Князь Олег: кем он был по происхождению

Одни считают этого человека славянским князем. Другие убеждены, что он прибыл на Русь из Скандинавии. Как же было на самом деле?

Предмет спора

Среди всех документов, описывающих жизнь Рюриковичей, лишь несколько документов и летописей признаны наукой. На эту тему хватает и других источников вроде Велесовой книги или Иоакимовской летописи, но это – фальшивки и верить им нельзя.

Период княжения Олега Рюриковича до сих пор как бы в тумане. А ведь зная хотя бы происхождение вещего князя, можно было бы более уверенно судить о происхождении русской государственности. Но что есть, то есть.

Князь Олег: кем он был по происхождению
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру

Славянская версия

Те, кто считает Олега славянином, опираются на всевозможные Велесовы книги, Гостомыслы и пр. Эти источники либо откровенно сфальсифицированы, либо вызывают споры. Примечательно, что Василий Татищев, который как раз нашёл и явил миру Иоакимовскую летопись, провозглашающую Олега славянином, не сомневался в его скандинавском происхождении.

Славянисты пытаются доказать, что имя Олег – славянское. Казалось бы, если у чехов есть городок Ольгощь и имя Олек, почему у русских не могло быть имени Олег? Но беда в том, что на этом аргументы сторонников славянской теории завершаются.

Они, конечно, приводят ещё какие-то версии, но не могут обойтись без теорий заговора, недвусмысленных намёков на жидомасонов и пр. Официальная наука не может оперировать подобные домыслы, потому что она привыкла работать с подтверждёнными достоверными фактами.

Скандинавская версия

В истории принята версия, что князь Олег был шведским или датским викингом. Эта теория считается более логичной и обоснованной. Она подтверждается Повестью временных лет. Этот труд монаха Нестора считается единственной официально признанной достоверной летописью.

Так, Нестор сообщает, что в 882-м Олег отправился в поход, взяв с собой воинов из разных племён, в том числе из варягов и славян. Эти народы указаны как разные, но чуть позже в тексте указано, что и славяне, и варяги, и прочие народы из его дружины (чудь, кривичи, меря) были прозваны русью.

Иными словами, под словом «русь» объединялись разные племена.

Это примерно как сейчас под словом «бельгийцы» сейчас подразумеваются фламандцы и валлоны. Или «дагестанцы» – условное слово, которым называют аварцев, табасаранцев, кумыков, лезгин и ещё несколько десятков мелких народностей, проживающих в этой кавказской республике.

Чуть ниже Нестор пишет о том, что у Олега в 911 году был подписан договор о перемирии с Византией. Это нашло подтверждение и в византийских документах. Олег отправил в Константинополь делегацию из 14 человек. Среди них лишь двое – Веремуд и Стемил – имели славянские имена. Все остальные – Карлы, Фарлаф, Рулав, Карн,Фрелав, Фост и другие – именовались явно по-скандинавски. Если Олег был русским, зачем бы ему выписывать себе скандинавов, да ещё и отправлять их подписывать важные международные документы?

Князь Олег: кем он был по происхождению
Среди основателей Руси нет Олега из-за неясного статуса

Наконец, князю Олегу посвящена исландская сага, написанная в 13 веке. Главный её герой выведен под именем Одд, и текст саги во многом совпадает с Повестью временных лет. Так, в обоих текстах сказано, что Одд / Олег принял смерть от змеи, выползшей из черепа его мёртвого коня.

Впрочем, есть и другая версия, отличная от двух предыдущих. Она и вовсе гласит, что не было никаких Рюрика и Олега. Они, мол, не более чем герои легенд. А первым достоверным русским князем был Владимир, Креститель Руси.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Сергей

    Одд Стрела – это персонаж исландской сказки, сюжет которой абсолютно не совпадает с легендой О Вещем Олеге. У Одда были волшебные стрелы, он победил ведьм и великанов. В Царьград не ходил, щитов не прибивал.
    “Изловить бы дурака, да намять ему бока
    Но увы нельзя никак, ведь рассказчик-то – дурак
    А у нас с покон веков – нет суда на дураков” (Л. Филатов)

    1. Алексей

      Одд Стрела персонаж не сказки, а саги, хотя и поздней. В языческие времена сага считалась протоколом событий. Почему в них так подробно описаны поединки, кто кого ранил и как. Потому, что на основании саг главы родов судились и требовали компенсации за ущерб. Поэтому сочинитель саг был связан канвой событий, если бы он что-то исказил, он бы не зажился на свете. Уже после крещения старые саги стали рассматривать как развлекательное чтиво, стали добавлять сказочные элементы, объединять сюжеты и т.п. Примерно как Дюма-отец. Сага об Одде выглядит составной: сначала герой участвует в плаваниях и битвах, пользуется волшебным луком, но чаще неволшебной дубиной, побеждает великанов, потом служит греческому правителю. Это всё, видимо, составлено из подвигов разных героев старых саг, вис, сказок и проч. Вторая часть саги содержит приход героя на Русь (Гардарики), его служба конунгу Герауду, (видимо, Рюрику), унаследование престола, присоединение к Гардарики новых земель, в старости возвращение в родную Норвегию и смерть от укуса змеи из черепа любимого коня. Это-то как раз неплохо совпадает с русскими летописями. Похода на Царьград действительно нет, но его нет и в византийских источниках.

  2. Jim

    “А первым достоверным русским князем был Владимир, Креститель Руси.” )))
    А как же князь Игорь и его сын Святослав ? О войнах с ними можно прочесть у византийцев.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: