Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину

Когда заходит разговор о конфликтах в Южной Африке, то в воображении сразу всплывают фугасы! А где фугасы, там и хорошо бронированный транспорт. Иначе, MRAP. Ниже рассказано о самой распространенном на планете «колесном танке», созданном вопреки желанию армейского руководства – чисто по частной инициативе.

Четверть сотни разновидности машин

В 1975 г., анализируя войну в Анголе, армейское руководство ЮАР пришло к неожиданному заключению: то обстоятельство, что за весь период рейда в разношерстной колонне, включающей 25 «колесных танков» разнообразных видов и модификаций, не произошло ни одной поломки – просто чудо.

В компанию «Armscor» незамедлительно пришел запрос на создание унифицированных, защищенных от взрыва фугасов, грузовых машин для войск Южно-Африканской Республики.

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
MRAP Bosvark на базе грузовика Unimog

Узнав об этом, конструктор коммерческой фирмы UCDD Коос де Вет расстроился, т.к. он тогда работал над созданием минозащищенной модели грузовой машины из Германии «Мерседес». Речь идет об «Unimog».

Принимая во внимание запрос в «Armscor», финансирование руководством страны иного проекта становилось маловероятным. Тогда инженер пошел на риск и задумал довести до конца работу над «Unimog» собственными силами.

Муляж из дерева

Исходной моделью стал переделанный БТР «Bosvark», который ранее выпустили серией в 56 единиц, и создали «Bosvark 2» – с незначительными модификациями.

Проблема заключалась в том, что не было финансовых средств. Конструктора это не остановило.

Совместно с Дж. Дэвисом они представили армии модель, созданную из дерева. Военнослужащим прототип понравился, но в финансировании отказали, посоветовав обратиться в «Armscor» или сделать полноценный MRAP за собственный счет. Вышеупомянутая компания помогать частной фирме не собиралась.

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
Прототип с деревянным кузовом

Конструктор не отчаивался и практически из подручных средств создал другой макет, внешне схожий с MRAP, но…без брони и защиты от взрыва фугаса. На полевом испытании военнослужащие посмотрели на БТР и придрались к отсутствию отчета о тестировании прототипа при подрыве на фугасах.

Злоключения инженера

Крепко выругавшись, конструктор отправился обивать пороги руководства. Последнее прикинуло величину расходов и уровень готовности прототипа и догадались, что дешевле будет доделать его.

Нашли деньги, доработали MRAP и при поддержке государственного департамента Оборонных проектов («Defence Research Unit») получили одобрение использование испытательной площадки, где ранее тестировались все «колесные танки» Южно-Африканской Республики.

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
Bosvark II с металлическим кузовом

Коос де Вет искренне верил в благополучный исход испытаний. Поэтому на тестирование было приглашено множество представителей иных частных компаний, включая делегатов «Мерседеса». Результат испытаний, действительно, оправдал ожидания.

Целых 12 ч «Bosvark 2» преодолевал преграды, забирал и высаживал бойцов в кузов и долго передвигался по трудной пересеченной местности. Наконец, возмутились даже представители «Мерседеса», объявившие, что колеса их машины в принципе не рассчитаны на подобные нагрузки.

Все было отлично, но у вооруженных сил ЮАР снова не нашлось финансовых средств. Теперь поводом для отказа выделить деньги стала численность – мол, модель всего одна.

Тогда уже Дж. Дэвис отправился к генеральному директору «Busaf Border» и ходатайствовал о выдаче с хранилища еще 9 MRAP.

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
Прототип MRAP Buffel

Его просьбу удовлетворили. Одновременно самого автора создания «Bosvark 2» негласно отстранили от работы по просьбе вышеупомянутой госкорпорации. Конструктор просто всем надоел своей настойчивостью.

Испытания на обезьянах

Наступил день заключительного тестирования на предмет устойчивости к подрыву на фугасе. В яму положили 20 кг взрывчатки. Это значительно превосходило по мощности даже 2 обычных противотанковых фугаса ТМ-57, заложенных друг на друге (так действовали в Мозамбике и Анголе).

В прототип усадили накачанного наркотиками примата, привязав бабуина к сидению веревками и ремнями безопасности. План заключался в том, чтобы раны, полученные животным, дали врачам в морге сведения о местах бронемашины, которые в перспективе следует укрепить. Саперы осмотрели заряд и дали одобрение на проведение испытаний. Потом произошел сильный взрыв. Саперы выломали дверь кабины и…расхохотались.

Животное осталось целым и невредимым, отделавшись испугом. Бабуин получил лишь одну травму: у примата оказалась повреждена губа, поцарапанная частью обшивки.

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
Подрыв прототипа с бабуином

Конечно, после подобного успеха комиссия одобрила проект, но здесь палки в колеса вставили в «Armscor». Сотрудники госкорпорации заострили взгляд на недочетах и всеми силами старались избавиться от назойливых конкурентов.

Они хотели самостоятельно создать MRAP на основе грузовой бронемашины ЮАР. Соперничество между частной компанией и «Armscor» продолжалось практически весь 1977 г., но UCCD всеми силами старалась продвинуть прототип будущего «Buffel».

Используя палки и обезьяну: как разработать великолепную боевую машину
MRAP Buffel вооруженных сил Шри-Ланки

У госкорпорации был последний шанс. Она потребовала провести заключительное тестирование на предмет устойчивости к взрыву фугасов в январе 1978 г. Невзирая на то, что объем заложенного взрывчатого вещества превышал тот, что обычно закладывался на ангольских трассах, все, кто находился в MRAP, получили только слабую контузию.

В результате победила частная компания. С ней ЮАР была вынуждена заключить договор на поставку «Buffel» в республиканские войска. Хотя «Armscor» отыгрались на Коосе де Вете и Дж. Дэвисе. Их отстранили от работы, сделав нищими…

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: