Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки

Приподнять завесу будущего – задача не из легких. А узнать будущее самолетостроения – еще труднее. Однако в Великобритании на рубеже веков была образована компания «AvPro», которая именно на этом и специализировалась – создавала проекты моделей многообещающих авиамашин будущего. Что из этого получилось – рассказано ниже.

С идеями о будущем

Компания «AvPro» появилась стараниями выходцев из ряда британских заводов, занимавшихся самолетостроением во второй половине 1980-х годов. Им была поставлена амбициозная задача – продумать внешний вид перспективных авиамашин, чтобы на их базе можно было разработать определенные требования для предприятий сферы авиастроения.

С 1991 г. фирма официально заключила договор с «Defence Research Agency» (Агентством оборонных разработок) и приступила к креативному процессу.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Предполагаемый АвПро внешний вид разведывательного самолёта

AvPro – отнюдь не первая компания, взявшая на себя подобные технические задачи. Так, знаменитая фирма РЭНД также начинала свою деятельность с разработки концепции тактического бомбардировщика будущего. Речь идет о Б-52.

Однако имелось существенное отличие: РЭНД все-таки осуществляла научные работы, взаимодействовала с авиаконструкторами, а AvPro ставила перед собой цель только обозначить общее направление, особо не углубляясь в инженерные детали.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Разработка десантного винтокрыла «Титан» на замену С-130 в армиях всего мира

Сначала компания занялась самолетами ВМФ. К тому моменту Великобритания уже давно утратила прежний титул «королевы морей» и обладала 3-мя легкими авианосцами модели «Инвинсибл», с которых в полет могли отправляться лишь авиамашины вертикального взлета.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Пример полной модернизации самолёта «Харриер» до 5-ого поколения

Финансовые средства на создание чего-либо более внушительного у англичан попросту отсутствовали. Решение работники AvPro видели в экранопланах. Однако не в крупных монстрах, как в Советском Союзе, а в разработках менее представительных машин.

Экранопланы на замену авианосцам

Многофункциональный воздушный аппарат «Мародер» по замыслу АвПро должен был превратиться в основу авиации британского флота. «Мародер» представлял собой необычный гидросамолет – способный летать и в режиме экраноплана. Подобный проект был призван внушительно увеличить расстояние полета.

Основную часть пути до места назначения «Мародеры» проходили в экономичном экранопланировании над водоемами. Фактически предусматривалась возможность заправляться от обыкновенных морских судов, перевозящих нефть, поскольку сесть на водную поверхность ему было легко.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
«Мародер» осуществляет запуск крылатых ракет

Если врага и аппарат разделяло небольшое расстояние либо полет проходил над сушей, то модели взлетали ввысь как обыкновенные воздушные суда. В результате надобность в авианосце отпадала.

Вдобавок «Мародеры» планировалось создавать по технологии «невидимок». Соответственно, они прекрасно подходили для проведения внезапных точечных атак. Рассматривалась и возможность использовать аппарат для десантирования групп специального назначения.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Высадка десанта с «Мародера»

В AvPro полагали, что модель будет интересна как Соединенному Королевству, так и американскому ВМФ, а также множеству государств Старого Света. По их мнению, «Мародер» можно отправлять на экспорт даже в Страну восходящего солнца, в которой создание полноценного флота было под запретом. С его помощью японцы смогли бы преодолеть запреты.

В паре с моделью должны были идти десантные экранопланы модели «Манта». Они не могли подняться в воздух и лишь парили над морской поверхностью. Проект мог нести до 77 000 кг полезного содержимого. Ограничения по расстоянию у «Манты» практически отсутствовали.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Десантный экраноплан «Манта» и «Мародер» на заднем плане

На отдельных транспортных средствах десантный отсек планировалось заменить на ангар для беспилотника либо ударного вертолета. За счет быстроты экранопланов десантирование должно было оказаться неприятным сюрпризом для врага. И, когда противник начал бы предпринимать какие-либо действия, плацдарм на побережье оказался бы под полным контролем английских войск.

Взгляд на будущее

Невзирая на всю прелесть концепции, вызвать интерес у армии не получилось. Хотя в компании решили, что нет предела совершенству, и в следующем десятилетии AvPro продолжала старательно работать над видением будущего. Много времени фирма посвятила вопросу авиамашин 6-го поколения. По примеру американцев планировалось создать опционально управляемые самолеты.

Фирма предлагала целую серию таких транспортных средств под общим наименованием «ФОАС» (Future Offensive Air System). В переводе с английского это означало «атакующая воздушная система будущего». Первой моделью была «ФОАС-0» – стандартной авиамашины 5-го поколения, являющегося лидером ударных беспилотников. «ФОАС-1» – воздушное судно поколения «Пять плюс» с функцией создания беспилотников на его основе. Последняя модель, «ФОАС-Икс» – полноценный самолет 6-го поколения.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Многоцелевой ударный комплекс «ФОАС-1»

Все так же важным направлением деятельности АвПро были разработки для английского ВМФ. Апогеем деятельности компании стала концепция авианесущего тримарана-невидимки (корабля с 3-мя корпусами, обладающего технологией «стелс»). Подобное судно получило наименование «СТАК» (Stealth Trimaran Aircraft Carrier). Разработка возникла под влиянием отдельных ранних версий перспективного авианосца США «CVNX».

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Стелс-авианосец-тримаран «СТАК»

Тримарану было отдано предпочтение, поскольку это судно при крупных габаритах и большом водоизмещении отличалось приличной скоростью. Активное применение технологии «невидимки» уменьшало риск обнаружения авианосца.

С учетом применения стелс-самолетов это делало STAC настоящим кораблем-привидением. Вдобавок в AvPro создали концепции легкого авианосца-невидимки и даже беспилотного судна для авиамашин, которые летают без летчика.

Английские фантазии: самолеты-экранопланы и тримараны-призраки
Легкий стелс-авианосец

Однако со временем становилось все очевиднее: реальной пользы для армии от деятельности AvPro нет. Создаваемые компанией концепции привлекательны, но неосуществимы. Количество заказов начало уменьшаться, и в итоге их совсем не стало.

В 2003 г. АвПро прекратила свое существование. Вместе с тем нарисованные фирмой изображения станут находкой для любого литературного произведения в жанре научной фантастики.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: