Чем сталинский истребитель не устроил СССР

В 1934 – 1936 гг. Страна Советов могла гордиться своими самолетами, как в численном, так и качественном плане. Львиная доля государств не уделяла военному самолетостроению должного внимания. На вооружении Франции и Великобритании находились авиамашины, являвшиеся усовершенствованными моделями самолетов Первой мировой войны.

Вместе с тем уже к 1939 г. в Советском Союзе проявилось отставание. Прежде всего, в отношении истребителей. На вооружении ведущих держав имелись скоростные самолеты, с которыми даже близко не могли сравниться отечественные И-16 и И-15.

Незамедлительные поиски решений

Ситуацию следовало быстро исправлять. Однако были выбраны немного нестандартные методы. Конструкторскому бюро Поликарпова, который считался «царем истребителей», государство не помогло. Его распустили. Создали отдельные команды авиаконструкторов. Среди них выделялось конструкторское бюро Микояна, в которое передали проект истребителей И-200. У Поликарпова полноценной базы для создания новых авиамашин почти не осталось.

Чем сталинский истребитель не устроил СССР
Схема строения истребителя Сильванского

На рубеже 1940-х гг. в Советском Союзе создавалось примерно 10 проектов разнообразных самолетов-истребителей. Начальником одного из вновь образованных конструкторских бюро стал А.В. Сильванский. До этого поста он ничем особенным не выделялся – работал инженером по снабжению на одном из самолетостроительных предприятий. Однако под его руководство был отдан авиационный новосибирский завод № 153, прежде занимавшийся изготовлением И-16. Сильванский получил одну из разработок Поликарпова – И-220, но с двигателем М-88.

Чем сталинский истребитель не устроил СССР
Истребитель И-220 (ИС)

Костяк бюро Сильванского образовали бывшие работники Д.П. Григоровича, скончавшегося в 1939 г. Команда была профессиональная, включала хороших создателей истребителей. Сильванский был настойчивым, инициативным и активным, создал хорошие условия работы и первое время вызывал симпатию. Будущее у КБ казалось многообещающим.

Авиамашину, помимо обозначения И-220, называли еще и «ИС». Означала ли данная аббревиатура «истребитель Сильванского» либо все же, как в те годы было принято, таким сокращением обозначали инициалы генералиссимуса. Так или иначе, итог всех неприятно удивил.

Неприятное известие

Работники бюро спустя короткое время почуяли неладное, выяснив, что новый руководитель КБ полностью некомпетентен в самолетостроении. Его распоряжения и действия являлись неадекватными для отрасли.

Чем сталинский истребитель не устроил СССР

Сам проект «ИС» на поверку оказался достаточно сложным. Изначально самолет Поликарпова разрабатывался под мотор М-58. Однако конструктор угодил за решетку, а мотор остался недоработанным. Были вынуждены установить мотор М-88, являвшийся лицензионным вариантом французского двигателя Gnome et Rhone 14K Mistral Major. Данный мотор устанавливали на самолеты Су-2 и ДБ-3, экспериментальные самолеты-истребители И-180 и И-190. Однако в связи с тем, что новый двигатель выделялся габаритами и весом, КБ Сильванского было вынуждено многое изменить в первоначальном проекте, т.е. фактически начать все с нуля.

Чем сталинский истребитель не устроил СССР

Работа шла замечательно. Проект успешно разрабатывался. Проблема была лишь в одном – все это существовало исключительно на бумаге. В реальности же габариты планера менялись, масса возрастала. Согласно проекту самолет обладал приличным вооружением: парой 20-мм орудий и 4-мя пулеметами. Однако, поскольку самолет оказался очень тяжелым и попросту не сумел бы взлететь, то Сильванский смело уменьшал вес истребителя. Сначала с него удалили орудия, приняв решение монтировать их в следующем прототипе.

В результате авиамашину все же создали и отправили на испытания. После первой пробежки проявились неприятные моменты. Винт был чересчур крупным и чертил о почву во время вращения. Один из юных конструкторов посоветовал для взлета вырыть траншею для винта, но ситуация складывалась не смешная. Сильванский решил уменьшить длину пропеллера. Недолго думая над тем, как укоротить винт, он взял обыкновенную пилу по металлу и отпилил его. Затем, во время последующих наземных испытаний, мотор М-88 не выдержал нагрузки и сгорел. Вместо него установили менее тяжелый М-87, за счет чего поменялась центровка авиамашины.

Глядишь, сработает

Несмотря на все вышеупомянутые проблемы, красный «ИС» в начале 1940 г. доставили в столицу. Для тестирования машины глава КБ ухитрился задействовать самого шеф-летчика бюро Поликарпова – пилота-испытателя Уляхина. Последний, хотя и не с первого раза, но смог взлететь на «Истребителе Сталина» и даже пролетел на нем около 200 м. В своем отзыве о машине он раскритиковал ее в пух и прах. Тогда Сильванский отыскал другого пилота, который сумел неоднократно взлететь на И-220. Затем был другой летчик, который не сумел подняться в воздух – его летные навыки оказались недостаточными.

Чем сталинский истребитель не устроил СССР
Красный «ИС»

Невзирая на очевидный брак, Сильванский выхлопотал дозволение доработать истребитель и даже получил новую базу – авиационное подлипкинское предприятие № 287 (Московская область). Однако, поскольку здесь уже работали над самолетом Сухого Су-1, то времени на то, чтобы исправить недостатки «ИС» не хватило. Назначенные сроки закончились и проект «Истребителя Сильванского» был окончательно закрыт. Некомпетентный начальник КБ, работавший над созданием И-220, попал под суд, но не за растранжиренные впустую огромные деньги. Его судили за самовольное взятие с предприятия государственной машины марки ЗиС-101, эксплуатацию ее в своих целях и поломку (утопил в траншее).

Чем сталинский истребитель не устроил СССР

Сильванский впоследствии работал над проектом «космического самолета» под началом Королева. Секрет его назначения на должность главы КБ, при том, что он был абсолютно бездарным и не разбирался в элементарных вещах, объяснялся обыкновенным кумовством. Дело в том, что Сильванский являлся супругом дочери 1-го народного комиссара самолетной промышленности М.М. Кагановича.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Сергей

    “Устаревшие” И-16 имели характеристики не хуже, чем такие известные французские истебители MS.406 или MB.150. А к 1939 году в СССР был запущен в серийной производство на авиазаводе №21 истребитель Поликарпова И-180. К сожалению – формально. Т.к. за 8 месяцев завод не соизволил выпустить даже десяток машин войсковой серии, продолжая гнать серию И-16 и одновременно проектируя собственный И-21(оказавшийся неудачным). При этом И-180 превосходил по основным характеристикам немецкий Мессершмитт Bf-109E.

  2. Павел Кругликов

    Неплохая статья заслуживает другого заголовка.Напимер:”Как достояние короля истребителей Поликарпова при попустительстве Сталина было расхищено родственниками Микояна и Кагановича”.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: