Как появились гардемарины, или будущие корабельные офицеры

Известная кинокартина, разумеется, немного приукрасила реальность. Эти молодые люди весьма нечасто неслись галопом на лошадях и выполняли секретные приказы руководства страны. Однако они несколько лет тщательно изучали военные науки, потом проходили службу на морских судах, знакомясь с нюансами службы на флоте. Речь идет о гардемаринах – будущих адмиралах и капитанах.

Сложности французского флота

В XVII столетии боевой флот Старого Света быстро развивался. Мореходство достигло расцвета, продлившегося еще 250 лет. На верфях создавалось много современных по тем временам военных морских судов. Численность матросов в составе ВМФ передовых морских держав сильно возросла. Однако если Великобритания и Нидерланды имели возможность без труда рекрутировать служащих торгового флота, то Франция этого сделать не могла.

Была необходима система обучения матросов. Ее создали во времена правления знаменитого французского монарха, автора фразы «Государство – это я!». Основная заслуга в разработке вышеупомянутой системы принадлежит одному из самых могущественных людей страны при Людовике XIV – Жан-Батисту Кольберу, который руководил финансовым органом Франции. Он справедливо считается создателем национального ВМФ Франции.

Как появились гардемарины, или будущие корабельные офицеры
Жан-Батист Кольбер

Этот чиновник вполне обоснованно считал, что морская торговля входит в число основных источников дохода государства. Однако чтобы торговцы имели возможность безбоязненно заниматься мореходством, требуется мощный военно-морской флот, способный защитить интересы Франции на любой дистанции от берегов страны.

Кольбер – «идейный вдохновитель» создания гардемарин

Замысел был неплох, но существовало одно серьезное препятствие – у французов практически отсутствовал флот. Тогда Кольбер отдал приказ приступить к созданию тяжелых линейных судов и легких фрегатов, а для обеспечения кораблей опытными экипажами установил морскую повинность для всех, кто проживал на побережье. Так удалось справиться с кадровой проблемой в плане матросов.

Но требовались еще и люди, которые будут руководить судами и командой. Для их обучения в 1670 г. организовали морскую школу. Будущих морских офицеров распределяли по ротам, расположенным в ключевых французских портах: Бресте, Тулоне и Рошфор-сюр-Мере.

В 1686 г. ученикам морской школы было дано наименование «гардемарины».

В это учебное заведение имели право поступить лишь выходцы из аристократических семей.

Их обучали многим необходимым для корабельного офицера наукам: гидрографии, математике, кораблестроению, фортификации, навигации. Кроме того, гардемарины учились танцевать и владеть холодным оружием. Чтобы они не превратились в «книжных червей», их в обязательном порядке привлекали к практическим занятиям. Последние заключались в плавании на реальных боевых морских судах.

Как появились гардемарины, или будущие корабельные офицеры
Линейный корабль «Солей Рояль», построенный в 1669 году

За счет такого тщательного подхода к обучению высшие чины ВМФ выпускались из морской школы гораздо более всесторонне развитыми, чем их наземные коллеги. Плоды подобной подготовки не заставили себя долго ждать. Спустя всего несколько десятков лет военный флот Франции успешно состязался с английским за господство на море.

Первый русский император заимствует систему Кольбера

Когда отец Елизаветы Петровны приступил к созданию отечественного ВМФ, перед ним встали те же проблемы, что некогда и перед Кольбером. Имелась возможность в короткий срок создать на верфях морские суда и набрать моряков, но в России совершенно отсутствовали корабельные офицеры.

Отчасти проблему решали, нанимая наемников из других стран, которые оставили в отечественном морском лексиконе много британских и голландских терминов.

Однако это не избавляло от необходимости создания постоянно функционирующей системы подготовки высших морских чинов.

Выбор французской системы был вполне закономерен. Таким образом, 25.01.1701 г. в Белокаменной при Пушкарском приказе организовали «Школу математических и навигацких наук».

Еще никто не успел приступить к созданию морских судов на балтийских верфях, как уже началось активное обучение будущих корабельных офицеров. Для вышеуказанной школы отвели Сухареву башню – огромное здание на краю современной российской столицы.

Здесь было достаточно площади для размещения как учебных помещений и читального зала, так и для комнаты, где учащиеся постигали умение владеть холодным оружием.

Как появились гардемарины, или будущие корабельные офицеры
Школа математических и навигацких наук

Выбор Первопрестольной и Пушкарского приказа вполне логичен. Именно здесь были сконцентрированы ведущие специалисты в области возведения укреплений и математики, требующиеся для подготовки офицеров. Ну а наземная Москва являлась столицей, в которой новое учебное заведение создать легче всего.

Отечественные морские базы отсутствовали. Поэтому первые выпускники Навигацкой школы не занимались практикой на морских судах, а сразу направлялись на места сражения. Однако среди педагогов имелись столь знаменитые ученые, как Магницкий и Фарварсон.

Отечественные гардемарины

В 1715 г. русское государство уже прочно закрепилось на прибалтийском побережье, где усилиями первого императора интенсивно возводилась новая столица – город на Неве.

В Санкт-Петербург переправили навигацкий класс школы из Белокаменной и на его базе организовали Академию морской гвардии. Ее выпускники обязаны были определенный срок прослужить в гардемаринском подразделении, осуществить ряд учебных плаваний на морских судах, а затем получить первое морское звание.

Выпускников Академии в 1716 г. выделяли особым чином – «гардемарин». Они в основном являлись отпрысками дворянских фамилий, нередко весьма знатных и состоятельных семей, но в процессе прохождения практики на корабле исполняли обязанности моряков и солдат.

Как появились гардемарины, или будущие корабельные офицеры
Гардемарин, 1728 год

Тем не менее они обладали почетным отличием: носили униформу лейб-гвардии Преображенского полка. Разумеется, отношение морских офицеров к «элитным» морякам являлось менее строгим. На практических занятиях выпускники Академии изучали судовождение, судовую артиллерию, корабельный рангоут, навигацию и картографию.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: