​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

Летом 1895 года между Россией и Японией заключен договор о торговых отношениях и мореплавании. Этот документ отменял все предыдущие соглашения (1855, 1858 и 1867 годов). Пакт устанавливал взаимную свободу для торговли и морских перемещений, регламентировал снижение пошлин, а также оставлял в силе договоренности о Курильских островах и острове Сахалин.

Однако стремление Японии к тихоокеанскому господству предопределило дальнейшее наращивание военно-морского присутствия обеих стран.

История строительства

В том же 1985 российской разведкой были получены данные о том, что, несмотря на заключение договора о сотрудничестве, Япония планирует увеличить количество военной техники в Тихом океане. Программа развития этого вида вооружения предполагала до 1905 года создать флот, превосходящий по численности российский. Для этого было начато строительство новых кораблей.

В это время в России уже запущена собственная программа военного судостроения. Однако темпы ее развития считались недостаточными. Для ускоренного усиления Тихоокеанского флота было решено запустить дополнительный проект, который назывался «Для нужд Дальнего востока». Именно он и явился основанием для строительства бронепалубного крейсера 1 ранга «Варяг».

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

Проектирование

Несмотря на огромные усилия и вложенные в программу ресурсы, работа на судостроительных верфях шла очень медленно. Именно это послужило причиной для того, чтобы заказать корабль у американских корабелов. Было оговорено, что военное судно будет готово за чуть более, чем полтора года (20 месяцев).

Факт. Производство орудий было решено осуществить в России.

Подробный проект заказанного судна отсутствовал. Поэтому русская комиссия, приехавшая в Америку, должна не только следить за строительством, но и согласовывать различные вопросы конструкции, возникающие в процессе создания. Во главе этой группы назначается капитан 1 ранга М. А. Данилевский.

Американское чудо техники

Появление

Приход «Варяга» на место службы ознаменовался многочисленными хвалебными речами в адрес корабля и его создателей. Новейшее чудо техники, быстрое и мощное, созданное с использованием инновационных схем.

Однако после первых испытаний радостные эмоции утихли, поскольку при нагрузке в котлы пришли в частичную неисправность. Во время второй попытки, при увеличении скорости в пределах 20 узлов, снова взорвалась трубка в котле, а перегрев подшипников заставил отказаться от проведения дальнейшей проверки.

Факт. При покупке условия гарантийного ремонта не были оговорены с американской стороной.

Была назначена специальная комиссия, которая должна была разобраться в существующих дефектах и выявить другие поломки, а также определить возможность эксплуатации техники. Во время экспериментов выяснилось, что разгон машины больше, чем 16 узлов невозможен. В итоге судно, не отслужившее еще и года, было поставлено в доки на ремонт. После его окончания послеремонтные испытания снова не увенчались успехом, история с поломкой трубок в котлах, а также нагревом подшипников, повторилась.

Вердикт

Вызванный на экспертизу инженер Невского завода И. Гиппиус резюмировал собранные данные. Оказалось, что для нормальной работы машины необходимо, чтобы давление паров было не менее 15 атмосфер. Но из-за проблем с котлами поднять его выше 14 не представлялось возможным. А это значило, постоянная скорость должна быть не более 16 узлов. При необходимости можно было кратковременно разгоняться до 20 узлов.

Стало ясно, что использовать корабль для дальних переходов или как разведывательное судно — невозможно. Вице-адмирал Скрыдлов посоветовал командиру эскадры на время отправить «Варяг» как дипломатический флагман в Японию.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

Информация. Считается, что дефекты появились потому, что компания — производитель сэкономила на необходимых материалах. А офицеры, осуществлявшие контроль, халатно отнеслись к приемке.

Гонка флотского вооружения

В конце двадцатого века развитие технического производства в Японии значительно отставало от других европейских стран. Однако островное государство сумело сделать грандиозный скачок в освоении новых технологий. За очень короткий промежуток времени оно смогло составить конкуренцию признанным лидерам в этой гонке.

Дальнейшее развитие империи требовало огромных ресурсов, которых не было на ее небольшой территории. Именно с этим связывают агрессивное поведение Японии в Тихом океане.

Увеличение военного российского флота должно было предупредить попытки Поднебесной выйти на доминирующие позиции.

Детали, не указанные в отчетах

Исторические документы подтверждают, что использование корабля началось только в 1901 году, то есть через 2 года после его прихода в Россию. Это связано с тем, что его тактико-технические характеристики не соответствовали оговоренным с производителем.

Считается, что информация о крейсерской скорости корабля в 14 узлов, несколько занижена. Однако и заявленные 26 узлов оказались недостижимы. Огромное количество недоработок, неисправные котлы системы Никлосса — все это делало «Варяг» тихоходным судном и полностью исключало его военное использование.

Отсутствие броневой защиты на палубных орудиях делало артиллеристов и оружие полностью беззащитным во время сражения, что и сыграло негативную роль в последнем бою крейсера.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в ходе учения нанес удар крылатыми ракетами по морской цели

Факт. Крейсеры, которые производились в последующее время (в частности «Аврора») уже были снабжены броневой защитой орудий.

Доработки по ходу службы

Легендарный мореплаватель несколько раз основательно модернизировался. Впервые это произошло в 1905 году, когда он был поднят японцами.

Были заменены или демонтированы:

  • штурманская рубка;
  • мостики;
  • трубопроводы;
  • вентиляторы;
  • вместо пушек (75 калибр) установлены орудия Армстронга (76 калибр);
  • снят марс и противоминные шесты.

Следующая крупная доработка была предпринята в 1916 году, после его возвращения на Родину. Была изменена плоскость орудий на диаметральную, что дало возможность повысить урон от бортового залпа. Пулеметы доработаны таким образом. Чтобы они могли стрелять и по противнику в воздухе. Для защиты артиллерийских орудий была установлена защитная броня (укороченные щиты). В механической части устранен мертвый промежуток (ход).

Постройка и испытания

Создание

Загруженность и недостаточная оснащенность отечественных судостроительных заводов привела к тому, что заказ был отдан американским корабелам. Его строительство производилось в городе Филадельфия на верфи компании «Уильям Крамп и сыновья». Подписание контракта произошло 11 апреля 1898 года. Инженеры компании предлагали взять за образец для будущего судна японский «Касаги», однако российская сторона настояла не использовании в виде прототипа другого типа корабля — «Диана». При этом технический комитет отказался от установки надежных, то тяжеловесных котлов Бельвиля в пользу недостаточно испытанной техники Никлосса.

Изменения

В процессе создания «Варяга» технические характеристики корабля вносилось большое количество уточнений и изменений, поскольку первоначальный проект был очень расплывчатым. Например:

  • для лучшего обзора, боевая рубка была увеличена и приподнята;
  • высота бортовых килей стала на 0,16 метров;
  • установлены вспомогательные элементы для электродвигателей;
  • чтобы избежать перегрузки пришлось отказаться от брони для защиты артиллерийских орудий.

Главный калибр создавался на Обуховском заводе, а торпедные устройства на Металлическом в Санкт-Петербурге. Якоря, цепи для них и противоторпедные сетки были заказаны в Англии. Все остальные элементы производились предприятиями США.

Этапы

  • Январь 1899 года корабль вносится во флотские списки и получает имя «Варяг».
  • Октябрь 1899 года — первый спуск на воду.
  • Сентябрь 1900 года — сдача морского судна заказчику.
  • Март 1901 года — приход в Россию.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

Тактико технические характеристики

«Варяг» имеет следующие характеристики:

  • длина — 129, 56 м;
  • ширина — 15,9 м;
  • глубина погружения (осадка) — 5,94 м;
  • водоизмещение проектное — 6500 тонн, фактическое — 6604 т;
  • общая мощность силовых установок — 20 тыс л с;
  • максимальная скорость (при испытаниях) — 24,59 узлов;
  • орудия главного калибра — 12 штук (калибр — 152 мм);
  • остальное вооружение — 24 орудия (калибр 37, 47, 63, 75 мм), 2 пулемета, 6 торпедных устройств (калибр 381,254 мм), минные заграждения (35 штук), метательные мины — 6 штук;
  • защитная броня на палубе — 37 — 76 мм, боевая рубка — 152 мм;
  • штатная команда 580 человек (550 нижних чинов, 21 офицер и 9 кондукторов).

Факт. Во время сражения с японцами команда составляла 558 человек.

Описание конструкции

Корпус

Над верхней палубой носового отсека располагается возвышение — полубак. Такая конструкция позволяет защитить верхнюю палубу от встречных волн и позволяет обеспечить хорошие мореходные качества во время шторма. Штевни корабля плавно переходят в заключенный между ними киль, являющийся основой корпуса.

Фундамент паровых котлов установлен на настиле над дном судна. Вдоль борта крейсера расположены ямы для хранения угля, которые служили не только помещением для хранения топлива, но и помогали защитить жизненно важные системы. Боезапас размещался на носу и корме в специальных погребах.

Карапасная палуба прикрывала все важные элементы конструкции. Торпедные устройства, приводы руля, дымоходы и подъемники для подачи зарядов имели усиленную защиту.

Энергетическая установка и ходовые качества

Силовые установки были расположены в двух смежных помещениях машинного отсека. Котлы (каждый на три топки) размещались в специальных носовых и кормовых отделениях, объединенные по 4 штуки. Каждая группа имела свой дымоход. Для подачи воды были использованы 10 насосов. Внутри двойного днища судна хранился необходимый запас пресной воды. Уголь подвозился из угольных ям в вагонетках, а шлак утилизировался с помощью подъемников через шахты.

Электрооборудование

Электричество производилось при помощи трех паровых динамо-машин и шести электрогенераторов (2 на каждую машину). Крейсер был снабжен аккумуляторной батареей, которая использовалась в экстренных ситуациях.

Водоотливная система

Система из водоотливных насосов, электродвигателей давала возможность откачивать поступающую в помещения воду. Из котельных отсеков воду убирали центробежные насосы, расположенные на двойном днище, а машинное отделение было обеспечено двумя циркуляционными насосами.

При пожаре использовалась противопожарная магистраль, имеющая отведения во все технические отсеки. В помещениях с углем были установлены датчики пожара, которые запускали паровое тушение пламени.

Рулевое управление

Руль имеет три приводных механизма (ручной, электрический и паровой). Действующая часть (перо) — литая рама, обшитая стальными листами. Все ее пространство заполнено брусками из дерева. Управление происходит из рубки (ходовой или боевой). При экстренной ситуации используется рулевой отсек под броневой палубой.

Вспомогательное оборудование

На корабле было четыре катера (два паровых и два на веслах), два баркаса, две мореходных шлюпки (вельбота), две парусных лодки (яла) и две обычные шлюпки. Для сигнализации имелись буи Франклина, ярко горевшие при выбрасывании их на воду.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

История службы

Блокада русского флота в корейском порту

В конце декабря 1903 года крейсер «Варяг», в сопровождении канонерки «Кореец», вышел из Порт-Артура. Она направлялся в нейтральный корейский порт Чемульпо для обеспечения связи с русским консульством. По прибытии на место капитан получил сведения о начале войны между Россией и Японией.

В начале февраля 1904 года порт Чемульпо заблокировала эскадра адмирала Урио. Канонерке не удалось прорваться сквозь блокаду и пришлось вернуться назад в бухту.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля

Последний бой «Варяга» и «Корейца»

Японское соединение насчитывало 15 кораблей и, пользуясь своим численным преимуществом, адмирал Урио поставил русским условие: либо атака японцев прямо на рейде, где находились судна других стран, не участвовавших в войне, либо выйти и ответить на вызов.

Капитан «Варяга» принимает решение идти на прорыв. 9 февраля крейсер выходит из бухты и сразу попадает под обстрел японских военных судов. Корабль открывает ответный огонь. Во время боя судно получило очень серьезные повреждения, а также потеряло, в виде убитых и раненых, большую часть экипажа. Поэтому было решено, вместе с канонеркой, вернуться назад в порт.

Затопление

Командиры вместе с офицерами обсудили ситуацию и решили, что дальнейшее сражение бесполезно, ввиду значительно превышающего числа вражеских кораблей. Изначально было предложено взорвать оба судна. Однако впоследствии было принято решение, затопить «Варяг», для чего были открыты специальные клапана (кингстоны), перекрывающие доступ морской воды. «Кореец» же был взорван.

Возвращение экипажа на родину

Оставшихся в живых членов команды разместили на английском, французском и итальянском «Паскале», «Талботе» и «Эльбе» (около 765 человек). 24 тяжелораненых матроса были вывезены на берег, в японский госпиталь. Вместе с этим проводились переговоры о возвращении моряков в Россию. Япония поставила условие возврата военных: они должны были дать обещание, что больше не будут участвовать в военных действиях в Тихом океане. Николай второй дал согласие на эти требования и уже в апреле команды торжественно встречали в Санкт-Петербурге.

Останки погибших членов экипажа в 1911 году были перевезены и захоронены в братской могиле в городе Владивостоке.

Дальнейшая судьба

Поскольку крейсер был затоплен на небольшой глубине, японцы в течение некоторого времени демонтировали нужное им оборудование и вооружение. После чего была сформирована специальная команда для поднятия судна из воды, которое завершилось в начале августа 1905 года. А уже 5 ноября 1905 года крейсер уже смог своим ходом отправиться в порт Сасебо, где получил новое название «Соя» и вошел в списки японской флотилии. Чтобы сохранить историю о подвиге, по приказу императора Муцухито, на корме была оставлена табличка с названием корабля «Варягъ». Долгие годы судно использовалась японцами как учебное, и только в 1916 «Варяг» был выкуплен Россией и вошел в состав Северного флота.

В феврале 1017 крейсер был конфискован Англией за долги советского правительства, в 1920 году как лом был перепродан в Германию, а в 1925 году во время шторма затонул у берегов Шотландии.

Факт. С 1965 по 1990 года в составе Тихоокеанского флота служил одноименный ракетный крейсер.

Образ в культуре

Подвиг команды увековечен в песнях «Плещут холодные волны» и «Врагу не сдается наш гордый Варяг», художественных и документальных фильмах. В 1946 году на экраны кинотеатров вышла лента «Крейсер „Варяг“». Были выпущены почтовые марки, на которых был изображен легендарный крейсер. В 2003 году, к столетию сражения у Чемульпо был создан документальный фильм о героическом судне.

​​Ракетный крейсер «Варяг»: история и характеристики корабля
Памятник русскому крейсеру “Варяг”

Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера

В Санкт-Петербургском военно-морском музее модель «Варяга», изготовленная в 1901 году в Америке, занимает почетное место.

Во Владивостоке находится монумент памяти погибших моряков.

В Южно-корейском городе Инчхон установлена мемориальная стела в честь исторического боя.

Недалеко от города Ленделфут, в Шотландии, в месте, где был затоплен крейсер, ему установлен памятник.

Также в некоторых населенных пунктах России стоят памятники отдельным офицерам и морякам, которые были в команде.

Заключение

В истории «Варяга» осталось очень много вопросов, не получив ответа на которые невозможно до конца понять судьбу морского судна. Многие факты, дошедшие до наших дней, вызывают противоречивые мысли и выглядят совершенно нелогичными.

Многие историки считают, что жертвы со стороны российского экипажа во время боя с японской эскадрой были совершенно незначительны, а легенду о корабле создали для того, чтобы скрыть факт поражения России в первом бою с Японией.

Возможно, когда-нибудь будут найдены архивы, которые прольют свет на эту тайну и расставят все по своим местам.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: