Причины большой продолжительности битвы за Атлантический океан

Подводные сражения в Атлантике вспыхнули после 1939 г. Британский премьер-министр полагал, что настоящая битва в воде между Альбионом и Третьим Рейхом началась в 1942 г. Ранее ни у одного из государств не имелось достаточно военной мощи, чтобы одержать верх над противником.

На чем сражаться?

Главной угрозой подлодок являлись эсминцы. Создав во время Великой войны несколько сотен подобных морских судов, британцы списали их практически сразу после ее окончания.

Прежние эсминцы отправили на металл быстрее, чем создали им замену. В связи с этим ко Второй мировой Адмиралтейство обладало только 150 эсминцами, 30% которых – устаревшей конструкции. Это было ничтожно малое количество. Для охраны торговых кораблей и эскорта морских караванов требовалось намного больше противолодочных судов.

Причины большой продолжительности битвы за Атлантический океан
Британский флот к началу Второй мировой

Положение в морской авиации оказалось еще плачевнее. Воздушные суда не были оснащены вооружением, способным уничтожать подлодки, а летчики фактически не умели это делать. Хотя британцы владели локатором и гидрорадаром «Асдик», последние не меняли ситуации. Данное оборудование отнюдь не являлось идеальным и скорее успокаивало, нежели действительно защищало.

В результате к 01.09.1939 г. Соединенное Королевство ничего не могло противопоставить заклятому врагу – кригсмарине.

Хитрость немцев

Несмотря на то что Версальский договор практически уничтожил сильный флот Германии, руководство последнего не отчаивалось. Адмиралы поняли все плюсы использования субмарин в войне и не хотели от них отказываться.

Поскольку законно создавать подлодки запрещается – значит, стоит прибегнуть к хитрости. Немцы так и поступили. Военно-морские силы страны организовали теневые фонды, привлекли инвестиции и создали в Голландии частное КБ.

Под этим прикрытием адмиралы разрабатывали и конструировали подлодки для покупателей из иных государств. Однако данными наработками коварные фашисты планировали воспользоваться для создания собственных подводных судов, когда прекратится срок действия Версальского мира. Ждать им пришлось недолго.

Причины большой продолжительности битвы за Атлантический океан
U 1 — первая подлодка кригсмарине

В 1935 г. Великобритания заключила с Германией договор по морскому вооружению. Соглашение разрешило немцам снова создавать подлодки законно, но не более 45% от тоннажа английского подплава. Позднее данная доля возросла до 100%.

Любопытно, но Адмиралтейство само способствовало возрождению подводного флота Германии – грозной силы, которой прежде так опасалось.

Внутренняя конкуренция

В это время в кригсмарине разгорелся спор между главой кригсмарине адмиралом Дёницем и гросс-адмиралом Редером. Суть дискуссии заключалась в различных взглядах на создание субмарин в условиях ограничения по тоннажу, введенному вышеупомянутым соглашением с Англией.

Оба адмирала планировали сражаться с Альбионом. Однако Редер полагал, что битва начнется через много лет, а глава кригсмарине считал, что это произойдет совсем скоро. В связи с этим Дениц хотел создания максимального количества подводных судов 7-ой серии – для уничтожения судов английского торгового флота.

Спор закончился компромиссом. К началу Второй мировой немцы смогли построить больше 50 субмарин, но только 50% из них годилась для битв в Атлантике. Несмотря на то что Дёниц прекрасно учил подчиненных, блокировать Альбион с моря таким малым числом субмарин было немыслимо.

Тяжелые первые годы войны

Битва в Атлантике началась для немцев благоприятно. Фашистские субмарины, заблаговременно устроив засады на судоходных путях, смогли отправить ко дну множество британских торговых кораблей. Однако вскоре их везение кончилось.

Причины большой продолжительности битвы за Атлантический океан
Британский «Корейджес»

Британцы стали уничтожать подлодки, а новые субмарины создавались недостаточно быстро, чтобы пополнить строй кригсмарине. В итоге в 1939 – 1941 гг. руководство гитлеровского подводного флота пыталось уничтожить британские торговые пароходы с помощью 10 подводных судов в океане.

Дёница подводило и вооружение. По меньшей мере, 30% торпед, которые выпустили кригсмарине, были бракованными. Однако фашисты не сдавались и продолжали отправлять ко дну вражеские корабли. Так англичане поплатились за свою беспечность.

В первые годы Второй мировой британцы хаотично старались устранить все слабые места в противолодочной обороне. Адмиралтейство делало из траулеров охотников на субмарины и устанавливало вооружение на торговые пароходы. Однако данных мер оказалось мало. Даже система морских караванов не могла полноценно защитить флот.

В результате в 1939 – 1941 гг. наблюдалась необычная ситуация: Англия была не в состоянии полноценно обезопасить корабли, а немцы не имели сил, чтобы воспользоваться беззащитностью противника.

Только в 1942 г. фашисты смогли полностью восстановить мощь кригсмарине, а британцы при поддержке Америки сумели создать противолодочную оборону, позволявшую оказывать противнику достойный отпор в Атлантике.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: