Корабли-призраки XXI столетия: морские суда без команд

Россия в ближайшем будущем станет испытывать корабли, перевозящие нефть, без команды. В США создают боевые морские беспилотники. На Северном Полюсе через некоторое время будут плавать ледоколы с электронной системой навигации… Техническая мысль не стоит на месте. Появление современных кораблей-призраков – вопрос времени.

Губительный человеческий фактор

31.07.2019 г. на сайте госзакупок Минпромторг выложил заявку на создание проекта по изучению и реализации мирового опыта использования автономных кораблей и систем электронной навигации. Прослеживается четкая тенденция к появлению целиком автоматизированных морских судов, в которых команда либо будет полностью отсутствовать либо станет включать максимум 2-3 моряков. Сведения с индикаторов и систем судна будут приходить на специальный пульт вахтенного офицера.

Корабли-призраки XXI столетия: морские суда без команд

Судно с подобной системой станет самостоятельно, без вмешательства людей, определять путь следования, изменять траекторию движения, определять объекты вблизи корабля и обходить потенциальные преграды.

Для чего это нужно? Дело в том, что согласно исследованиям, ¾ или даже 96% катастроф на море происходят из-за человека. Неправильная оценка рисков, неграмотные действия в экстренных случаях, сильный стресс, выполнение инструкций вместо того, чтобы действовать по обстановке и проч. Автоматические системы этим не страдают.

Отечественные разработки

В России испытывать программы электронной навигации станут на 3 кораблях различного вида: на Северном Полюсе – на челночном танкере компании «СКФ», на Балтике – на самоходной барже Российского морского порта, на Черном море – на сухогрузе компании «Пола Райз». Иначе говоря, протестируют типы судов, которые являются самыми подходящими для изменения в роботизированные корабли.

Испытания станут проводить в разных режимах: «помощника», когда автоматическая система дает рекомендации моряку; дистанционном – корабль управляется человеком на судне сопровождения либо из специальным оператором. Например, в ходе тестирования системы в Балтийском море хотят проверить дистанционный контроль группы кораблей. Пульт управления установят на судне. Оттуда станут управлять остальными.

Последний режим предполагает полную роботизацию, когда команда корабля берет управление в свои руки лишь в некоторых ситуациях.

Иностранная практика

Что происходит за границей? В последних числах ноября 2018 г. «Вартсила» в Финляндия заявила о благополучном завершении испытания целиком автоматизированного парома Folgefonn. Кораблю приказали плыть, и судно отправилось в путь без людей по заранее намеченному маршруту. По дороге паром заходил в 3 гавани. При этом причаливание тоже производилось роботами.

В конце зимы 2018 г. корабль с аналогичными системами испытывал «Роллс-Ройс». Судно «Фалко» в рамках программы СВАН «обкатывалось» свыше 400 ч в Архипелаговом море. Удаленное управление паромом производилось из специального операторского центра, расположенного в 50 км – в г. Турку. Тестирование завершилось благополучно.

Корабли-призраки XXI столетия: морские суда без команд
«Морской охотник»

Вместе 2 вышеуказанных парома проплыли сотни километров.

Но данные достижения не могут сравниться с дистанцией, преодоленной «Морским охотником» из США. В ходе испытания данный автономный тримаран проплыл свыше 8 000 км из гавани Сан-Диего до Гавайских островов и назад (еще 2 000 км преодолел в ходе тестирования маневров).

Корабли-призраки XXI столетия: морские суда без команд
Автономный паром от «Роллс-Ройс»

В процессе плавания параллельно кораблю плыло судно, удаленно следившее за состоянием корабля. В недалеком будущем, в 2020 г., в США хотят создать еще 1 судно подобного вида и протестировать полностью роботизированную систему беспилотника. Не исключено, что в это же время или чуть позднее приступят к испытаниям командной деятельности «кораблей-призраков» в составе флотилии таких судов.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Дед Андрей

    Глупость полная !!! Заявляю, как моряк с 40 летним стажем работы в море на разных типах пароходов !! Могу вам всем привести массу аргументов против этой якобы “современной идеи”. Это уже испытали в Японии в 1970 – х годах и отказались от этого.
    Море это не только путь от Сан Диего до Гаваев , а есть и Бискай и море Ирмингера и ещё очень много мест в Океане. Также хочется спросить этих конструкторов – а что будет с вашей электроникой через 5 – 10 лет . Океан это не шутки . Вся ваша супер – пупер электроника может выйти из строя на раз в море, у меня было не раз и не два . И я доводил пароход на ручном управлении. Это пустая трата гигантских денег . Лучше вкладывайте в подготовку моряков и их условия труда и зарплату . Без человека в море делать нечего !!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: