История создания танка Т-34: как зарождалась легенда

Танковая военная техника Т-34 находится на множестве пьедесталов постсоветских населенных пунктов, является символом победы в Отечественной войне. Как инженеры пришли к созданию столь мощной и универсальной на то время боевой машины? Интересная история разработки и создания военного танка модели Т-34 откроет все, о чем пользователи хотели узнать.

История и идея создания танка Т-34

Советское танкостроение в 30-е гг. имело две точки преткновения. Легкие скоростные машины с мобильностью и маневренностью не отличались прочностью и огневой мощью. Тяжеловесные образцы при крепкой броне и достойном вооружении были неповоротливыми. По этим причинам танки серии Т-34 стали идеальными по параметрам бронезащиты, проходимости и боевой «начинки» гибридами легких и тяжелых образцов.

Прототипы танка Т-34

Перед тем как заняться выпуском «оружия победы», конструкторам пришлось сделать несколько «опытных» образцов.

БТ-20

Заводской индекс модели — тот самый А-20. Завод им. Коминтерна получил техтребования от АБТУ в 1937 году. Над созданием техники работали группы 8 инженеров-конструкторов, стандартизатор и архивариус. При ОКБ была обустроена макетная мастерская, а все цеховые работы по изготовлению деталей ставились в приоритет.

Ходовая часть была спроектирована в трех вариантах, но утверждалось и подлежало испытаниям всего две. Конструкция машины базировалась на чертежах А. Дика, выполненных в 1937 году. Угол наклона верхней бортовой части, продольные карданные валы у колесного привода, наклонный рессор, пять опорных катков на ходовке позволяли распределять нагрузку и повышать маневренность. В дальнейшем эти технологии активно использовались.

А-32

Идея производства самого массового танка времен Второй мировой войны возникла еще в 1938 году. В мае на расширенном заседании Комитета Обороны с участием Молотова, Сталина, Ворошилова и людей, воевавших в Испании, была рассмотрена колесно-гусеничная модель А-20. Точки зрения на новое вооружение принципиально расходились: мол, опыт применения БТ-5 нельзя раскрыть на основе 500 единиц, но они успешно сделали марш в направлении Арагонского фронта.

Обсуждалось также, насколько боевой танк требует двух ходовых частей. Колесный движок машины позволял быстро двигаться только по ровной дороге, но с гусеничным увеличилась маневренность. И. Сталин поддержал инициаторов «гусениц», поэтому история данного танка получила новый виток.

Поскольку проект А-20 курировали А. Морозов и М. Кошкин, было решено разработать аналогичный, но уже гусеничного танка. Внешних различий с аналогом вооружение не имело, за исключением 5 опорных катков. Сталин вновь выразил свое мнение, предложив сделать две машины, представленные на суд комиссии в августе 1938 года.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
А-32

В. Черняев не мог выбрать конкретную машину и подписал заключение, что оба прошли испытания успешно. До 1939 года работы приостановились. Но 23 сентября руководство Красной Армии просмотрело «выступление» А-32 с легким, изящным темпом хода, который без усилий двигался по колейному мосту, реке, косогору с уклоном 30 градусов, рву, эскарпу. Напоследок он поразил зрителей, сбив огромную сосну носовой частью бронекорпуса. Технику решили пустить в массовое производство, защитив корпус броней толщиной 45 мм.

Интересно знать! Заводские испытания 1938 года показали, что А-20 прошел на гусеницах 655 км, а А-32-235 км. На полигонных тестах расстояние А-20 составило 2176 км на гусеницах, А3-32 — 2886 км.

А-34

На 1938 год опытный цех 183-го завода приступил к сборке машин, получивших индекс А-32. Образцы догрузили до веса 6830 кг и пытались сделать на 7 ноября. Конструкторы столкнулись с несколькими трудностями:

  • для изготовления брони лобовой части требовалось отпускать, изгибать, править и повторно обрабатывать металлические листы;
  • заготовки трескались и долго плавились;
  • башня сваривалась из плотных листов;
  • все отверстия приходилось вырезать после сгиба.

Сборка первого экземпляра была закончена в январе 1940 года. На испытания он поступил сразу же. Тогда и обнаружились все проблемы машины:

  • при хорошей проходимости видимости в движении не было;
  • стекла забивались снегом, пылью, их нужно постоянно чистить;
  • башня очень тесная.
История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях

На этапе войсковых тестов в феврале-апреле 1940 года выявлены другие недостатки:

  • башня неудобна при активации вооружения и приборов наблюдения;
  • артсистему нельзя применять полноценно;
  • радиосвязи нет, у наблюдения плохая обзорность;
  • внутрь может проникать горящая жидкость;
  • двигатель типа В-2 на ДТ не рассчитан на гарантийный срок в 100 часов.

Интересно знать! В директиве наркома обороны Г. Кулика — целых 15 листов недоработок и предложений для изменения конструкции А-34.

Пробег Харьков-Москва и кремлевский показ

В ночь с 5 на 6 марта два А-34 и два тягача вышли из Харькова для пробега в Москву. По причинам засекреченности разработок колонна обходила населенные пункты и крупные дороги, по мостам через реки проезжала ночью. В графике пробега были указаны все данные, даже средняя скорость машин — 30 км/ч. При этом ни слова не говорилось о регламенте отдыха и езды, расписании поездов, погодных условиях.

Проезжая по целине из снега рядом с Белгородом, водитель обнаружил срыв главного фрикциона. Несколько источников информации называют причиной поломкой неопытность шофера, но за рулем были лучшие на заводе испытатели. В своих мемуарах Ю. Максарев уточняет, что сотрудник ГАБТУ начал поворот на снегу, что привело к поломке танка. М. Кошкин поехал вперед, к сломавшейся технике направилась бригада с завода.

В Серпухове колонну уже из двух машин встречал замнаркома А. Горегляд, исправная машина приехала на подмосковный завод № 37 (Черкизов). На Ивановскую площадь в Кремле ночью 17 марта кроме М. Кошкина смогли попасть два представителя завода № 183. Места стрелков были заняты работниками НКВД.

Осмотр машины Сталиным, Молотовым, Калининым, Берией, Ворошиловым состоялся утром. После сдачи рапорта и краткого слова М. Кошкина одно транспортное средство направилось к Троицким воротам, другое — к Спасским. Не доехав до ворот, они повернулись и быстро поехали в направлении друг друга, высекая искры, а затем сделали несколько круговых заездов с поворотами. Модели Сталин одобрил и лично распорядился об устранении недостатков.

По окончанию показа в танки были отправлены в Кубинку на полигон НИБТ, где прошли испытания 45-мм пушек, а затем двинулись по маршруту из Минска в Харьков через Киев.

А-34 (Т-34)

Танк модели 34 рассматривает Википедия очень подробно. В частности, в онлайн-энциклопедии отмечено несколько моментов:

  • протокол о том, что машина отправлена в серийное производство, подписан в 1940 году. Завод № 183 должен был выпустить 500 единиц, а Сталинский тракторный — еще 100;
  • основной дефект обнаружился во время пробега — подгорание тормозов, дисковых ферродо, растрескивание вентиляторов, сколы на шестернях КПП;
  • план не выполнили, т.к. после договора о ненападении с Германией на полигон Кубинку поставили две модели PzKpfw III;
  • т34 был лучше по параметрам брони и вооружения, но отставал по вместимости, обеспечением внутренней связи, шумности хода и качеству подвески;
  • после отчета маршал Г. Кулик остановил выпуск советских машин до устранения недостатков.

Интересно знать! Отечественный танк могли слышать за 450 м на максимальной скорости, немца — только за 200 м.

Новый виток проекта

Руководители завода № 183 с отчетом не согласились и предложили выпускать образцы, но с гарантийным пробегом в 1000 км. Ворошилов «дал добро», но указал, что необходима модернизация — брони и КПП с 5-ю скоростями.

В сентябре 1940 года скончался М. Кошкин и главным конструктором бюро стал А. Морозов. Он спроектировал два варианта модернизации:

  • А-41 — недостатки устранены, корпус и силовой агрегат неизменны. Башня на 3 места имела диаметр погона 17 см и пушку Ф-34. Проект не реализован;
  • А-43 — клиренс стал на 50 мм больше. Также модель получила двигатель В-5 на 600 лошадей, к 4-скоростной КПП добавили демультипликатор. Военная машина ехала на 8 скоростях вперед, на двух — назад. Свечную подвеску по типу Кристи заменили торсионной.

Завод № 75 в это время работал над улучшением опционала дизеля В-2. Он должен был функционировать 150 часов без сбоя. Комплектные 12 форсунок, трубопроводы и насосы проверялись на стендах. Девушки вручную протирали иглы, клапаны и форсунки, отверстия в которых просверливали ювелирным инструментом, хранящимся в спичечном коробке.

Пушки Л-11 на модель успешно испытаны летом-осенью 1940 года и поступили на оснащении 400 единиц. По тестам на Гороховецком полигоне одна пушка выдавала 1000 выстрелов.

Первые 3 серийных экземпляра попали на пробег Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. /3 маршрута — бездорожье, грунтовка, целина. Машины двигались с закрытым люком 30 % времени, параллельно проверялись качество вооружения, внутренней связи, преодоления препятствий, бронестойкости и герметичности.

Интересно знать! После краш-тестов поступило предложение остановить выпуск Т-34 и «реанимировать» БТ-7М, но его отклонили.

А-43 (Т-34М)

Модернизированные танки модели Т-34 должны начали выпускаться в 1941 году. В марте приступили к сборке эталонных моделей. Первыми их начал проектировать завод № 92, а потом — харьковский. Штамповка башни со стенками 45 мм разработана в Мариуполе, там же изготовлено 5 деталей. Одновременно стартовало изготовление цельнолитых башен со стенками в 52 мм.

Планировалось сделать 2800 экземпляров боевой машины со следующими показателям:

  • бронированная башня;
  • листовой бронированный корпус 60 мм толщиной;
  • погонаж башни — 1600 мм, командирская башня — с угловым обзором;
  • вертикальное расположение брони 40 мм в толщину.

К серийному производству на 1941 год было все готово — и 3 бронекорпуса, и сборка торсионы ХТЗ, и катки, и ходовая. Но двигатель В-5 не собрали ни к 1 мая, ни на момент начала войны.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
Танк Т-34М (А-43)

Т-34

Несмотря на то, что история производства и проектирования Т-34 достаточно запутана, стоит знать главные факты:

  • постановлением Государственного Комитета Обороны от 1 июля 1941 года для производства техники привлекался завод «Красное Сормово» (№ 112);
  • двигателем танка мог быть авиамотор М-17;
  • единственным производителем бензинового двигателя В-2 до начала войны был завод № 75;
  • с началом боевых действий выпуск решено было перенести на ХТЗ, но обстановка фронта привела к переносу работы на СТЗ;
  • на «Красном Сормово» планировалось спускать с конвейера 700-750 единиц, но на конец 1941 года было выпущено 173;
  • в сентябре харьковское производство эвакуировано на Урал;
  • на осень 1941 года крупным изготовителем был СТЗ, работающий в Сталинграде. Прокат закупали на «Красном октябре», бронекорпуса варили на судоверфи, а пушки поставляли с «Баррикад»;
  • ЧКЗ, куда переехало производство из Харькова, в декабре наладил выпуск и поставил 155 дизелей, на март 1942 года в сутки успевали делать 10 моторов.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда

Интересно знать! В период бомбежек Харькова на ХТЗ персонал трудился в две смены, за июль-сентябрь было выпущено 500 машин.

Начало производства Т-34

Если рассматривать Т-34 как технику, сменившую легкоходные танки БТ, то история ее создания начинается с американского «Кристи». Модель была ввезена в СССР в 1931 году под видом «сельскохозяйственного трактора». Ходовая часть всех прототипов, которые сконструировал М. Кошкин, имела несколько преимуществ:

  • на изготовление и сборку гусеничного танка затрачивалось меньше времени, чем на колесно-гусеничный;
  • отсутствие тяжелых редукторных колес обеспечивало увеличение веса и толщины брони, мощность оружейных установок;
  • проходимость в условиях бездорожья.

Новую машину было проблематично внедрить в серийное производство. ГАБТУ и Наркоматом дважды пытались свернуть проект, но только на начало Великой Отечественной войны его стали выпускать массово.

Создатель боевого танка модели 34 первой линейки разработал сооружение, отличавшееся от используемого в наши дни:

  • главное орудие — пушка Л-11 на 76,2 мм стояла на башне. Ее сменила Ф-32, но в 1941 году бюро В. Грабина создало Ф-34;
  • штатный пулемет — ДТ 7,62 калибра;
  • телескопический прицел с прямой наводкой — ТОД-6.

На заметку! Образцы до 1943 года по причине калибра вооружения называются Т-34-76.

Изготовление боевой машины на ХПЗ продолжалось до октября 1941-го. Приближенность линии фронта, постоянные бомбежки города стали причинами эвакуации оборудования в Нижний Тагил. Технику на новом месте делали под соснами, протягивая питание от поезда.

После стабилизации работы на «Уралвагонзаводе» технологии машины оптимизирована — впервые применена электросварка для бронекорпуса. Соединение швов флюсовым слоем позволило увеличить производительность и радикально улучшить бронезащиту.

Интересно знать! Конструкторы провели эксперимент. Одна боковая часть танка сварилась вручную. Нос и вторая боковина — под воздействием флюса. После воздействия фугасами и бронебойными снарядами увидели, что борт, скрепленный вручную, растрескался. Швы под флюсом остались на месте после 7 прямых попаданий.

Танковое противостояние

Уже в 30-е годы прояснилось: модели Т-26 и БТ-2 на базе американского Кристи и английского Виккерса — неэффективны. Многобашенные монстры с легкой броней (Т-35, к примеру) полностью уничтожались в ходе боевых действий, а экипажи с них попросту сбегали.

Командование РККА и советские конструкторы понимали, что придется создавать бронетехнику, кардинально отличающуюся от предшественников. Инженеры, военные и руководство страны сходились в необходимости улучшения брони, огневой мощности и мотора. Вопрос был в другом: гусенично-колесная ходовка или гусеничная?

Два «лагеря» специалистов и заказчиков вели настоящее противостояние. В это число входил и ХПЗ. И тут появляются вопросы, ответов на которые до сих пор нет. Итак, главный апологет гусенично-колесных и плавающих версий — М. Тухачевский, заместитель наркома по военным и морским делам. Его противник — М. Кошкин, конструктор КБ № 90, настаивавший на создании гусеничного танка. Как произошло, что мнение представителя «верхушки» не учлось, а техника харьковского инженера стала популярной?

Один из вариантов — критика Ворошилова Тухачевским и обвинение последнего в госизмене, основанное на сфабрикованных обвинениях. Проекты расстрелянного в 1937 году человека реализовывать не полагалось. Но как тогда объяснить аресты руководства завода в том же 1937 году и назначение Кошкина главой нового конструкторского бюро?

Интересно знать! Компрометирующих документов из-за рубежа в уголовном деле Тухачевского нет — оно построено на собственных признаниях замнаркома.

Т-34 — быть или не быть?

С ретроспективы выпуска бронетанковых моделей в СССР можно сказать, что ни одна из них столько не тестировалась и не проверялась, как Т-34, поэтому его точная история начинается с 1940 г.

Постановлением Комитета Обороны за январь-февраль 1940 года построили 2 машины, которые на 17 марта должны были увидеть члены правительства. Сроки немного некорректны с учетом необходимой накатки по 3000 км и многочисленных тестов. Конструкторы не успевали по нормативам, поэтому осуществили пробег от Харькова до Москвы. Марш-бросок убил двух зайцев — накатку километража и испытания.

Сталин после показа в Кремле настоял на дальнейших разработках и непосредственном участии в них завода им. Коминтерна. На конец 1940 года с конвейера требовалось спустить 600 машин, устранив недостатки в процессе работы. У готовой боевой единицы были следующие характеристики:

  • масса с учетом вооружения — 30,9 т;
  • максимальная толщина брони — 45-60 мм;
  • пушечный калибр — 76 мм;
  • боевой комплект — от 77 до 100 шт.;
  • мощность мотора — 500 лошадей;
  • движение по шоссе — 54 км/ч.

Одновременно на Кубинке проверили два Т-III. Результаты опытных исследований отражены в докладе руководителя ГАБТУ. Немецкая техника ездила на скорости почти 70 км/ч, была лучше вооружена и бронирована. Но целесообразно ли было сравнивать серийные машины с экспериментальными? Для маршала Кулика это был весомый аргумент, но Ворошилов «дал добро». И тут волей-неволей выстраивается логическая цепочка: открытая критика маршала Тухачевским, его арест, остановка колесно-гусеничного проекта… Все ради Т-34?

Информации на сегодняшний день настолько много, что истинных причин, по которым тормозили производство, просто не найти. Тем не менее итог есть: танк стал легендарным, овеянным множеством сплетен, «оружием победы».

Лучший танк второй мировой войны

У машины есть собственный музейно-мемориальный комплекс в Мытищинском районе, привлекающий толпы посетителей. Даже если убрать весь идеологический налет, связанный с Т-34, будет ясно, что итог войны без него был бы кардинально другим. Странность гусеничного танка в том, что он конструировался по одним чертежам на разных заводах, но отличался внешне в зависимости от места изготовления.

Корректировки 1941 года

В военное время требовалось упростить работы и повысить качество оружия. За 1941 год конструкция танка претерпела 3,5 тыс. доработок, вот только самые заметные:

  • пушку Л-11 заменили Ф-34, способной делать за минуту 1-5 выстрелов и пробивать броню толщиной 60 мм с 500 м;
  • установка цельнолитой башни, комфортной в работе и быстро в изготовлении;
  • использовании сварочных швов для скрепления лобовых листов;
  • доработка ходовой части и подвески.

Интересно знать! Немецкие военные удивились новинке Красной Армии. Комиссия, рассматривающая трофеи, отмечала дизельный мотор, длинный ствол пушки и наклонную броню.

Характеристики двигателя В-2

Мотор оказался настолько удачным, что его аналоги и усовершенствованные варианты ставились до начала 21 века. Он имел V-образную форму, располагался в моторном отделении. Двигатель на 12 цилиндров был четырехтактным, струйно распылял топливо. Его мощность — 500 л.с., объем — почти 40 л, а количество оборотов за минуту равняется 1800.

Модель Т-34-85

Согласно Постановлению ГКО № 5021 принят на вооружение с конца января 1944 года. Проект разрабатывался на базе образца 1942 года, получил пушку на 85 мм. Модели были включены в состав танковых войск до начала 1950-х, но официально сняты с вооружения в 1993 году. Некоторые мировые государства использовали Т-34-85 в 2010 году.

Первые машины выпускал завод № 112. Они оснащались громоздкой пушкой Д-5Т с двухместной башней, позже замененной на С-53 (3 места). Модель отличается:

  • компоновкой корпуса — 4 секции (управление спереди, боевая посередине, силовая установка сзади и силовая спереди);
  • вместительностью — экипаж состоял из механика-водителя, пулеметчика, наводчика орудия, командира и заряжающего;
  • силовой установкой — дизельный двигатель В-2 с водяными и масляным радиаторов, АКБ и топливными баками;
  • сварным корпусом — броня наклонная, отличается по толщине с разных сторон. На лобовой части находится амбразура под курсовой пулемет. К бортам приварены надкрылки;
  • орудийной башней — пушка С-53 (ствол-моноблок, 24 нареза, клиновый вертикальный затвор-полуавтомат, гидравлический откатник и гидропневматический накатник);
  • средствами наблюдения и связи — телескопический прицел, перископ в командирской башне, у наводчика — перископ МК-4, у стрелка — телескоп ППУ-8Т;
  • ходовкой — 5 сдвоенных опорных катков, покрытых резиной, пружинная подвеска, у ведущих и направляющих колес — гусеницы шириной 5 см из стали с гребневыми зацепами и 72-мя траками на каждой.
История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
Средний танк Т-34-85.

На заметку! Коробка передач позволяла двигаться на 5 скоростях передним ходом.

Предсерийные танки Т-34 № 1 и Т-34 № 2

Комитет обороны зимой 1940 года составил техзадание на изготовление 2-х гусеничных моделей на базе А-32. Требовалось увеличить броню до 45 мм и поставить пушку Л-11 на 76 мм. В тексте Постановления № 85 можно уточнить, почему же модель Т-34 инженеры так назвали. Правительство предписывало так именовать машины с указанным типом брони.

С выпуском предсерийников связана одна история. На завод поставили пушки Л-11 и Ф-32, выпущенные в Ленинграде и Горьком. Орудия отличались по длине ствола, но заметно это стало после сборки. Кошкин о «дефекте» (выступ пушки за нос) знал, но отправил готовую единицу на испытание. Ф-32 впоследствии доработали и поставили на башню Т-34 выпуска завода № 92.

В феврале-марте опытные модели прошли тесты под Харьковом. После подтверждения технических характеристик машины были направлены на известный показ в Кремле. Тогда Сталин и назвал их «первыми ласточками», назначив тестирование на полигоне под Москвой и Карельском перешейке. Технику обстреливали фугасами и бронебойками, прогоняли по противотанковым препятствиям линии Маннергейма — рвам, вертикальным стенкам, надолбам. После проверки принято решение об изменении конструкции башенной части.

В марте 1940 г. одобрено серийное производство и составлен его примерный план. В текущем году требовалось выпустить 200 единиц, а с 1942 — перейти на 2000 единиц ежегодно. Модели № 1 и № 2 должны были изготавливать ХПЗ и СТЗ.

Серийное производство

Приказ о серийном выпуске на заводах № 183 и СТЗ подписан 31 марта. На июнь с конвейера должны были сойти 10 единиц. Увеличение производственного плана на 7 июня 1940 г. предусматривало выпуск 600 единиц. Задержки поставок комплектующих сделали возможной сборку только 4 машин. Конструкторское бюро получило новый техплан, где указывались следующие требования:

  • увеличение лобовой брони до 100 мм;
  • наличие цельной башни, пушки Ф-34, КПП на 5 скоростей;
  • установка фальшборта над верхней частью гусениц.

Завод приступил к доработкам и на осень текущего года стал отступать от графика. Пушек Л-11 просто не было и комиссия приняла только 1 модель.

Первые машины поступили в части РККА в сентябре. Танкисты испытали их и заметили недоделки, малую надежность двигателя. КБ завода устраняло недочеты, параллельно выпуская новые образцы.

После смерти Кошкина конструкторское бюро возглавил А. Морозов. Ему поручили сделать 3 модели для длительного пробега без привязки к заводским условиям. Офицеры НИ БТП были неудовлетворены видимостью приборов наблюдения, теснотой башни, малыми показателями проходимости и скорости. Производство остановилось.

Руководство завода № 183 обжаловало это решение на приемах у Малышева и Ворошилова, изменив конструкцию танка.

За весь период 1940 г. выпущено только 115 единиц. Сроки срывались в результате:

  • медленной поставки комплектующих;
  • задержки освоения технологии литья брони;
  • необходимости подгонки броневых деталей на месте;
  • срыва поставок подшипников;
  • задержки изготовления моторов;
  • ненадежности трансмиссии и ходовой.

С началом войны производственные линии в срочном порядке переоснастили. После образования Наркомата танкостроения под руководством Молотова и Малышева темпы выпуска ускорились. С июля по декабрь было сделано 1886 штук.

В 1942 году машины получили броню в 75 мм. Максимальное месячное количество моделей этого период изготовил УТЗ — 758 штук. В 1943 году швы бронировки начали сваривать под флюсом, что увеличило массу до 31 т. Новинку назвали Т-34/85 и поставили на массовый поток.

В 1944 году объем Т-34 в танкостроении СССР приблизился к отметке 96 %. В послевоенное время затраты на сборку 1-го образца упали с 270 тыс. до 142 тыс. руб. (на 1945 г).

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
Танки в Т-34 заводских цехах

Интересно знать! Серийная модель 1940 г. весила 26.8 т, оснащалась пушкой Л-11 с калибром 30.5, имела 45-мм броню, траки без грунтовых зацепов.

Характеристики и конструкция танка А-32

Модель А-32 отличалась высокой скоростью движения, а также:

  • корпусом из прокатных стальных листов;
  • продуманностью угла наклона брони;
  • оснащением пушкой на 45-мм и пулеметом ДТ.

В 1939 году машина доработана — броня приобрела усиление до 45 мм за счет добавления грузов, что повысило общую массу до 24 т. Пушку заменили на Л-10 с калибром 76 мм. Эта модель и стала основой, на которой проектировался и модифицировался знаменитый 34-й танк.

Интересно знать! В серийный выпуск А-32 не поступал — опытная единица продемонстрирована руководству СССР на полигоне в Кубинке.

Эксплуатация и боевое применение

Первое применение гусеничного танка произошло в 1941 году. На конец Второй мировой войны американские гранатометы-базуки пробивали его броню в 90 % случаев. Использование машины войсками Красной Армии оправдывало себя в плане налаженности взаимодействия с авиацией, боевой мощи, малоуязвимости, скорости перебазирования и концентрации удара.

По окончанию Второй мировой войны машины эксплуатировались:

  • в конфликте Китая и Кореи (1950-1953 гг.), в основном группами по 3-4 шт. Основные потери танков были от американской авиации;
  • в период Суэцкого кризиса (1956 г.). При проведении операции «Кадет» израильские войска уничтожили 27 единиц;
  • в боях на Кубе в заливе Свиней (1961 г.). На первой машине, вошедшей в Плайа-Ларга, находился Фидель Кастро. За весь период сражения подбита только 1 машина;
  • Йеменский переворот (1962 г.). «Свободные офицеры» использовали Т-34-85 для блокады резиденции имама;
  • Шестидневная война (1967 г.). Египет потерял 1/3 войск, или 251 танк;
  • при вторжении Турции на Кипр (1974 г.). — за период конфликта утрачено 12 машин.

Интересно знать! Танки Т-34 применялись в Анголе, Афганистане, Боснийской войне.

Модификации танка

Известно две модификации.

Т-34-57

Машину, спроектированную летом 1940 г. , вооружили пушкой ЗИС-4 57-го калибра и в декабре этого же года представили опытную единицу. Отстрел орудия произошел в апреле 1941. Тогда и обнаружилось, что пушку нужно доработать. Это сделали в июле и после удачных тестов поставили орудие на конвейер. Серийно оно выпускалось заводом № 183 до ноября 1941 г., установлено на 10 машин.

В октябре техника передана 21-й танковой бригаде и полностью потеряна в боях 17-30 октября. Летом 1943 года собрано 4 машины, которые доставлены в танковую роту № 100. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
Т-34-57

ОТ-34

Второй вариант наименования — ТО-34. Огнеметная техника вооружалась автоматическим пороховым орудием АТО-41. В состав экипажа не входил стрелок-радист. Модель спроектирована в 1941 г., но серийный выпуск начался в 1942 году. Всего было выпущено 1170 единиц.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
ОТ-34

Интересно знать! Памятник ОТ-34 есть в Симферополе.

Остались ли реальные боевые машины?

Тридцатьчетверка до сих пор находится на вооружении стран «третьего мира», на постсоветском пространстве ей отведена роль памятника или экспоната выставок. Танки не являются макетами, это машины, на которых после капитальных работ можно выполнять боевые задачи. Они подбиты при боях, утрачены в процессе переправы, но подлежат реставрации. Именно так произошло с редким экземпляром с пушкой Ф-34 (г. Салават), собранным буквально по частям.

Можно ли проехаться на этом танке в 21 веке? Следует рассмотреть два факта:

  1. В 2006 г. венгерские демонстранты угнали танк из экспозиции в центре Будапешта. Машина была на ходу, поэтому на ней пытались прорваться сквозь оцепление полиции.
  2. По информации на январь 2019 года Лаос вернул РФ 30 исправных моделей. Военное ведомство планирует задействовать их на параде Победы, передать музеям или в качестве реквизита для съемок.

История создания танка Т-34: как зарождалась легенда

Интересно знать! Последняя единица изготовлена Уралвагонзаводом и поставлена на проходной. В 1981 году она своим ходом переместилась на новый постамент. В парадах в честь Дня Победы участвует по настоящее время.

Недоработки у Бранденбургских ворот — вместо итогов

Фронтовики рассказывали о том, что осколки вязкой брони при поражениях становились причинами травм, башенный люк плохо открывался, а надежность трансмиссии оставляла желать лучшего. «Раскрученный» мотор В-2 был очень шумный, поэтому машина не могла подкрадываться подобно «Тигру».

Но даже при наличии недочетов массовость танка просто поражает. За все время, по подсчетам историков было выпущено 58-61 тыс. единиц. А скептикам, которые считают, что проект Т-34 был не что иное, как пиар, следует знать: именно этот танк в 1945 году оказался в Бранденбургских ворот. Качественного, бесшумного и надежного «Тигра» около Спасской башни не наблюдалось.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: