Беляны: назначение дровяных судов времен царской России

Речное судоходство – это тема достойная внимания. В России некогда существовали необычные пароходы для плавания по рекам и перевозке различных грузов. Например, в XIX в. на Волге можно было встретить т.н. «беляны». Подробнее о них рассказано ниже.

Беляны: назначение дровяных судов времен царской России
Барка из дров

Сейчас мало кому известно название этих кораблей. Но в позапрошлом столетии о белянах слышал каждый. Они ходили по Волге и Ветлуге. В XIX в. эти пароходы являлись своеобразными танкерами. Им нет аналогов в истории. Есть сведения, что некоторые суда обладали длиной в 120 м, а высота их борта достигала 600 см.

Процесс создания белянов достиг своего апогея в 1850-х годах. Интересно, что строительство и рост популярности подобных кораблей имели непосредственную связь с развитием пароходства в стране. К 1890-м годам в России насчитывалось примерно 500 речных судов. Тогда они плавали за счет котлов, для которых требовалось топливо. В частности, дрова. Разумеется, для этого требовалось огромное количество древесины.

Беляны: назначение дровяных судов времен царской России
Выглядит сурово

Беляны передвигались благодаря стараниям бурлаков. Данные корабли предназначались именно для привоза дерева в порты на Волге. Со временем эта разновидность судов потеряли свое прежнее значение, поскольку дрова заменило «черное золото». Впрочем, в конце XIX столетия ежегодно создавались до полутора сотен белянов.

На эти пароходы грузили деревья и сплавляли их в Астрахань. Когда суда достигали пункта назначения, их полностью разбирали. Древесина с них использовалась для растопки котлов и строительных работ. Пароходы были предназначены для использования лишь в течение одного сезона.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: