​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

12 августа 2000 года в Баренцевом затонул «Курск» — атомная подводная лодка К-141. Гибель судна пророчила в 1980-х Ванга, но никто не мог подумать, насколько точно прорицательница назвала дату и последствия. Ужасное трагическое событие и через 20 лет не имеет однозначной трактовки.

История создания

Это была лучшая субмарина в составе Северного флота РФ. Подлодка построена по проекту 949А «Антей», предусматривающего создание подводных ракетоносных крейсеров. Проект «убийц авианосцев» начали ее в 60-х, в условиях холодной войны. Атомоходы при необходимости могли залечь на дно, тихо пробраться сквозь вражескую оборону и навсегда уничтожить противника. Серия была масштабной по стандартам АПЛ и включала 11 суден.

«Курск» заложен в 1992 г. в г. Северодвинске, в 1994 спущен на воду и отдан под командование Северного флота. Правительство гордилось субмариной, ведь она создана в тяжелые годы и являлась символом возрождения России.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

Интересно знать! 8 подлодок проекта «Антей» несут службу в составе Тихоокеанского и Северного флота. Их частично заменят судна проекта 885 «Ясень». Ряды оставшихся дополнит К-139 «Белгород».

Постройка и испытания

Строительство атомной подводной лодки началось в г. Северодвинске на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в 1990 г. В апреле 1993 года субмарина получила наименование «Курск» в честь битвы на Курской дуге. К-141 сошла на воду из эллинга цеха № 55 в мае 1994 года. На эксплуатацию принята в конце декабря 1994 года.

Экипаж сформировали еще в июне 1991 из числа военнослужащих Северного флота. Первый командир судна — капитан 2 ранга ВМФ России В. Рожков.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
Экипаж «Курска» перед отправлением в поход

Описание конструкции

Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.

Корпус

Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.

Носовые рули — горизонтальные, находятся в носу, скрываются в корпусе. Имелись 2 подруливающих механизма.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

Энергетическая установка и ходовые качества

«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:

  • атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
  • 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
  • 2-мя винтами с 7-ю лопастями.

Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.

Вооружение

Судно проекта К-141 под наименованием «Курск» было вооружено по максимуму.

  • Минно-торпедное вооружение.

Представлено 8 системами. 4 аппарата имеют калибр 533 мм, а 2 — 650 мм. Боевой комплект состоит из 24 торпед.

  • Ракетное вооружение.

Крылатые ракеты П-700 «Гранит» в количестве 24 шт. весом 6,9 т каждая. Длина боеприпаса — 10,5 м, вес — 1000 кг. При скорости 1,5 м имеет дальность действия 555 км.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

Версии гибели

Последний поход субмарины начался 10 августа 2000 года. Она отправлялась на учения для отработки пуска крылатых ракет и стрельбы по мишеням около Кольского залива. Торпеды и ракеты были в нужном количестве.

12 августа 2000 года атомоход на связь не вышел. 13 августа гидроакустики нашли его, а в 19.00 обнаружили зрительно. Первые два дня после гибели ВМФ официально о катастрофе не сообщал. Президент «дал добро» на помощь иностранных государств только 16 августа — тогда обнаружилось, что у России нет технических средств.

21 августа 2000 года командование российского флота официально заявило, что АПЛ «Курск» погиб. 22 августа В. Путин нанес визит в пос. Видяево для встречи с родственниками подводников. 26 августа командир подводной лодки Г. Лячин получил звание Героя России посмертно. 117 погибших моряков — Орден Мужества.

Молчание властей, туманные ответы руководства ВМФ, длительные раздумья Путина по поводу иностранной помощи порождают различные версии причин трагедии.

Взрыв учебной торпеды

В 11:28 12 августа на атомном крейсере «Петр Великий» был зафиксирован хлопок, который идентифицировали как активацию радиолокационной антенны. Сигнал SOS и позывной «Винтик» раздавался еще 2 дня. После обнаружения лодки оказалось, что у нее отколот носовой отсек.

Расследование подтвердило, что в этой части судна находились учебные и стеллажные, т.е. боевые торпеды. Правительство придерживается версии, то гибель «Курска» наступила после взрыва учебного снаряда. Торпеды без начинки? Принять объяснение сложно, ведь экипаж состоял из квалифицированных военных, которые никогда бы не перепутали боеприпасы.

Официальная версия

Сигналы бедствия, записанные на магнитной ленте, специалисты внимательно изучили. И доказали, что их подавал автомат, которым лодка проекта «Антей» «Курск» вообще не оснащалась. Верхушка ВМФ и руководство России озвучили версию о торпеде времен 1970-х, в которой произошла утечка пероксида водорода, вызвавшая детонацию других боеприпасов.

Что ж, эти торпеды не используются флотом уже лет так 50 — они небезопасны. К тому же, аппарат для боеприпасов, гидроакустика и остальное оборудование словно оторваны от АПЛ. Характер повреждений и края обломков позволяют говорить о взрыве внутри. Причина утечки не установлена — бытуют мнения о бракованном боеприпасе или повреждении в процессе погрузки.

И тут же возникает другой вопрос: почему никто из моряков не воспользовался спасательной капсулой, не покинул борт через отверстия для торпед или не скрылся в хвостовом 9-м отсеке?

Версия вице-адмирала Рязанцева

Вице-адмирал российского флота В. Рязанцев изложил свое мнение в книге «В кильватерном строю за смертью». Он также называет причиной катастрофы торпеду, но заключения автора не сходятся с трактовкой правительства. Рязанцев пишет о конструкционных недоработках подводной лодки, вызывающих принудительное открытие общей вентиляции в режиме залпа. Ударная волна могла попасть во 2-й командный отсек, вывести из строя личный состав.

Судно осталось без управления, столкнулось с грунтом, а все оставшиеся торпеды мгновенно сдетонировали. Загорелся первый отсек, ударная волна прошлась по второму. Сила второго взрыва была больше, в результате чего перегородка 1-2 отсеков оторвалась и врезалась в перегородку 2-3-го. Однако, в официальной версии упоминается, что межотсечные створки были герметично закрыты и задраены. Взрыв могли пережить 23 человека, которые оказались в 9-м отсеке на корме.

Торпедирование

Несколько подводников еще оставались в живых и не могли самостоятельно спастись. Они ждали помощи, а сверху не могли принять решение. В 19 часов началось кислородное голодание, требовалось зарядить регенерационные пластины.

Трое моряков направились к системе, пластина упала в воду, пропитанную маслом, и мгновенно загорелось. В результате взрыва часть выживших умерла от термического и химического ожога, остальные — от воздействия угарного газа.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

Торпедирование боевой торпедой

На поднятой части видно, что подводная атомная лодка имеет ровное круглое отверстие, что позволяет сделать вывод — «Курск» подстрелен субмариной НАТО, а причина гибели — торпеда Магк-48. Ее идентифицировали по идеально ровным, загнутым внутрь краям.

Такова точка зрения авторов документалки «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Они утверждают, что судно погибло при атаке лодки «Мемфис» и прикрывающей ее «Толедо». Последняя могла оставить пробоину по правому переднему борту.

Североатлантический альянс отвергает подобные доводы. Представители НАТО говорят, что ВМС США применяют боеприпасы с засекреченными характеристиками. Магк-48 работает направленно, но не оставляет идеально ровных пробоин. Но вот Жан-Мишель Карре придерживается этой версии, отмечая, что такой «след» — визитка Магк-48.

В фильме множество технических неточностей, что препятствует отделению истинной причины от домыслов режиссера.

Торпедирование учебной торпедой

Эта версия вызывает резонанс даже у тех, кто не разбирается в подлодках и торпедах. Гибель от боеприпасов новейшего поколения, отмечают некоторые источники, — свидетельство ненадежности «Курска», халатности флота и руководства страны.

На субмарине были инновационные водородные торпеды, которые требуют бережной и правильной установки. Нарушение алгоритма приводит к утечке и последующему возгоранию топлива. Подлодка не предназначалась для такого вооружения, подводников толком не подготовили к учениям — вот что гласит данная теория.

Но почему тогда «верхушка» с доступом к информации, спасатели после завершения расследования отправлены на отдых? Связано ли это с проблемами отечественного флота?

Мина времен 2-й мировой войны

Одна из систем оборудования АПЛ — тракт миноискания, поэтому версия о воздействии мины военных времен кажется необоснованной. Судно проекта К-141 было одним из самых больших атомоходов в мире, поэтому старый снаряд не нанес бы такие повреждения.

Приверженцы «минной» трактовки катастрофы говорят об американской мине Mark-60 Captor, сконструированной по типу якорного контейнера Мк.46. Локационная аппаратура слышит звуки от движения вражеских суден и наводит торпеду с кумулятивной боеголовкой на нос — наиболее уязвимый элемент лодки. Так эксперты объясняют круглую пробоину на передней части.

Столкновение с подводным объектом

Капитан 1 ранга М. Волженский придерживается версии о столкновении с подводной американской субмариной. Вследствие катастрофы повреждена документация, самописец, выключена магнитофонная аппаратура, хотя она активируется на момент учений. В настоящее время расшифровано 22 кассеты, найдены 3 записки моряков, но узнать, что вызвало гибель бронированной подлодки «Курск» до конца не удалось.

За учебными операциями российского флота наблюдали американские ВМС. Их «Толедо» максимально близко подошли к АПЛ и, не рассчитав расстояния, столкнулись. У такой версии множество неточностей. Длина «Курска» — 154 м, лодки «Лос-Анджелес» — 109 м, многоцелевого «Сивулфа»- 107 м. Судна проекта «Антей» шире и массивнее зарубежных, которым при столкновении был бы нанесен значительный ущерб.

Теория о столкновении с надводным кораблем также «сыровата». Российская лодка могла уйти на дно только при колоссальном ударе, но откол носовой части при этом невозможен.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
К-141 ‘Курск’

Атака британцев и американцев

«Курск» по тревоге искали самолеты 2-х эскадрилий, которые увидели маслянистый след на воде. Его могла оставить другая лодка. Подозревали американские и британские судна. Представители Англии эмоционально отстаивали свою непричастность, хотели, чтобы Россия предоставила доказательства. Американцы держались так, будто хотели что-то скрыть. Говорят, спасатели нашли часть боевой ограды от американской подлодки.

Факт находки не подтвержден, существуют лишь отдельные гипотезы. После трагедии главы РФ и США вели переговоры. Через несколько дней Клинтон объявил, что Штаты не будут разворачивать программу противоракетной обороны. России простили долги и кредитовали на 10 млрд. Ходят слухи, что в ходе операции по подъему погибших подводников работали корабли из Америки.

Возникают очередные «почему»: награды моряков до завершения официального расследования, Минобороны и главнокомандующий Военно-морского флота на своих постах, отсутствие виновников катастрофы.

Интересно знать! 5 сентября 2001 года сайт Дни.ру написал, что генпрокурор В. Устинов отметил невозможность гибели «Курска» от столкновения с «чужой» подлодкой или атаки. К сообщению приложена ссылка на Интерфакс.

Попадание ракеты

Капитан 1 ранга А. Лесков заявлял, что Баренцево море имеет максимальную глубину 600 м, а габаритная лодка не имела права быть в его водах. Он выдвинул гипотезу о поражении судна ракетой «земля-земля». Председатель клуба моряков-подводников г. Санкт-Петербурга, капитан 1 ранга И. Курдин отметил, что для данной гипотезы оснований нет.

Berliner Zeitung в сентябре 2000 года опубликовала материал о потоплении «Курска» от случайного попадания ракеты П-700. Она оснащалась современной боеголовкой, воздействующей на подводные цели. Ракету выпустил крейсер «Петр Великий». В это время подлодка поднималась на поверхность по причинам проблемы с торпедой. Пожар вызвал череду взрывов снарядов.

Террорист-смертник

На сайте «Кавказ-центр» в середине августа 2000 года появилась информация, что причина взрыва на борту субмарины — террорист-смертник из Дагестана. Подозрение пало на гражданского специалиста завода «Дагдизель» М. Гаджиева. Он находился в 1 отсеке. Следствие доказало, что Гаджиев непричастен и назвало сообщение «Кавказ-центра» пропагандой.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
Схема неофициальной версии гибели подводной лодки

Альтернативная версия

Субмарину по решению президента поднимали распиленной. Оставшийся на дне нос породил несколько конспирологических версий. Одна говорит о бунте экипажа, не желающего выполнять приказы правительства. Руководство флота приняло решение о ликвидации подводной лодки.

  • Вторая теория — АПЛ захватили боевики-чеченцы, перебившие команду. Чтобы скрыть произошедшее от прессы, власти решили убрать «Курск».
  • Третья версия говорит о халатности персонала, устанавливающего торпеды. Квалификация каждого человека, находившегося на борту, подтверждена, теория — нет.
  • Четвертую гипотезу соотносят с представителями Китая на флоте. Этих людей интересовали поставки оружия из России и, чтобы ускорить процесс, использовали ресурсы третьей стороны, зачем-то ликвидировавшей АПЛ.

Так или иначе, рядовые граждане получили наиболее похожую на правду версию, а гибель атомного «Курска» останется трагедией, истинная причина которой неизвестна.

Спасательные работы

12 августа планировалось учебная стрельба торпедами в надводное неприятельское судно. В 11 часов 28 минут из глубины слышался взрыв мощностью 1,5 балла по Рихтеру. Через 135 секунд прозвучал еще один взрыв, но уже мощнее. До 13:50 «Курск» на связь не выходил. Командующий Северного флота В. Попов вылетел для обсуждения ситуации в Североморск. Боевая тревога была объявлена только в 23:30.

Акустические приборы «Петра Великого» засекли АПЛ в 4:51. Она находилась под водой — в том месте была глубина 108 метров. Расстояние от Североморска составляло 150 км. Спасатели спустили водолазный колокол, обнаружили визуально подлодку и услышали сигнал «SOS. Вода». С этого момента начинается спасение субмарины, в ходе которого обнаружилось множество недостатков российского флота.

Поражает быстрый отклик Запада — помощь была предложена Англией и США. Военные планировали применить глубоководную аппаратуру, чтобы спасти моряков. Представители России отклонили предложение.

Лишь 15 августа стало известно о сильных повреждениях носа, критическом запасе воздуха (всего на 3 дня). Англичане отправили аппарат LR-5 без согласования с РФ в порт Норвегии. 16 августа Россия «дала добро» на европейскую помощь. Из норвежского порта отправились два корабля. На Normand Pioneer находился глубоководный аппарат, на Seaway Eagle — команда водолазов.

По официальной версии подлодка лежала с креном 60 градусов. Проблемы со слышимостью, волнение моря не дали ее извлечь. Норвежцы смогли пробраться к субмарине только в 13 часов 20 августа, и, пристыковав спасательный аппарат, открыли 9-й отсек. Через 2 часа стало известно, что живых на борту нет. Информация о полном затоплении уточнена 19 августа — в ходе операции водолазы простукивали корпус. Операция усилиями СФ заняла неделю.

Интересно знать! Британец Дэвид Рассел, командир спасательной группы, утверждает, что видимость была отличной, море — спокойным, а положение субмарины — доступным. Его слова подтверждает адмирал норвежского флота Эйнар Скорген, отметивший, что «Курск» лежал горизонтально, а кольцо спасательного шлюза не имело повреждений.

Записка Колесникова и посмертное награждение

Сторонний наблюдатель скажет о медлительности спасателей, отдыхе президента в Сочи, технических недостатках АПЛ, противоречивости официальной информации. Совместно со слухами и домыслами существует записка капитан-лейтенанта Д. Колесникова о том, что в 15:15 12 августа шансов на выживание у команды осталось «процентов 10-20».

Выходит, экипаж просто ждал помощи, экономил свет, воздух и находился в темноте. По неровному почерку второй записки можно судить, что сил у моряков почти не оставалось.

Вторая записка прочитана не до конца — следствие утаило от общественности какую-то фразу. Это породило очередные домыслы: власти скрывают чью-то вину или причину аварии. Говорят, что в секретной строчке было личное, предназначенное только для жены. Вдова Колесникова до сих пор не получила оригинал послания.

Еще одно событие, порождающее слухи — присвоение звания Героя России командиру судна Г. Лячину 26 августа 2000 года, а всем членам команды — ордена Мужества. Посмертно. Поспешность путинского решения настораживает скептиков. Они утверждают, что руководство заглаживает вину перед моряками и ошибки операции по спасению. Командующий Северным флотом пояснил, что к наградам все находившиеся на борту представлены за достижения в Средиземном море (1999 год), когда НАТО вторглось в Югославию. Экипаж К-141 5 раз поразил условно все вражеские корабли и скрылся незаметно.

Интересно знать! Большинство погибших не участвовали в походе в средиземноморские воды.

Расследование

В. Путин 14 августа издал указ о немедленном расследовании катастрофы на АПЛ под наименованием «Курск» — как утверждает Википедия, главой комиссии назначен председатель Правительства РФ И. Клебанов.

В начале сентября 2000 года состоялся осмотр всех судов-участников учений с пирса. Проверялись надводные и внутренние поверхности. Требования об осмотре направлялись в иностранные государства, но те разрешений не предоставили.

За 2000 год затонувшая подлодка проверена аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» с научного судна «Академик Мстислав Келдыш» (конец сентября). В ноябре аналогичное обследование выполнили норвежские водолазы при помощи подводных аппаратов (компания Halliburton AS с корабля Regalia).

После поднятия субмарины создалась следственная комиссия. В состав группы входило 43 человека, в основном следователи, занимавшиеся уголовным делом. 27 сентября-22 октября команда прошла спецподготовку в аналогичной лодке, отрабатывала перемещение с противогазами и кислородными баллонами. Осмотр «Курска» после поднятия также проводили 50 специалистов ЦКБ «Рубин» и командиры подлодок проекта «Антей».

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

Один из экспертов отметил сильный запах газа в отдельных отсеках, почти полное заполнение мазутом 9 отсека, относительную чистоту 5 и 6-го. Переборки между отделениями занимают межпереборочные стаканы, где хранятся различные предметы. Между 9-м и 8-м их было два. В обеих находились листы бумаги и карандаши, чистые, неисписанные.

Следствие установило: спасательная техника не могла присоединиться к площадке около 9-го отсека из-за сколов зеркальной поверхности. За один день делали 6-7 тестов по присосу. Также стало известно, что 4-й отсек вмещал больше людей, чем нужно.

На заметку! Уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил движения воздушного, железнодорожного, морского транспорта», которое влечет смерть 2-х и более человек), закрыто в августе 2002 года.

Журналы и самописцы

Главнокомандующий Военно-морского флота РФ В. Куроедов рассказал, что в 5-м отсеке (пульт управления главным силовым агрегатом) найден самописец и документация, поврежденная соленой водой. Поиск самописца также проходил в 3-м отсеке (пост радиосвязи, радиометристов, химиков). Всего найдено 22 кассеты записей, которые расшифровывали эксперты «Центра речевых технологий» (г. Санкт-Петербург).

Установлено, что в день катастрофы магнитофонная аппаратура «Снегирь» не включалась. По регламенту ее должны были активировать на момент учений. Сигнализация аварийного буя атомоходом не запускалась, а аварийный выброс антенны не работал уже несколько лет. На аварийном буе находился заводской крепеж, не давший ему всплывать.

В журналах центрального атомного поста, вахтенных журналах управления по левому и правому борту, черновой вахтенной книге записей об аварии или внештатной ситуации нет. В 3-х записках Колесникова можно увидеть, что света в 9-м отсеке нет, зато есть задымленность.

Идентификация погибших

Когда раскрылась правда о том, сколько человек оставалось на «Курске» в живых, общественность ужаснулась. В 9-м отсеке оставались запертыми 23 моряка, которые были мертвы на момент обнаружения субмарины. Они прождали спасателей 2 дня.

Следователи на протяжении года занимались идентификацией подводников — опрашивали родственников, коллег, получали сведения из медучреждений, анализировали медкнижки из 4-го отсека. Собрано 9 томов материалов.

На декабрь 2001 года достали 73 тела и опознали 65. Командира Г. Лячина и начальника штаба 7-й дивизии В. Багрянцева опознали в феврале 2002 года. На 20 марта 2002 года идентифицировано еще 115 человек. Тела Д. Каткова, И. Нефедкова (Нефеднова) и пресловутого М. Гаджиева не обнаружили.

Криминалистическая медицинская экспертиза предоставила заключение, согласно которому люди в 9-м отсеке умерли через 7-8 часов после аварии в результате отравления окисью углерода.

Критика расследования

Достоверная информация о катастрофе интересует многих. Не все журналисты, эксперты, писатели, представители российского и зарубежного флота соглашаются с официальной точкой зрения. Расследование критикуют из-за нескольких фактов:

  • президент «откупился» наградами от семей погибших;
  • В. Куроедов отметил возможность столкновения с американской субмариной, но В. Устинов опроверг его версию;
  • первая экспедиция 16 июля сразу же отделила отсек, на который пришелся удар, и оставила его на дне;
  • 31 мая 1-й отсек начали поднимать и собирали до 21 июля 2002 года, отказавшись от помощи Норвегии;
  • 6 декабря 2000 года РИА-Новости опубликовали сообщение о преследовании иностранной подлодки в Баренцевом море 17 августа;
  • адмирал Эйнар Скорген, не сошедшийся во мнениях с НАТО, подал в отставку сразу после трагедии;
  • на сайте br.com есть информация, что Минобороны И. Сергеев в Брюсселе заявил о приоритетности версии про столкновение с американским судном;
  • «Мемфис» заходил 18 августа в норвежский порт для ремонта антенны. Английские корабли вернулись на базу из-за поломок реактора;
  • 16 сентября сайт Корреспондент.net опубликовал материал «Последний таран». К статье прилагалась ссылка на газету «Спрингер», утверждающую, что причина катастрофы — столкновение с подводной субмариной США класса «Морской волк»;
  • Lenta.ru в сентябре 2000 года сообщила, что властям известно, от чего произошла авария;
  • в 5-м и 5-бис отсеках оставались живые подводники. Последние стуки прозвучали в 11 часов 14 августа.

Интересы погибших с 2002 по 2005 гг. представлял адвокат Б. Кузнецов. Он не согласился с официальной информацией и отметил, что, обратившись за помощью сразу, можно было бы спасти 23 человека. Юрист согласен с мнением о взрыве и отвергает версию о столкновении с американским судном.

Д. Власов отмечает, что в последней записке Д. Колесников рассказывает о невозможности открытия крышки аварийного люка. Один матрос начал выстукивать сигналы бедствия, которые слышали на «Петре Великом», но приняли за SOS с другого судна. Отсюда и теория, что «Курск» мог столкнуться с зарубежной подлодкой.

Разрушения

После первого взрыва быстро загорелся 1-й отсек, ударная волна перекинулась на второй. Возгорания поступили в остальные отделения по вентиляционным трубам.

Второй взрыв срезал 22-й шпангоут, расположенный между отсеками № 1 и № 2. Он, двигаясь по принципу поршня, начал сминать оборудование и настил слоем 22 мм, срезать вварные детали корпуса. После подъема обнаружено, что 22-й шпангоут отлетел к 43-му (между отсеками № 2 и № 3). Вторую ударную волну остановила кормовая переборка 5-бис отсека, которая выгнулась в форме дуги.

Подъем

Перед началом операции «Курск» потребовалось досконально осмотреть с внешней стороны и около точки затопления, сделать проверку на радиацию. В сентябре и октябре отправлялись 2 экспедиции.

Проект подъема «Курска»

Поднимать АПРК следовало без дифферента и крена — «Курск» потерял часть механизмов, а корпус мог развалиться. К тому же, не было известно состояние торпедного запаса.

Голландская компания Mammoet Transport BV в феврале 2001 года предложила выполнить подъем гидравлическими домкратами с динамическими компенсаторами усилий отрыва субмарины от грунта. Механизм устройства работает на основе азотной компенсации, что создает амортизацию домкратов и обеспечивает вертикальное перемещение до 2 м при динамических усилиях.

ЦКБ «Рубин» совместно с Институтом им. Крылова, институтами ВМФ № 1 и № 40 создали систему захвата подъема. Принцип действия конструкции заключался в проделывании отверстий по корпусу между шпангоутами и введении в них зацепов с подвижными деталями. Специалисты высчитали, что корпус и перегородки могут выдержать нагрузку.

Проект имел некоторые технические нюансы:

  • сложность подсчета силы притяжения субмарины к грунту даже после исследований его состава;
  • отрыв первого отсека, который мог привести к новой аварии — его просто отпилили.

После обсуждений эксперты решили сначала давать на подъемники нагрузку в половину массы судна, выждать 6 часов и постепенно повышать нагрузку на кормовую часть. Первый отсек срезали.

План работ был представлен президенту В. Путину главным конструктором ЦКБ «Рубин» И. Спасским еще 19 августа 2000 года.

Интересно знать! Путин спросил Спасского, сможет ли он справиться с задачей. Тот, хотя и не был уверен в своих силах, ответил «Да, могу». В итоге «Курск» подняли.

Подготовительные работы

В октябре 2000 года в ходе операции «Регалия» вскрыт корпус субмарины и начат поиск тел погибших. Задачи выполняла компания Halliburton (США) и специалисты из России. Водолазы извлекли из 9-го отсека 12 моряков, включая Д. Колесникова.

Отсек № 1, деформированный от взрыва, требовалось отделить и сделать отверстия для зацепов. Работали по технологии разрезания большого трубопровода. Пилу собирали из тросов с нанизанными деталями-цилиндрами и ассиметричными острыми элементами разной высоты. Возле бортов поставили цилиндрические башни с верхним дном и закрепили на них направляющие колесные блоки. Ходовые части пилы и гидроцилиндры завели на блоки.

По мере удаления воды под усилием верхнее днище башни оседало, вдавливая ее в грунту. Пилу перекинули по верху судна, трос обрывался постоянно.

Операцию выполняли баржа Carrier и корабль Mayo в конце лета 2001 года. Процесс фиксировала съемочная группа В. Федько. На конечном этапе генпрокурор пытался запретить съемку, но группа получила разрешение. В. Федько удостоен награды «За подъем Курска».

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
Баржа Мамут для подъема

Используемые технические средства для подъема «Курска»

Вся техника находилась на барже Giant 4 с упрочненным корпусом. На судне поставили 26 домкратов и компенсаторов с большими по диаметру катушками. Управление системами осуществлялось с пульта. На барже также были жилые помещения и хранилище материалов.

Каждый из домкратов использовал 54 стренда — тросы 18 мм в диаметре. Они состояли из 7 стержней — центрального, цилиндрического и 6-ти трапецеидальных, намотанных на катушки 3 м в диаметре. Рабочие узлы пропускались от домкрата через шлюз-трубу, закрепленную на корпусе баржи.

Дно судна доработано под конфигурацию подлодки. Для рубки предназначалась специальная впадина, по всей длине были «седла». По усилию домкрата баржа увеличивала осадку и отрывала АПРК от почвы. Она, в свою очередь, притягивалась к дну тросовыми домкратами.

Зацепы к отверстиям отпускались по 2-м направляющим тросам, закрепленным к кольцу корзины над вырезом в корпусе лодки. Лапки заведенных зацепов раздвигались гидравлическими механизмами и фиксировались стопорами.

Чтобы завести «Курск» в плавдок № 50, понадобилось изготовить 2 понтона в форме литеры L (разработка Mammoet Transport BV). Они позволяли заводить баржу с осадкой 20,7 м при допустимой осадке 14 м, поднимая сцепку «Giant»-«Курск» весом 19,5 т на 7 м.

Систему управления компенсаторами и домкратами разработала компания lgH (Германия), поставку механизмов и оборудования выполнила Hydrospex (Голландия), зацепов — голландская компания Huisman. Мореходные тесты и проверку прочности связи производило ЦНИИ им. Крылова. Понтоны также изготовили в РФ на Севмашпредприятии.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
Вид с носа в корму. Видны остатки настилов.

Методы

Для извлечения К-141 использовалась платформа на базе баржи Giant 4 с дополнительно усиленным корпусом. Это позволяло выдержать вес 26-ти домкратов с катушками, энергетикой и рабочими средами. Пучки из стрендов проходили через шлюз-трубу, специально вваренную на корпус баржи. Изменение контура дна обеспечивало отрыв «Курска» от поверхности и его притяжение к дну баржи.

Специалисты рассмотрели «запасной план» на случай, если атомоход не сможет оторваться от дна. Под корму планировали завести трос, закрепив его на буксиры «Артек» и «SmitWijs Singapore». Они при необходимости могли протянуть трос под килем. Первый отсек отрезали, т.к. он, отвалившись, спровоцировал бы очередную катастрофу.

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели
Лодка после катастрофы

Итоги операции подъема «Курска»

После операции найдено, эвакуировано и захоронено 115 тел подводников. 3 тела не обнаружены. Также извлечен потенциально опасный запас торпед, 2 ядерных реактора. Подлодку детально изучили в условиях сухого дока, что предоставило возможность расследования обстоятельств гибели и последних дней жизни экипажа.

На март 2009 года от субмарины остался блок с 3-мя отсеками, откуда сняли реакторы. Ограждение рубки отделили и переправили в Мурманск.

Реакция властей

Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.

По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.

Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.

Место гибели

Атомоход затонул в Баренцевом море (глубина 108 метров) в 150 км от Североморска. Координаты лодки 69°39’59″N 37°34’57«E.

Командиры

Первым командиров был В. Н. Рожков, капитан 2 ранга. Последний командир, погибший в походе — капитан 1 ранга Г. П. Лячин.

Память

23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.

Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:

  • ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
  • г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
  • с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
  • г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
  • г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
  • дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
  • г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
  • г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
  • г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.

Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).

​​​​Подлодка «Курск»: история создания и версии гибели

«Курск» в культуре

О подлодке снято несколько документальных фильмов. Самые известные из них — российские «Подъем Курска», «На грани жизни», «Курск: 10 лет спустя», «Проект 949: Одиссея атомной подводной лодки» (удостоен Гран-При «Золотой якорь» в 2002 году), французский «Курск: подводная лодка в мутной воде».

В 2018 году вышла в прокат франко-бельгийская художественная кинолента «Курск».

Атомоходу посвящены песни Ю. Шевчука «Капитан Колесников», Г. Сукачева «Гибель Курска», 7Б «Субмарина», «Письмо» А. Розенбаума и множество других, как отечественных, так и зарубежных. Финская музыкальная группа с русскоязычным репертуаром выбрала название в честь подлодки.

Не обошла тематика и геймеров. Австрийцы разработали приключенческое выживание Undercover Missions: Operation Kursk K-141, поляки — игру «Курск» аналогичного жанра.

В 2007 году в сиднейском театре Riverside Theatres (Австралия) состоялась премьера спектакля по пьесе А. Яновича о трагедии на лодке. Произведение разделено на 2 части: одна рассказывает о переживаниях родственников 118 моряков, вторая — о 24-х подводниках, которые выжили, но не дождались помощи. Советником по декорациям и костюмам был капитан 1 ранга А. Жиров. В конце прозвучала песня Б. Гребенщикова.

Реквием по атомоходу

Стоит смириться с тем, что настоящая правда об атомной субмарине останется тайной за семью печатями. Тонкая грань, разделяющая версию властей и конспирологические теории, еще больше скрывает истину. Но, если рассуждать трезво, американцы могли протаранить «Курск» только для самообороны. Вероятность его поражения ракетами «земля-земля» сравнима с инопланетной атакой.

Взрыв торпеды вполне допустим, но лишь в условиях тотальной халатности всех, кто работает и служит на флоте. Для 2000-х этот момент вполне приемлем, но не на суперсубмарине, которая успешно «выступила» в Средиземном море, которой гордились и даже хвастались представители ВМФ. Нет людей, лично виновных в катастрофе, есть только нелепые обстоятельства, отсутствие технических средств, и «секретность», культивируемая с времен СССР.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: