Храбрый капитан: история приключений Зигмунда Фретте

«Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул…», – всем известные слова из шуточной песни. Однако совершенно не смешно тому, кто оказывался посреди настоящего моря, оказавшись среди «акул» изобретенных человеком. Одним из таких людей является Зигмунд Фретте, командовавший норвежским кораблем «Лисе». Вот рассказ о его приключениях.

Морское судно «Лисе»

23.04.1942 г. танкер отплыл из Соединенного Королевства в составе конвоя, местом прибытия которого являлась гавань Фритаун в Африке. По дороге «Лисе» отделился от конвоя для осуществления одиночного плавания в порт Кюрасао.

Капитану судна было известно, что корабли-одиночки нередко превращаются в прекрасную мишень фашистских субмарин, но удача оказалась на его стороне. «Лисе» без проблем переплыл Атлантический океан и оказался в Карибском море.

Храбрый капитан: история приключений Зигмунда Фретте
Норвежский танкер «Лисе»

Несчастье подстерегало танкер уже недалеко от места назначения. В 3:00 12.05.1942 г. корабль атаковала вражеская субмарина У 69, выпустив по нему торпеду, а затем расстреливая «Лисе» из палубной пушки.

Под ливнем из снарядов экипаж не сумел воспользоваться собственным орудием в задней части судна. Жертвой обстрела стала дюжина моряков. Лишь Фретте, начавший стрелять из спаренных пулеметов с мостика, смог на короткое время вынудить нацистов остановить обстрел.

Ситуация оказалась критической. Пока длилось затишье, уцелевшей части экипажа пришлось бросить танкер.

Через короткое время немцы вновь начали обстрел, и «Лисе» загорелся. В 04:02 У 69 запустила новую торпеду, угодившую под мидель. Потом судно постепенно скрылось под водой, а подлодка исчезла в предрассветном мраке так же неожиданно, как и возникла.

Моряки смогли спустить на воду 2 лодки и плот. Первая лодка с 8 уцелевшими до утра разыскивала остальных выживших. Поиски оказались тщетными. Тогда, направившись в сторону ближайшей суши, 15.05.1942 г. ялик достиг берегов Колумбии. Спустя 10 дней матросы сели на судно «Вашингтон Экспресс» и 02.06.1942 г. приплыли в Нью-Йорк.

Храбрый капитан: история приключений Зигмунда Фретте
Немецкая подлодка U 69

Капитан погибшего «Лисе» находился во второй шлюпке вместе с двумя помощниками и 3-мя моряками. Рано утром они увидели спасательный плот с 7 матросами с танкера. Зигмунд взял их на ялик. Однако маленькая лодка не справлялась с нагрузкой и в любой момент могла утонуть под тяжестью пассажиров.

Фретте принял решение возвратить 5 матросов обратно на плот, пообещав, что шлюпка под парусом доплывет до берега и сообщит тамошним властям о необходимости поиска плота.

13 мая обитателей лодки подобрал голландское китобойное судно «Фемен». Команда корабля взяла их на борт и отвезла в Кюрасао. Матросы, находившиеся на плоту, пробыли в море 14 дней, пока их не увидели летчики, отправившие на выручку потерпевшим кораблекрушение голландское судно «Сократес». Наконец, 03.06.1942 г. спасенные матросы оказались в Кюрасао.

Новое испытание

После встречи членов команды «Лисе» 3 человека остались в больнице. Другие 10 под руководством Фретте оказались на борту голландского корабля «Крейнссен», который должен был отвезти моряков в Новый Орлеан.

Как выяснилось, Зигмунда и его подчиненных впереди ожидали новые мытарства. Во второй половине дня 10.06.1942 г. судно дважды торпедировала фашистская субмарина У 502. К счастью, «Крейнссен» пошел ко дну по прошествии некоторого времени.

Это дало возможность команде спустить на воду 3 лодки, в которых поместились и экипаж, и пассажиры. Интересно, что теперь норвежские моряки разделились: 9 человек, в т.ч. капитан «Лисе», оказались в одной лодке, а один моряк, матрос Ф. Ларсен, во второй.

Храбрый капитан: история приключений Зигмунда Фретте
Голландское судно «Крейнссен»

Лодка Ларсена достигла полуострова Юкатан. Шлюпка с основной массой норвежских моряков была обнаружена американским кораблем «Либор», плывшим в направлении Панамского канала. Это случилось на следующий день после крушения «Крейнссена». Команда парохода приняла на борт всех спасенных.

Ближайшие 48 часов капитан танкера и его матросы ощущали себя в сравнительной безопасности и не подозревали, что вскоре они вновь станут жертвами кораблекрушения.

Третье бедствие

Фашистская субмарина У 172 обнаружила «Либор» во второй половине дня 13.06.1942 г. Подводное судно гналось за кораблем в течение 7 ч, тщетно попытавшись подбить пароход 3 торпедами. Лишь к 3:00 ночи 14.06.1942 г. немцы попали в цель 4-ой ракетой. «Либор» прекратил движение и спустил лодки на воду. Затем субмарина утопила корабль 5-ой торпедой.

Храбрый капитан: история приключений Зигмунда Фретте
U 172 в действии

Экипаж и пассажиры корабля разместились в 3 лодках и 4 плотах. К счастью, уничтожению судна сопутствовало малое число погибших: был убит 1 моряк, а другие 93 уцелевших расположились в вышеназванных плавсредствах. Через 2 дня канонерка и эсминец США приняли на борт всех выживших с парохода и привезли их в Панаму.

На этом злоключениям отважного капитана пришел конец. Из Панамы Фретте вновь отправился в Америку, но уже по воздуху.

Остальные 7 моряков танкера – трижды тонувшие бок о бок с Зигмундом – попали в США на судне окружным путем, почувствовав под ногами твердую почву в Калифорнии.

Хотя один из моряков «Лисе» попал в четвертую катастрофу на воде. 23.04.1945 г. норвежский корабль «Кати», где проходил службу бывший первый помощник «Лисе» Х. Люнгос, был атакован нацистской подлодкой У 845. Правда, все завершилось благополучно – американцы смогли оттащить поврежденный танкер в гавань.

Капитан Фритте благополучно пережил Вторую мировую и умер в 1982 г. За участие в войне Зигмунд получил норвежские награды – медаль св. Олафа и Военную медаль – как служащий флота, 3 раза тонувший среди фашистских «акул» крисгмарине.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: