Технические характеристики танка Т-72

Изначально основным танком, принятым на вооружение в армии СССР, должен был стать Т-64. Однако его затянувшееся внедрение и конкуренция между различными танкостроительными КБ привели к созданию, на его базе, другой бронемашины — Т-72. Считается, что именно этот танк практически побил все мировые рекорды по количеству выпущенных экземпляров. В общей сложности предприятием «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле было собрано более двадцати с половиной тысяч бронированных военных машин.

Лицензии на выпуск модифицированных Т-72 «Урал» получили следующие страны: Индия, Польша, Югославия, и еще на тот момент неразделенная Чехословакия, которые построили несколько тысяч экземпляров.

История разработки и создания

Т-64

Проектирование и разработка прототипа была начата в начале 1967 года. Этому послужило постановление правительства, которое предусматривало оснащение Вооруженных сил средними танками Т-64 и их дальнейшее развитие. Выпуск техники должен был производиться машиностроительным заводом им. Малышева в Харькове, Уральским вагонозаводом и другими предприятиями этой отрасли.

Разработка и модернизация 64-ки шла трудным путем. Ее аванпроект был готов в 1953 году, после чего были начата работа по его реализации, получившая название «Объект 430». Эскиз бронемашины был представлен уже в 1954 году, а спустя 2 года был выполнен полный технический проект и готов макет. Производство первых образцов для тестирования (Объект 430-1*З и Объект 430-2*З) датируется 1957 г., а в 1959 г. было создано еще 3 машины (Объект 430-1*П, Объект 430-2*П и Объект 430-3*П), которые готовились специально полигонно-войсковых испытаний.

Экспертная комиссия выявила некоторые недочеты, которые были исправлены в следующей модификации — Объект 430М-1 и Объект 430М-2.

Несмотря на то, что машина на отлично прошла все испытания, ее боевые и технические показатели практически не превысили характеристики Т-54. Это повлекло за собой постановление о закрытии проекта Т-64.

Технические характеристики танка Т-72
Танк Т-64

Т-72

Работа над бронированной машиной была запущена в 1967 г. Конструкторы тщательно исследовали и сравнили параметры последней модификации Т-64А, в которой установили два типа моторов В-45: сразу с эжекционной системой охлаждения, после и с вентиляторной, отдав предпочтение последнему типу. Тип механизма заряжания Электро-гидро-механический заменили на более современный и быстрый электромеханический автомат с выбросом поддонов. В остальном, первые объекты Т-72 являлись почти точной копией базовой модели.

После всех испытаний бронемашин в полевых условиях, что более естественны для них, было выяснено, что ряд механизмов дают сбой, даже при небольшой нагрузке. В частности, возникали сложности с закладкой заряда, охлаждающей системой мотора и очисткой воздуха, еще проявились дефекты в работе гусениц. При сборке следующих трех экземпляров данные дефекты были по возможности устранены.

Испытания были продлены до середины зимы 1971 г. К тому моменту надежность практически всех составляющих была усовершенствована и отрегулирована до максимального уровня. Исключение составляла ходовая часть, которая часто выходила из строя.

Технические характеристики танка Т-72
Танк Т-72

Т-72 «Урал» (Объект 172М)

Тогда в ответственном отделе Уралвагонзавода — конструкторском бюро, руководителем которого был В.Н. Венедиктов, приняли следующее решение: использовать на танке ходовую, установленную на объекте 167. Она отличалась резиновым покрытием на опорных катках, выносливыми траками, оборудованными шарнирами из металла.

Модернизированный вариант получил название «Объект 172М». На него поставили двигатель мощностью в 780 лошадиных сил, двухступенчатую кассетную систему для очистки воздуха, а объем топливных баков в данной модели уже составлял 100 литров. Учитывая внесенные изменения, вес вырос до 41 тонны. Однако динамические показатели остались неизменными, учитывая, что от базовой модели остались только механизмы: трансмиссия, корпус и усиленная дифференцированная бронезащита.

После полного цикла испытаний и заводских экзаменов, в 1971 г, объекты представили военным министрам Советского Союза. А в 1972 году, 15 бронемашин прошли долгосрочные испытания уже в полевых условиях, а не в заводских, по итогам которых решили принять Т-72 «Урал» на защиту и вооружение армии СССР. Впоследствии был принят соответствующий указ 73-го года и выпущена первая партия в 30 экземпляров.

Технические характеристики танка Т-72
Опытный средний танк «Объект 172»

Особенности конструкции

Экипаж состоит из трех людей: командира, наводчика и водителя-механика.

Классическая схема, при помощи которой бронемашина, разделяет внутриброневое пространство на три зоны:

  • управления;
  • боевой отсек;
  • моторно-трансмиссионная часть, где в боевой зоне внутриброневого пространства располагаются наводчик и командир.

На заметку. Некоторые модификации комплектуются специальными средствами для самоокапывания, размещенными на нижней лобовой панели. Используя такой прибор, танкисты могли вырыть траншею всего за полчаса.

Броневой корпус и башня

Сварная конструкция корпуса собрана из катаной стали гомогенного типа и комбинированной брони, имеющей текстолитовую прослойку. Корпусная броня дифференцирована (то есть на разных участках она имеет разную толщину и состав), что позволяет значительно облегчить конструкцию танка.

Вращение башни осуществляется при помощи привода механического управления и гидравлики. Вверху располагается люк. Внутреннее пространство оснащено системой наблюдения, в том числе и с функцией ночного видения, прицелом и другими обзорными устройствами.

Последние модели имеют в наличии тепловизоры. Стабилизация осуществляется при помощи двухплоскостного стабилизатора.

Вооружение

Основное орудие — 2А26М (125 мм) в боекомплекте которого подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Возможен запуск ракет управляемого типа — «Свирь».

С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет, «Утес», установлен на крыше башни. Его калибр — 12,7 миллиметров.

Технические характеристики танка Т-72
Танк Т-72

Проходимость

Танк отличается повышенной проходимостью. Бронемашина оснащена индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта установлено по три поддерживающих катка и по шесть опорных. Направляющие и ведущие колеса расположены в задней части.

Коммуникация и наблюдение

Разные модификации оснащались различными устройствами связи и наблюдения.

  • На Т-72 установлена радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124 и приборы ТПУ-А и А-4. В башне командира установлен ТНП-160 и ТКН-3, а также ночной и дневной прицелы.
  • Т-72А укомплектован дневным дальномерным прицелом ТПД-К1 и ночным — ТПН-1-49-23. Однако это оборудование позже было изменено на комплекс 1А40.
  • Т-72Б — оборудован радиостанцией Р-173. Командирская модификация оснащена коротковолновым устройством Р-130. На танк установлен прицельный комплекс, аналогично Т-72А (1А40-1). В комплект этой системы входят дневной прицел с повышенной дальностью ТПД-К1 и комплексное устройство КУВ 9К120 «Свирь».

Мотор и трансмиссия

На бронемашину в различное время устанавливались моторы из семейства V-образных 12-цилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на горючем различного типа. Они имели водяную охлаждающую систему.

Первый вариант был оборудован силовой установкой с маркировкой В-46 (780 л.с, 2000 об/мин), Т-72А был обеспечен моделью В-46-6, а с 1984 года на него устанавливался В-84 (840 л. с). Т-72Б был обеспечен силовой установкой В-84-1.

Мотор находится на корме бронемашины, на платформе, приваренной к дну поперечно. В топливный комплекс входят пять наружных (495 литров) и четыре внутренних бака (705 литров) для горючего. Также могут закрепляться еще две емкости для топлива, общей вместительностью от 400 до 500 литров. В качестве горючего может использоваться дизтопливо (ДЛ, ДЗ и ДА), бензин (А-66 и А-72) и керосин (Т-1, ТС-1 и ТС-2).

Трансмиссионная система Т-72 и его модификаций состоит из:

  • 2-х коробок передач планетарного типа с фрикционным включением, имеющих по 7 ступеней и управляющихся гидравликой (одновременно используется и для осуществления поворотов);
  • мультипликатора передающего крутящий момент от мотора к коробке управления;
  • бортовых одноступенчатых планетарных передач.

Бронезащита

В передней части данной машины установлена более толстая броня, которая состоит из 2-х бронированных плит, сходящихся под различными углами (ВЛД — 68 , НЛД —— 60).

Броня ВЛД состоит из 3-х слоев — стали толщиной в 80 мм, стеклотекстолита толщиной 105 мм, брони в 20 мм. НЛД же оснащена только бронесталью 85 мм.

На бортовых частях защита располагается следующим образом.

  • Места экипажа и боеукладка защищена листами стали по 80 мм.
  • Моторное отделение — 70 мм. Корму закрывает двойная деталь.
  • Для максимально эффективной защиты с боков танка навешиваются дополнительные алюминиевые экраны, с толщиной листа в 3 миллиметра. Они позволяют защитить машину от кумулятивных боеприпасов.

На заметку. Защитные экраны можно расположить в двух положениях. Во время ведения боя, они устанавливаются под углом.

Также Т-72 может быть снабжен динамической защитой, которая реализована в виде модификаций: Контакт-1, Контакт- 2 или Реликт.

Технические характеристики

Габаритные размеры, м:

  • длина машины — 6,670;
  • ширина — 3,460;
  • высота — 2,190;
  • клиренс — 0,42.

Остальные характеристики:

  • масса укомплектованного танка — 41 т;
  • скорость (макс) по шоссе — 50 км/ч;
  • запас хода без дозаправки — 700 км;
  • максимальная ширина преодолеваемых траншей — 2,8 м;
  • высота помех, которые сможет преодолеть танк — 0,85м;
  • дальность стрельбы — 9,4 км.

Технические характеристики танка Т-72

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.

  • Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
  • Т-72 — базовая модель.
  • Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
  • Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
  • Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
  • Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
  • Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
  • Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
  • Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
  • Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
  • Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
  • Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
  • Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.
Технические характеристики танка Т-72
Танк Т-72К

Зарубежные

Экспортные модификации, в том числе и разработанные иностранными компаниями:

  • Т-72АГ оснащен двигателем 6ТД, изменены ДЗ и МТО, используются основные составляющие танков Т-80УД и Т-84;
  • Т-72-120 — модификация, экспортируемая в страны НАТО, обеспечена пушкой КБМ-2 (120 мм), пулемет (12,7 мм) с ду.
  • Т-72МП — разработан совместно с чешскими и французскими конструкторами. Установлен комплекс прицелов со стабилизацией, панорамный прицел.
  • Т-72Е — построен на бронетанковом заводе в Харькове. Оснащен мотором 5ТДФЕ, кондиционером, ДЗ типа «Нож» и автономной силовой установкой ЭА-10. Заменена трансмиссия;
  • Т-72УА1 — модернизирован ремонтно-механическим заводом в городе Киев. Мотор 5ТДФМА-1, ДЗ типа «Нож», вспомогательный двигатель ЭА-10-2. В конструкции использованы элементы ходовой Т-80.
  • Т-72УА4 — новое прицельно-наблюдательное оснащение, установлена система противодействия «Варта».
  • Т-72АМТ — изменена командирская система наблюдения, добавлен прибор ночного видения (с ЭОП 3 поколения), прицельное устройство 1К13-49 «Неман», изменены элементы ходовой и ДЗ. Дополнения: зенитный пулемет с ДУ, радиосвязь «Либидь-К-2РБ». Машина оснащена мотором В-84-1.
  • T-72БМЭ — изменения проводились в Белоруссии.
  • Т-72 «Витязь» — прицел многоканального типа «Сосна-У», с двухплоскостной стабилизацией.
  • Т-72KZ — вариант разрабатывался израильскими и казахскими конструкторами. Изменены ДЗ и СУО.
  • Т-72KZ «Шыгыс» — совместная работа Украины, Казахстана и Израиля. Огневая управляющая система типа «TISAS», оснащенная прицелами с тепловизорами. Увеличена ДЗ, новое оборудование для навигации. Гусеницы снабжены накладками для передвижения по асфальту.
  • Т-72 Aslan — модернизация произведена в Израиле. Оснащен компьютеризированным устройством СУО, навигацией GPS, системой «свой — чужой», тепловизорными приборами и навесной ДЗ.
  • Т-72 T 21 — совместная французско-словацкая работа. Изменены: башня и основное орудие.
  • Т-72М4 CZ — чешская модель, мотор CV-12, трансмиссия XTG 4II-6. Обеспечена новой ДЗ (DYNA-72) и комплексом управления огнем (TURMS-T).
  • T-72M4 CZ-W — командирский танк для Чехии.
  • T-72 Vruboun — чешский вариант. Установка мотора V-84, зенитного пулемета с ДУ.
  • PT-91 Twardy — экспортная модель для Польши.
  • PT-72U — польский вариант, дополнительно оснащен новыми электронными системами, кондиционером и решетчатыми экранами для защиты. Зенитный пулемет с ДУ.
  • M-84 — вариант для Югославии. Обеспечен новыми прицельными устройствами (DNNS-2 и DNKS-2), защитой DRHT, устройством управления огнем (SUV-M84) и приборами связи.
  • M-84АВ1 — сербская модель.
  • M-84A4 Snajper, М-95 Дегман, M-84D — изменения производились в Хорватии.
  • TR-125 — румынский вариант. Изменена ходовая и МТО. Увеличилась масса до 50 тонн.
  • T-72SIM-1 — совместная работа грузинских и израильских инженеров. Обеспечен радиосвязью FALCON, навигацией GPS, способом опознавания «свой — чужой», тепловизорами и новой ДЗ.
  • Tank EX — модель для Индии, оснащена новой башней.
Технические характеристики танка Т-72
Танк Т-72 Aslan

Заключение

Т-72 по праву считался одной из самых востребованных бронемашин в мире, поскольку количество выпущенных экземпляров может соревноваться с легендарной «тридцатьчетверкой». А также его можно назвать интернациональным танком, поскольку он производился во многих странах.

После развала Советского Союза, он стал единственной техникой такого класса, состоящей на вооружении армий некоторых стран Союза Независимых Государств и зарубежных держав.

Факт. На сегодняшний день военная машина находится на вооружении в 40 странах.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 4
  1. Георгий

    В 1970 году на полигоне в Киевском военном округе видел демонстрацию среднего танка с переменным клиренсом. По-памяти модель Т-70.
    Не могу найти описания.

  2. Виктор

    Основное танковое конструкторское бюро ХКБМ, руководимое бессменным Генеральным конструктором советских танков А.Морозовым находилось в Харькове, на танковом заводе. Изготавливали там спроектированный там же основной советский танк — Т-64. Цена его была примерно 460 000 рублей. Поскольку военным нужно было сразу МНОГО танков (зачем?), то в России было развёрнуто производство упрощённой и удешевлённой версии Т-64 — Т-72. Насчёт удешевления получилось не очень — Т-72 стоил примерно 380 000 рублей. Ну хоть так. Но на этом приключения украинского танка не закончились. В Ленинграде каким-то придуркам пришла в голову ррреволюционная идея — поставить на танк вертолётный двигатель (зачем?). Такой танк сбацали — Т-80. Стоил он примерно 1 420 000 рублей — за счёт сверхдорогого двигателя. Танк Т-64, как реально ОБТ (основной боевой танк), никогда и никуда не продавали — «Такая корова нужна самому!». Бронированную мотоколяску под названием Т-72 впаривали всем, кому не лень — в Африку, в Азию, да везде! Причём даром — никто никогда за эти танки не заплатил! Зачем их выпускали, в таком случае? Бог весть. Зачем их выпускали в таких количествах? Бог весть. Зачем выпускали сверхдорогое дерьмо под названием Т-80? Бог весть. Цитируя А.Морозова: «Тагил «украл» нашу машину и переделывает ее. Нигде таких примеров в жизни нет. В свое время проработкой перспективного танка занимались все КБ СССР: ХКБМ – «432», ЛКЗ – «287», Тагил – «140», ЧКЗ – «777». В итоге, свои проекты ЛКЗ, ЧКЗ и Тагил до конца не довели и в дальнейшем работы прекратили. Осталась одна машина харьковского завода «432», которую потом ЛКЗ и Тагил начали «улучшать»: меняя двигатели, ходовую часть, МЗ, а заодно и все остальное. По настоящее время, ни один завод ничего нового не сделал, а пытается «доработать» чужие образцы, по сути, внедряя старые узлы и механизмы: гусеницу, колеса, гидроамортизаторы, двигатель, вентилятор и прочее, сохраняя нашу идеологию. По меньшей мере – это носит характер воровства. За это им придется расплачиваться годами!« — можно сказать — как в воду глядел.

    1. Иван

      Виктор, вы что курили? Где сейчас все ваши ноу-хау в ВПК и гордость??? А я скажу в жопе, т.к. гордитесь вы ложно, не по праву, а по наследству от СССР. Гак говориться – Ваше то, что насерите!

  3. Андрей Ш.

    Т-64 – это была суперидея в 1955 году. Но её воплощали слишком долго – до 1970 года.
    За это время в Нижнем Тагиле успели сваять добротный Т-62 практически с теми же параметрами. и 64-ку пришлось срочно модернизировать, даже толком не начав производить. А вТагиле должны были разработать “эрзац-танк”для военного времени, но КБ Тагила решили что им по плечу сделать не хуже 64-ки и у гих получилось лучше.
    64-ка это танк предельный, без перспективы на совершенствование и модернизацию — ходовая часть на пределе. 72-й получился дешевле и надежнее в эксплуатации.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: