Почему Берия свернул прокладку Великого туркменского канала?

При жизни Сталин не успел претворить в жизнь все свои грандиозные проекты, и многие сразу же были закрыты по приказу Лаврентия Берия. Одним из них стал Великий туркменский канал. По задумке Иосифа Виссарионовича он должен был превратить Каракумы из безжизненной пустыни в цветущий сад.

Почему Берия свернул прокладку Великого туркменского канала?
Лаврентий Берия

Вода в пустыне

Большую часть территории Туркмении занимают степи и пустыни, пригодные разве что для кочевого скотоводства. Рядом с этими землями протекала полноводная Амударья, которая могла бы полностью преобразить и республику, и жизнь в ней.

Ещё в 1717 году Пётр Первый отправлял в эти края экспедицию для того, чтобы узнать, получится ли повернуть реку в сторону долины Узбой, где было одно из высохших русел реки. Однако всерьёз за эту идею взялись только спустя более двухсот лет, в сталинскую эпоху. СНК Советского Союза рассмотрел вопрос об изменении русла Амударьи в 1932 году. Но и тогда работу пришлось отложить. Возможности для реализации проекта появились только после Великой Отечественной войны.

Почему Берия свернул прокладку Великого туркменского канала?
Пётр Первый

Разработчики считали, что новый канал должен был пересекать всю территорию Туркмении – от мыса Тахиа-Таш, что в низовьях Амударьи, и до Каспийского моря рядом с Красноводском (ныне Туркменбаши). До 1957 года планировалось выкопать около 1,1 тысячи километров, и канал должен был стать вторым по продолжительности в мире. Туркменский канал должен был стать транспортной артерией, который должен был соединить Среднюю Азию с европейской частью Советского Союза. Считалось, что канал оживит пустынные земли, позволит открыть здесь новые предприятия и построить посёлки и города.

Специалисты уверяли, что канал обеспечит водой около 1,3 млн. гектаров земли и сделает их пригодными для сельскохозяйственного производства. Кроме того, должны были быть обводнены 7 млн. гектаров пустыни Каракумы.

С 1950 по 1953 годы работы велись наиболее активно и сопровождались мощной пропагандистской кампанией.  Проект преподносили для народа как очередное достижение «отца народов» в его укрощении природы.

Бесславный финал

Осенью 1950 года Совет Министров Советского Союза учредил специальную организацию «Средазгипрострой», которая заведовала прокладыванием канала. Она была присоединена к МВД и имела временную базу в узбекском городе Ургенче.

Работы были организованы очень плохо. Штат  материально-технического снабжения состоял всего из 8 человек. Этого было мало для девяти больших баз в разных городах. Стройплощадки были удалены от баз, сложности с транспортировкой, отсутствие учёта приходящих грузов и контроля над ними делали своё дело. Имущество часто приходило в негодность и пропадало, нередки были случаи хищения.

До самой весны 1953 года, пока не скончался Иосиф Сталин, все работы заключались только в подготовке, оборудовании материально-технических баз и строительных площадок. Среди рабочих было 10 тысяч заключённых ГУЛАГа и 7 тысяч свободных людей. Им удалось проложить только два небольших участка будущего канала, после чего Берия распорядился сначала заморозить стройку, а потом и вовсе её закрыть. Правительство решило, что даже консервация вложенных средств будет более рентабельной, чем дальнейшее строительство.

Неокупившиеся затраты на строительстве были равны 21 миллиарду рублей, и это не считая того, что советское правительство смогло сэкономить, привлекая к работе зэков. Схожая судьба постигла и другие строительные проекты Сталина. Берия, видимо, понимал, что раздираемые бесконечными бунтами ГУЛАГ уже не будет так же эффективно работать, как это было раньше.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: