Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки

Российский гидросамолет ЛА-8 является представителем «малой авиации». Данные летательные аппараты являлись связующим звеном между крупными городами и отдаленным поселениями. Такие самолеты также используются при возникновении различных ЧП.

История появления планера

Человечество давно хотело подняться в воздух и летать, как птицы. Повторить полет стали пытаться уже в начале XIX века. Первые летательные аппараты имели схожую форму с птицей, но никакого особого успеха инженеры добиться не могли.

  • Первый прорыв был сделан Александром Можайским во второй половине XIX века. Он спроектировал самолет, имевший длину крыльев почти 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров. Конструктор не успел завершить свой проект, но именно он стал той основой, на которую стали опираться инженеры.
  • Еще один шаг сделали американские изобретатели братья Райт, которые сделали машину с двигателем, работавшим на бензине. Они смогли поднять самолет в воздух и его пилотировать, но конструкция была далека от современных летательных аппаратов.

Основные проблемы, с которыми сталкивались изобретатели — это было отсутствие тормозной системы, недоработанная топливная система, подача масла и отсутствие какого-либо комфорта. Но при этом машину уже можно было поднять в воздух и пилотировать.

В основу современной военной авиации стали разработки Сикорского. Инженер создал первые аэропланы для Российской империи, крылья которых были жестко закреплены. Эти самолеты на всех конкурсах были на первых местах. Разработки Сикорского дали большой толчок для других разработчиков, которые принялись конструировать похожие аппараты.

В 1913 году был создан первый лайнер М-1 Григоровичем. Его конструкция стала основой для производства гидропланов. Такие самолеты активно производились в 1930-1940х годах, но затем больше внимания стало уделяться реактивным разработкам и гидропланы отошли на экономическую нишу, так как их производство стоило сравнительно небольших финансов.

В современной России малая авиация начала набирать обороты и известно немало отечественных успешных разработок, в том числе Ла-8. Данный самолет был создан в 2004 году компанией ООО НПО «Аэроволга» в Самаре. В разработке также участвовала СКБ ЛА СГАУ. Гидроплан был представлен на международном авиационно-космическом салоне «Макс-2005».

Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки
ООО НПО «Аэроволга»

Какие бывают самолеты, работающие на воде

Амфибии или гидропланы — это гидросамолеты. Их разница заключается лишь в разной конфигурации и стиле работы. Такие аппараты раньше назывались гидропланами, но теперь их называют гидросамолетами, поскольку само понятие стало шире.

Современные гидросамолеты делятся на три вида в зависимости от их конструкции.

  1. Первый вариант — это летающая лодка. У самолета нижняя часть имеет форму лодки и за счет этого гидроплан может быстро передвигаться по воде.
  2. Самолет-амфибия сочетает в себе несколько типов гидропланов. Он имеет выдвигающееся шасси для передвижения по суше, и специальную подушку, которая позволяет перемещаться по воде. Также существуют варианты с подводными крыльями.
  3. Поплавковый самолет имеет два продольных поплавка, которые позволяют посадить самолет на воду и удерживать его на плаву.
Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки
Поплавковый самолет

Предназначение самолета-амфибии

Самолет-амфибия может иметь широкое применение. Его легко трансформировать из пассажирского в грузовой — достаточно установить рельсы для крепления груза. Длина груза может быть не более 4-х метров. Ла-8 также можно использовать, как санитарный самолет для транспортировки больных. Возможно сделать два лежачих и одно сидячее место.

Ла-8 может преодолевать большие расстояния, садиться на воду и для взлета будет достаточно короткой взлетной полосы. Все эти достоинства расширяют его использование.

  • Летательный аппарат можно использовать в зимнее время, так как на нем предусмотрен монтаж лыжных шасси, которые не убираются. Такое техническое решение позволяет эксплуатацию самолета на специально подготовленных заснеженных полосах.
  • В комплектации имеются эхолоты и гидролокаторы, при помощи которых можно исследовать водоем, на который приземлился самолет.
  • Также можно использовать для исследования состава воды на водоеме.

Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки

Конструкция сверхлегкого самолета-амфибии

Конструктивно Ла-8 является высокопланом, имеющим два двигателя. Фюзеляж самолета окрашен белой краской американского производителя и покрыт лаком для защиты от осадков и воздействия солнечных лучей.

В крыльях самолета имеется по два топливных бака и один расположен в салоне. Объем каждого из них равен 455 литрам. На крыльях снизу имеются специальные швартовочные узлы, которые используются для стоянки самолета. Такие же узлы есть на корме и в носовой части гидросамолета. Возле входного люка также имеются швартовочные утки, которые можно оставить закрепленными на корпусе или убрать за обшивку самолета.

По необходимости машину можно переместить при помощи крана. Для этого можно воспользоваться четырьмя петлями, которые расположены сверху на корпусе.

Ла-8 оснащена стандартной розеткой для зарядки аккумулятора и для подключения к аэродромному питанию для запуска двигателя.

Крылья гидроплана имеют широкий набор навигационных установок.

  • В каждом крыле имеется по блок фаре. В правом установлена посадочная ксеноновая фара, а в левом светодиодная.
  • На конце каждого крыла имеются навигационные огни.
  • На хвосте самолета имеются задние огни и проблесковые маяки. В законцовке киля есть стояночный огонь, который сигнализирует о стоянке самолета на воде.

Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки

Много внимания было уделено шасси.

  • Шасси Ла-8 представляют собой трехопорную конструкцию.
  • Элементы шасси сделаны из специального сплава, который не реагирует на соленую воду и не корродирует.
  • Покрышки выполнены из специального каучукового материала и обладают защитным слоем, чтобы избежать механических и химических повреждений.
  • Для приземления на неподготовленную почву, шасси имеют особую конструкцию.
  • Шасси выпускаются и убираются при помощи гидропривода. В случае выхода его из строя, можно использовать механические рычаги для выпуска.
  • В кабине имеются индикаторы о положении шасси. Синий индикатор говорит о том, что опоры убраны, а желтый, что они находятся в рабочем положении.
  • Вся подвеска работает с газожидкостными амортизаторами.

На воде гидроплан управляется посредством разной силы тяги двигателей. На суше торможение производится с разным усилием на определенных колесах.

  • Тормозная система схожа с автомобильной — имеется педаль и гидравлика.
  • Ла-8 также обладает стояночной системой, которая способна удерживать гидроплан неподвижным длительное время. Также ее можно использовать для экстренного торможения.
  • Управление самолета может осуществляться одними или двумя пилотами, так как кабина пилота оснащена двумя полными комплектами управления.
  • В опоре штурвала имеется специальная предохранительная чека красного цвета. Она необходима для того, чтобы застопорить руль высоты и элероны во время стоянки.
  • Для управления автопилотом на центральной приборной панели располагается специальный пульт. В случае возникновения ЧП на штурвале имеется кнопка аварийного выключения.
  • Управлять двигателем, винтами или триммерами можно при помощи центральной консоли. Для предотвращения включения реверса при скорости более 100 км/ч и оборотах двигателя 1000 об/мин, существует автоматическая блокировка, которая располагается на пульте управления двигателем.
  • Обратная и прямая тяга традиционно управляется рычагами. Для контроля закрылок используется электропривод. Контролировать положение можно при визуальном осмотре или по указателю.

Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодкиКомфорт пилотам обеспечит регулируемое кресло по росту от 160 до 200 см. Также кресло пилота можно регулировать в продольном положении. Также комфортное пребывание в самолете обеспечат автоматические подушки-вкладыши.

Попасть в гидросамолет можно при помощи люка, расположенного на задней части фюзеляжа. Такое расположение люка позволяет помещать в салон крупные грузы.

Технические параметры LA8

Размеры Длина самолета составляет 11,10 метра. Пассажирский или грузовой отсек имеет длину 4,02 м, ширину 1,61 м и высоту 1,55 м.
Размах крыла 14 м
Высота гидроплана с выпущенным шасси 3,4 м
Грузоподъемность 760-800 кг
Масса пустого самолета 1685 кг
Максимальный взлетный вес 2720 кг
Силовые установки Два чешских поршневых двигателя LOM Praha M337C-AV01
Мощность 2 по 235 л.с.
Размер и модель винта Диаметр составляет 190 см, модель — MTV-12-D-C-F-R(M)/CFR190-53. Произведены в Германии.
Экипаж До 2-ух пилотов
Пассажиры 6-7 человек

Летно-технические габариты

Максимальная скорость 305 км/ч
Крейсерская скорость 235 км/ч
Дальность 1200 км. Улучшенная модель Ла-8C-RS может пролететь до 4200 км
Перегоночная дальность 4000 км
Максимально возможная высота 4500 км
Скорость подъема 4-6 м/с
Длина разбега для взлета По суше — 350 м, по воде — 450 м.

Безопасность

За длительное время эксплуатации, гидроплан заработал хороший авторитет, как надежный и безопасный самолет, на который можно положиться в сложных ситуациях.

Безопасность обеспечат следующие приборы:

  • В случае выхода из строя одного из двигателей, система регулирует полет с помощью одного двигателя. В этом случае предотвращается разворот самолета, потеря высоты, отступление от траектории и блокируется автоматическая ротация неработающего винта.
  • Для перелетов во время плохой видимости в работу вступают навигационные устройства. При помощи их можно определить высоту. Сверхчувствительные оптические камеры позволят произвести обзор в плохих метеоусловиях. Также имеется прибор, оповещающий о сближении с землей.
  • Современная система TAS исключает риск столкновения самолетов в воздухе.
  • В случае возникновения ЧП и отключения систем питания на самолете, в работу включается устройство аварийного питания, которое поддерживает все необходимые системы для безопасного полета. Резервная система может работать до 1 часа.
  • Ла-8 оснащен детектором, который реагирует на потерю подъемной силы. Если такая проблема возникает, то детектор сигнализирует это мерцанием красной лампочки и сигналом.
  • Гидроплан используется в разных климатических зонах, и по этой причине основные узлы имеют обогрев для защиты от обледенения.
  • Наблюдать за состоянием всех систем в самолете можно при помощи специального экрана.
  • Для хорошо обзора, самолет имеет панорамные зеркала и зеркала в салоне планера. Обзор в темное время суток возможен благодаря специальной подсветке на поплавках.

Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки

Ла-8 — современный, хорошо оборудованный самолет, на котором контролируется каждая отдельно взятая система, а также предупреждение о риске возможной аварийной ситуации. Если в салоне самолета произошло задымление, то экипаж может воспользоваться кислородными масками.

В комплектации самолета предусмотрены:

  • спасательные жилеты (в зависимости от количества установленных кресел);
  • топор;
  • огнетушитель;
  • спасательный плот на 8 человек;
  • плавающий фонарь на аккумуляторе.

На заметку! Конструкторы уделили много внимания прочности фюзеляжа. Самолет рассчитан на жесткую, вынужденную посадку на воду или сушу.

Эксплуатация

Гидросамолет Ла-8 предназначен для перевозки не только пассажиров, но и грузов. В него помещаются до 7-ми пассажиров. В большей степени самолет рассчитан на коммерческое использование. Поэтому он имеет весьма высокие характеристики и стоимость.

Чаще всего такие гидропланы эксплуатируются с целью доставки каких-либо грузов в отдаленные области, где имеются реки или водоемы, на которые можно приземлиться.

Модификации ЛА 8

В данный момент доступно 7 модификаций самолета Ла-8.

  1. Ла-8 — базовый агрегат с чешскими двигателями. Дальность полета может достигать 1200 км, а грузоподъемность до 750 кг.
  2. Ла-8С — практически такой же самолет, только с другими чешскими двигателями LOM PRAHA M-337C-AV01.
  3. Модификация Ла-8C-RS может пролететь до 4000 км, так как в ней существенно увеличен объем баков. Максимальная нагрузка увеличена с 750 кг до 1012 кг. Размер данного варианта больше, но вес при этом, ниже. Идеально подойдет для полетов в сложные климатические пояса, так как обладает противообледенительной системой.
  4. Ла-8L еще одна модификация с другим мотором — LYCOMING O-540B4B5.
  5. Ла-8L-RS — такой же самый вариант, как описан выше, но имеющий более крупные топливные баки и возможность загрузить больше груза.
  6. Ла-8H — идеальный вариант для зимней эксплуатации, так как его шасси не убирается, но его можно «переобуть» в лыжи.
  7. Ла-8FF — спасательный, пожарный самолет, имеющий бак на 1,2 тонны воды.
Гидросамолет ЛА-8: технические характеристики летающей лодки
Самолет-амфибия Ла-8

Самолеты-амфибии: преимущества перед другими

Основные преимущества:

  • возможность взлететь с 200 м, нет жестких требований к ВПП;
  • прочный корпус;
  • мобильность (можно хранить не только в амбаре, но и на воде);
  • высокий уровень безопасности;
  • возможность посадки на неподготовленную грунтовую дорогу;
  • сравнительно небольшая цена;
  • легко обслуживать;
  • Ла-8 можно заправлять обычным автомобильным 95-м бензином.

Заключение

Впервые самолет-амфибия поднялся в воздух в 2004 году. После его презентации производитель принялся за его сборку. На данный момент эксплуатируется 8 самолетов. Такие небольшие объемы обусловлены тем, что в России недостаточно развита инфраструктура для такого транспорта. Но как только будут готовы все условия, производитель начнет собирать более крупные партии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: