелившись артиллеристы выстрелили боевым снарядом в корму. Попадание оказалось очень удачным. Снаряд взорвался в машинном отсеке и один из корсаров погиб на месте. Одновременно был поврежден паропровод. В результате пароход замер.

Зачем же судно загубили?

Взрыв боеприпаса спровоцировал возгорание. Все, кто был на борту «Ирена», до смерти перепугались. Пираты на палубе стреляли во все подряд. Субмарина, невзирая на обстрел, встала вблизи охваченного пламенем корабля. Попутно ее экипаж запросил по радиоэфиру помощь – подводную лодку Л5, эсминец «Штормклауд», крейсер «Дели» и тральщик «Магнолия». К ним должен был присоединиться морской буксир.

Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной
Выгоревший корпус «Ирен» (слева)

Экипаж L4 без устали перемещал на подлодку пассажиров и экипаж парохода. Среди них были и женщины, которые мало того, что оказались в чем мать родила, так еще и находились в сильной истерике. Эту проблему легко устранили – выловили несколько тюков с шелком и отдали спасенным дамам – прикрыть наготу. Вдобавок шелковые обмотки мешали им в ужасе бегать назад и вперед.

Среди оказавшихся на борту субмарины было 4 серьезно раненых: раненый флибустьерами юнга и 3 получивших ожоги пассажиров.

К 22:00 пароход весь был объят огнем. На палубе к тому часу никого не осталось. К 3:00 Л4 выудила из моря всех спасшихся и тут, наконец, подоспела вызванная подмога. На субмарине протяженностью 70 м собралось 222 человека, не считая 36 моряков, являвшихся экипажем самой L4.

Чья возьмет: английская субмарина против флибустьеров Поднебесной
Казнь пиратов, 1927 год

Из 258 человек, которые были на «Ирене», без вести пропали лишь 14. Англичане предположили, что основная масса пропавших являлись флибустьерами, и прекратили поиски. Найденным среди спасенных людей преступникам позднее вынесли приговор и казнили.

Всего за 1927 г. в Поднебесной повесили 15 корсаров.

В награду за освобождение судна от пиратов китайская фирма, которой принадлежало судно, выдвинула против капитана субмарины исковое требование на 53 тыс. фунтов стерлингов (3,18 млн. фунтов стерлингов по современным меркам). Через 15 мес. разбирательств иск отозвали.

Позднее некоторые свидетели говорили, что выстрелов по «Ирену» было произведено больше. Однако, кроме первого, все выстрелы производились бронебойными боеприпасами, чтобы не причинить вреда мирным людям. Субмарины Л4 и Л5 (за счет своей скрытности) зарекомендовали себя как эффективный способ борьбы с морскими разбойниками.

В результате командир экипажа Л4 Халахан был награжден от Соединенного королевства Крестом «За выдающиеся заслуги». Что касается флибустьеров, то они и сейчас время от времени нападают на морские суда, но немного южнее.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: