Первая в истории: воздушный таран Екатерины Зеленко

Советские лётчики, несмотря на чудовищные потери в начале войны явили миру образцы беспримерного героизма и самопожертвования. Лётчики С. Здоровцев, П. Харитонов, Н. Гастелло и многие другие таранили врага в небе и на земле, не задумываясь о собственной жизни.

Мало кто знает, что в когорте героических пилотов-мужчин, совершивших воздушные тараны, есть и советская лётчица. Первой и единственной женщиной, совершившей воздушный таран, была Екатерина Ивановна Зеленко.

Путь в небо за мечтой

Катя Зеленко, с малых лет грезившая о полётах, родилась в 1916 году в селе на Ровенщине. С 1921 года семья жила в г. Курск. Кроме беззаветной любви к небу, девочка отличалась от сверстниц способностью совершать поступки.

Однажды в письме к подруге Екатерина вспомнила о случае из детства: когда она залезла на сарайчик и прыгнула вниз, раскрыв зонтик как парашют. Ссадины и ушибы не успокоили девочку, а только подстегнули желание летать. Поэтому после школы она получила диплом авиационного техникума.

Первая в истории: воздушный таран Екатерины Зеленко
Екатерина Ивановна Зеленко

Тогда же девушка поступила в аэроклуб, в котором она изучила материальную часть самолётов и освоила азы пилотирования. Успешно окончив курс аэроклуба, Екатерина была направлена на учебу в Оренбургское военное училище лётчиков.

Учеба в военно-учебном заведении проходила наравне с курсантами мужчинами, но тем не менее девушка получила диплом с отличием. Окончив училище, Екатерина Зеленко в 18 лет по праву заняла место в строю военных лётчиков.

Войсковая лётная практика

На службе в кадрах ВВС РККА Екатерина Зеленко показала себя как мастер пилотирования. Одинаково профессионально она совершала учебные и боевые вылеты в одиночку и в составе экипажа, в разное время суток.

Через некоторое время старшему лейтенанту Зеленко доверили командование авиазвеном и возможность испытывать ближний бомбардировщик Су-2.

Первая в истории: воздушный таран Екатерины Зеленко

Екатерина показала мастерское владение техникой во время Советско-финской войны. Единственная женщина-пилот, воевавшая на Карельском перешейке, совершила несколько боевых вылетов, нанося бомбовые удары по складам с боеприпасами и артиллерийской батарее. За это она получила из рук «всесоюзного старосты» орден боевого Красного Знамени.

Горячие будни войны

Великую Отечественную войну Зеленко начала в должности замкомандира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка. Первые месяцы войны отличали не только ужасающие потери, но и сверхнапряжение всех сил.

Защищая свою Родину, Екатерина Зеленко совсем не думала о себе. Как и пилоты-мужчины, лётчица работала на износ, бывало, что она вылетала на боевые задания по нескольку раз в сутки.

Документы 135-го полка рассказывают о том, что старший лейтенант Зеленко выполнила 40 боевых вылетов (в т. ч. и ночью), приняла участие в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала авиагруппой, уничтожившей в июле 1941 года близ г. Пропойска 45 танков, 20 автомашин, около батальона солдат и офицеров противника. Группа вернулась на свой аэродром без потерь. Однако удача не всегда сопутствовала нашим лёткам, в том числе и нашей Героине.

Последний день Героини

Утро 12 сентября 1941 года в районе украинского города Сумы выдалось туманным. С восходом солнца старший лейтенант Зеленко дважды вылетала на разведку над захваченной гитлеровцами территорией. Больше вылетов не планировалось, но во второй половине дня обстановка изменилась и потребовались новые разведданные.

В воздух поднялись два Су-2: старшего лейтенанта Зеленко и капитана Лебедева. Через время на аэродроме заметили Су-2 Лебедева, уходящий от нескольких «мессеров». Капитан Лебедев показал, что после выполнения задания пара возвращалась домой. В это время на них напали семь мессершмидтов, Лебедев оторвался, уводя за собой истребители врага.

Но после посадки повреждённого самолета «мессеры» навалились на Су-2 Екатерины Зеленко.

Летчица приказала второму пилоту лейтенанту Павлыку покинуть самолёт с парашютом, а сама продолжила бой. Однако боекомплект у летчицы был израсходован, а оторваться от преследования нескольких истребителей противника уже невозможно.

В этой ситуации Екатерина Зеленко приняла решение таранить врага. Местные жители, следившие за ходом боя на земле, засвидетельствовали факт тарана нашим самолётом немецкого.

Первая в истории: воздушный таран Екатерины Зеленко

После боя жители села Анастасьевка отыскали тело лётчицы. Девушку завернули в парашют и похоронили, а документы спрятали у местной учительницы, которая после освобождения Украины отдала их советским военным. Этот эпизод Великой Отечественной войны стал первым и единственным в мировой истории воздушным тараном, который совершила женщина-пилот.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: