Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов

Как превратить разведку в самую технически оснащенную разновидность вооруженных сил? Элементарно – необходимо снабдить ее машинами, умеющими летать. В 1950-е годы англичане почти реализовали соответствующий амбициозный проект.

Географические трудности

После Первой и Второй мировых войн каждый осознал – Третья окажется еще разрушительнее. Стандартные системы защиты морально устарели, поскольку они были бы абсолютно бессильны при использовании атомной бомбы. В подобной ситуации значительно увеличивалось значение военной разведки.

Для этого рода войск стали активно создавать амуницию, новые автомобили и бронемашины. Однако существовали некоторые затруднения. В частности, в Старом Свете, где потенциально мог развернуться основной театр военных действий, существовал достаточно сложный ландшафт.

Множество небольших водоемов, косогоры, овраги. Кроме того, в случае начала Третьей мировой войны все переправы будут уничтожены взрывами атомных бомб, а ландшафт окажется непроходимым из-за многочисленных разрушений земной поверхности. С обыкновенными родами войск шло множество инженерных частей, понтонные парки и прочие вспомогательные силы.

Но как действовать в условиях войны разведчикам?

В 1950-е годы в Советском Союзе работали над проблемой разработки военного автомобиля на воздушной подушке. В Соединенных Штатах в те годы также думали над платформами, летающими на небольшой высоте (например, «Аврокар» или «Аэроджип»). Англичане тоже решили уделить внимание этому вопросу.

 

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
Проект советской БМП на воздушной подушке

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
VZ-9 «Аврокар»

Прыжок через преграды

Русские и американские проекты ориентировались на нахождение в небе – даже в тех местах, где имелась возможность проехать по земле. Англичане решили, что подобный подход чересчур труден. Их автомобиль будущего для проведения разведки применял обыкновенное шасси, как у самолета.

Если требовали обстоятельства – машина форсировала водные преграды, переплывая их. Она осуществляла короткий перелет лишь в тех случаях, когда на пути возникало действительно трудное препятствие.

Данная техника получила именование не «летающий джип», как в США, а «прыгающий внедорожник».

Согласно замыслу, машина будущего должна была перепрыгивать как косогоры и овраги, так и места с высоким уровнем радиации. Иногда предполагались прыжки на расстояние не меньше 2 км и на 0,5 км в высоту.

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
Прыгающий джип-квадрокоптер от «Хендли-Пейдж»

Иными требованиями к автомобилю была способность передвигаться по воде, а также полная изоляция кабины для выполнения работы на территориях с высокой радиацией.

В целом, стоящая перед конструкторами задача выглядела осуществимой, в связи с чем довольно много самолетостроительных компаний пожелало претворить проект в жизнь.

Главная трудность заключалась в том, что требовалось вместить в заданные размеры винт и двигатель необходимой мощности.

Компания «Хендли-Пейдж» предлагала схему, которая стала очень востребованной сейчас. Речь идет о квадрокоптере. В походном состоянии 4 маленьких винта убирались в заднюю часть транспортного средства. Здесь же находился мотор мощностью 1250 л.с. Спускался вертолет на авторотации.

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
Прыгающий джип от «Сандерс-Рой»

Соперники – фирмы «Сандерс-Рой» и «Фолланд» расположили винт в крупном канале в центре каркаса. Достоинством данного предложения являлось то, что здесь подъемная сила была немного выше при аналогичных размерах винта.

Последний оказывался лучше защищен. Это целиком компенсировало плохую управляемость. А в корпорации «Вестланд» предложили монтировать сразу 13 небольших винтов вокруг автомобиля.

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
Прыгающий джип от «Фолланд»

К этому моменту армия усмотрела в проекте прыгающей машины иные потенциальные преимущества. В частности, подобную технику можно было бы сбрасывать с транспортных авиамашин, не используя парашют.

Помимо прыжков в длину прибавили способность подниматься в воздух на 0,5-0,6 км и зависать в небе примерно на 10 мин. для визуального осмотра близлежащей территории. Все перечисленное значительно увеличивало требования к резерву горючего и мощности двигателя.

Прыгающие внедорожники: фантастическая разведка 1950-х годов
Прыгающий джип от «Вестланд»

В итоге предпочтение отдали компании «Хендли-Пейдж». Хотя их квадрокоптер забраковали и посоветовали ее специалистам обратить внимание на разработки «Сандерс-Рой» и «Фолланд». К 1963 г. все было подготовлено к созданию первого прыгающего джипа, но из-за нехватки финансов проект так и остался только на бумаге.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: