Японская авантюра, или фиаско операции «К»

Попытка второго воздушного налета авиамашин Страны восходящего солнца на Перл-Харбор с громким треском провалилась. Рассказ о том, как мечта побыстрее задействовать новый гидросамолет привела к срыву стратегически значимой операции описан ниже.

Новейшая модель

В милитаристической Японии очень любили гидросамолеты. В декабре 1941 г. фирма «Каванси» предложила ВМФ очередную авиамашину. Речь идет о летающей лодке H8K, взлетным весом 32 500 кг и предельной дальностью 7 100 км.

Едва первые опытные образцы новинки увидели свет, как руководство императорской армии пожелало отправить их на фронт. Хотя подобным нетерпением отличались и немцы, которые утопили первые «Тигры» в трясине под Санкт-Петербургом. Задействовать летающую лодку при выполнении тактических задач казалось нецелесообразным. С какой стати, если для подобных целей имеются другие машины.

Японская авантюра, или фиаско операции «К»
Летающая лодка «Каваниси» H8K «Эмили»

Так родилась идея отправить H8K для бомбардировки Перл-Харбора. Но расстояние от ближайшей базы Страны восходящего солнца на Маршалловых островах до цели составляет 3 700 км.

Новинка не смогла бы достичь Перл-Харбора и возвратиться обратно, даже невзирая на высокую характеристику максимальной дальности полета. Самураи нашли решение – произвести дозаправку гидросамолета с субмарины по пути.

Чтобы ветер и волны не стали помехой, эту процедуру решили осуществить в природной гавани. В качестве последней выбрали лагуну необитаемого кораллового острова Гавайского архипелага. Речь идет о рифах Френч Фригет в 900 км северо-западнее американской базы.

Вдобавок требовалось решить вопрос навигации: «Каваниси» не должны заблудиться, разыскивая место пополнения запасов горючего. Использовать лодки-«танкеры» нельзя – янки обнаружат.

Японская авантюра, или фиаско операции «К»
Крейсерская подлодка «Тип Б» (Оцу-гата)

В связи с этим «радиомаяк» следовало расположить на более близкой дистанции на той же волне. Вдобавок недалеко от Перл-Харбора должна курсировать субмарина, которая выручит команды гидросамолетов в случае, если их собьют американцы.

Неудачный рейд

К реализации своего замысла японцы приступили с похвальным энтузиазмом. Из 3-х крейсерских субмарин сделали «танкеры»: в их миниангары для гидросамолетов поместили емкости для горючего и помпы. Одна подлодка сплавала к рифам Френч Фригет для разведки.

Операция практически сразу пошла не по плану. Из 5 новых моделей летающих лодок выделили только 2. Замысел не сумели претворить в жизнь в полнолуние, как рассчитывали. Вдобавок исчезла страхующая экипажи субмарина I-23. Японцев эти неурядицы не смутили. Рано утром 03.03.1942 г. 2 «Каванси» H8K с 4-мя бомбами весом 250 кг на борту каждой машины отправились в сторону Перл-Харбора.

Субмарина I-9, служившая радиомаяком, добросовестно выполнила свою задачу и 2 гидросамолета достигли места дозаправки после 14 ч и 3 000 км пути. Здесь авиамашинам залили 12 000 л горючего с субмарин. Летчики поели и продолжили полет к цели.

Локаторы США обнаружили нарушителей на расстоянии около 380 км. Американцы быстро отреагировали и отправили в небо 5 летающих лодок «Каталина» с торпедами на борту с целью розыска авианосных кораблей противника. Видя, что неизвестные воздушные суда приближаются, янки послали еще 12 самолетов-перехватчиков.

Японская авантюра, или фиаско операции «К»
Летающая лодка «Каваниси» H8K «Эмили» на взлёте

Враждующим силам помешали климатические условия: над Перл-Харбор была низкая облачность, усугублявшаяся ночным мраком. Поэтому ПВО базы и истребители США не могли обнаружить цель, а летчики «Каванси» провели бомбардировку наугад. Затем они повернули назад и через 35,5 ч после вылета возвратились на Маршалловы острова.

Задача оказалась невыполненной. Самураи, разумеется, могли гордиться тем, что данный перелет в 7 600 км являлся самой дальней бомбардировочной операцией за весь период войны.

Ответные шаги

Янки не теряли времени даром. Они задумались над тем, откуда на радарах появились незваные гости. Изучив траекторию их движения и исследовав данные радиоперехватов, американцы вскоре догадались, в чем дело.

Их задачу упростило то, что один из сотрудников службы радиоразведки накануне Второй мировой написал рассказ, где подробно описал дальний перелет японских гидросамолетов с пополнением топлива в пути.

Японская авантюра, или фиаско операции «К»
Старый эсминец-флашдекер «Торнтон» 

Они перешли к активным действиям.

Через 2 мес. руководство армии Японии задумало вновь попробовать провести операцию. В этот раз «Каванси» перед битвой при Мидуэе должны были провести разведку Перл-Харбора и узнать местоположение авианосных судов противника.

Однако из этой затеи ничего не вышло – когда субмарина-заправщик подплыла к атоллу, то заметила в лагуне корабли США. Аналогичная картина наблюдалась на резервной точке дозаправки. Вылет отложили на 24 ч, рассчитывая, что янки покинут территорию. Но американцы не собирались этого делать. Операцию свернули, так толком и не начав.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: