Кошки, сигареты и тельняшки: на чем основаны традиции морского флота?

Нельзя представить флот без обычаев. Матросы всей планеты строго следуют давним традициям, каждая из которых обладает собственной историей. Сторонним наблюдателям может показаться, что это обыкновенная чушь – ведь сложно понять смысл, если не вникать глубоко.

Происхождение традиций

С древних времен объектом внимания котов являлись морские суда с зерном, где обитали мыши. В результате появился обычай держать на флоте корабельную кошку. Другая традиция – салютование залпами из судовых орудий при входе в порт.

Изначально это был знак мирных намерений. На судах специально выпускали залп, чтобы продемонстрировать свое миролюбие, и получали соответствующее подтверждение с побережья.

Кошки, сигареты и тельняшки: на чем основаны традиции морского флота?

Иногда старые обычаи порождали новые. Окропление палубы корабля вином во время освящения в средние века вылилось в современную традицию – разбивание бутылки о борт судна в процессе спуска на воду. Время движется вперед.

В настоящее время бутылку разбивает дама, становясь таким образом «крестной матерью» морского судна.

Иногда обычаи превращались в общепринятые, обязательные для исполнения морские нормы, своеобразной «преамбулой» закона флота. Так, знаменитое правило, гласящее, что капитан уходит с судна последним, стало означать, что на корабле не осталось никого, и все пассажиры и экипаж находятся вне опасности.

Отечественные тельняшки и британские тосты

Нередко флоты различных государств обладают собственными традициями – менее распространенными, но крайне любопытными.

По одному из древнейших и строго соблюдаемых обычаев русских моряков, выпускники военно-морских образовательных заведений должны надеть тельняшки на монументы знаменитых адмиралов. Судя по всему, данная традиция существует еще со времени существования Морского корпуса императора.

Кошки, сигареты и тельняшки: на чем основаны традиции морского флота?

У английского флота существует знаменитый обычай: выпивать сидя во время тоста за британского монарха. Данная традиция ведется со случая, произошедшего на британской эскадре в ходе возвращения правителя Карла Второго из изгнания.

Когда сын казненного Кромвелем Карла I плыл на флагманском судне, адмирал и команда эскадры праздновали, поднимая бокалы и произнося речи, прославляющие монарха.

Карл Второй являлся достаточно высоким человеком и вставая вместе с военнослужащими во время тостов, всегда бился головой о верхние перекладины в помещении.

Наконец, королю надоело издеваться над собственной головой. Карл II попросил своих подданных не подниматься с места, заявив, что разрешает им выпивать сидя, поскольку в их преданности он нисколько не сомневается.

Интересно, что флот США, несмотря на короткую историю своего существования, имеет огромное количество обычаев. Один из них относится к курению на судне и заслуживает отдельного разговора.

Курение в строго отведенных местах

В настоящее время на всей планете курение считается злом. Сейчас сложно представить, что раньше табак считался благом. Современные матросы не сталкиваются с теми проблемами, что моряки прежних времен, плававшие на парусных деревянных кораблях.

Небольшие кубрики, отвратительное питание, плохое освещение и тоска являлись неизменными спутниками морского быта. В число маленьких радостей матроса тех лет входило курение после трудного дня, что позволяло поддерживать боевой дух команд.

Кошки, сигареты и тельняшки: на чем основаны традиции морского флота?

Но сама процедура раскуривания табака разительно отличалась от той, которая является привычной для нынешнего человека. Сейчас необходимо только щелкнуть зажигалкой. Тогда же спички были в диковинку.

Вместо них использовали лампады на масле, подвешенные в носовых кубриках морских судов (например, бригов и фрегатов). Они получили название «smoking lamp». Приказ на перекур всегда отдавал боцман в строго определенное время. Причем курить разрешалось исключительно в кубрике.

Подобное требование объяснялось не чьим-то чудачеством, а техникой безопасности.

Пожар в море – ужасное бедствие, в связи с чем иных источников огня, кроме вышеупомянутой лампы, иметь не разрешалось. Кубрик же находился далеко от огнеопасных помещений (таких, как пороховые погреба).

Кошки, сигареты и тельняшки: на чем основаны традиции морского флота?

В нынешнем флоте США «smoking lamp» не существует. Вместе с тем их помнят и сейчас, т.к. на субмаринах и морских суднах американских ВМС по-прежнему говорят: «Зажигание лампы для прикуривания только в разрешенных местах».

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: