Халатность или подвиг: дирижабль против субмарины

Битва цеппелина и подводной лодки – что может быть необычнее? Подобное сражение случилось во Флоридском проливе летом 1943 г. На протяжении 75 лет существовала лишь единственная версия случившегося – имел место подвиг. Дирижабль пал в бою, обороняя корабли торгового флота. Соответствует ли это действительности? Рассказано ниже.

Поздно ночью 18.07.1943 г. дирижабль американских ВМС К-74 нес дозор в окрестностях северного берега Острова Свободы. Около половины двенадцатого ночи воздушное судно обнаружило на радаре неопознанный объект. Командир цеппелина, лейтенант Н. Гриллс, задумал узнать, что это.

Луна светила ярко, на море стоял штиль. В 23:35 команда дирижабля увидела всплывшую фашистскую субмарину.

Судном была У-134 капитан-лейтенанта Г. Г. Бросина.

Дирижабль сделал 2 оборота вокруг подлодки, нацеливаясь для нападения. На 3-ем круге с цеппелина начали стрелять из пулемета. Однако скинуть глубинные бомбы судно не сумело. Цеппелин и субмарина вступили в недолгую перестрелку, завершившуюся гибелью дирижабля. За 7 мин. до наступления полуночи он упал в воду.

Гитлеровцы тоже немного пострадали. Противник пробил им 2 балластные цистерны субмарины. Удостоверившись, что цеппелин погиб, подлодка покинула место битвы. Команда дирижабля целую ночь пробыла в море. 19 июля американцев выловили. В ходе сражения все уцелели, но уже в воде один из воздухоплавателей был съеден акулой.

Вымышленный торговый флот

Согласно уставу, если цеппелин обнаруживал поднявшуюся на поверхность субмарину, он должен был находиться вне сектора поражения, следить и регулярно сообщать о положении вражеского подводного судна.

В соответствии с версией «подвига», Гриллс нарушил требования инструкции, руководствуясь благородной целью. Дескать, он погубил дирижабль ради защиты торговых кораблей, находящихся рядом.

В действительности выяснилось, что мирных судов никогда не существовало. Заметив У-134, американцы догадались: фашисты их не засекли. Момент был удобный. Дирижабль мог пролететь над субмариной и скинуть на нее глубинные снаряды. Гриллс захотел самостоятельно уничтожить подлодку.

Халатность или подвиг: дирижабль против субмарины
U-134 во время нападения лодки «Маринер»

Однако когда цеппелин находился в прекрасной для нападения позиции, его экипаж неверно запустил систему сброса боеприпасов. Бомбы полетели не туда. Враг спасся, а его орудия ПВО сбили дирижабль.

Неразбериха в эфире

Цеппелины с воздушной базы Ричмонда (Флорида) выполняли важную задачу. Дирижабли патрулировали Флоридский залив и докладывали о подозрительной активности. Однако собственный код у них отсутствовал. Соответственно, рапорты посылались прямым текстом.

Комэска ZP-21 подобное положение не устраивало. Офицер изобрел специальный код и сообщил о своей инициативе в штаб руководства силами охраны Мексиканского залива. Командование обращение приняло и приказало ждать решения.

Халатность или подвиг: дирижабль против субмарины
Авиабаза Ричмонд

Командир эскадры проигнорировал это и самовольно ввел код в использование, сообщив об этом связистам цеппелинов. Поэтому о «новых порядках» было известно лишь служащим подразделениям. Это едва не погубило команду дирижабля.

Прежде всего, когда К-74 обнаружил подлодку, то были отправлены координаты субмарины. Правда, передали их с ошибкой.

Халатность или подвиг: дирижабль против субмарины
Дирижабль ВМС США

Кроме того, когда началась перестрелка, связист цеппелина послал сообщение «Попали под огонь» в соответствии с установленным командиром эскадры кодом. Радист сделал это 16 раз. Однако из-за проблем с погодой воздушная база в Ричмонде сигнал не приняла.

Иные радиостанции услышали, но ничего не поняли, т.к. кроме служащих эскадрильи никто код не знал.

Дирижаблю улыбнулась удача. Его сигнал SOS принял цеппелин К-32, патрулировавший соседний квадрат. Он переслал призыв о помощи на авиабазу, где сразу догадались, что воздушное судно попало под обстрел. Вскоре потерпевших крушение обнаружила спасательная команда.

Разбор полетов

Выслушав рапорт экипажа, командир эскадры сообразил, что ожидаются неприятности. Команда дирижабля пошла наперекор уставу. Цеппелин погиб, субмарина уцелела. За своевольное использование кода, да еще и сыгравшее отрицательную роль, тоже ничего хорошего комэска не ждало.

Лгать руководству нельзя. В связи с этим он сообщил начальству правду, приукрасив ее. По версии комэска, экипаж дирижабля совершил подвиг, защитив корабли торгового флота.

Халатность или подвиг: дирижабль против субмарины
Гондола дирижабля типа «К»

Руководство в штабе не были глупцами. Получив доклад, оно осознало, что будут нести ответственность за крушение цеппелина. Поэтому командование силами охраны Мексиканского залива сделало вид, что поверило. 22.07.1943 г. оно послало сообщение главнокомандующему американских ВМС Э.Д. Кингу с рапортом о сражении дирижабля с фашистской субмариной.

Гриллса укорили за крушение цеппелина, но вручили «Пурпурное сердце». Из неудачника он стал героем.

Свою награду бывший командир К-74 не заслужил. Субмарину не уничтожил, невзирая на прекрасные условия для нападения, противника практически не задел, координаты послал неправильные, погубил дирижабль и пилота, ставшего жертвой акулы.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: