М-4 «Бизон»: полёты отечественного самолёта-рекордсмена

20 января 1953 года успешно прошёл первый полёт М-4 – реактивного тяжёлого советского стратегического бомбардировщика. Натовские военные дали ему грозное прозвище «Бизон». Эта машина была специально сконструирована для того, чтобы доставить «оружие возмездия» прямо в Америку.

Первый на планете

М-4 стал детищем холодной войны, который должен был бы сбросить ядерные бомбы на важнейшие военные, политические и экономические центры Штатов. Самолёт поступил в советские ВВС на несколько месяцев ранее создания основного конкурента – В-52. Благодаря этому как раз М-4 считается первым в истории межконтинентальным транспортировщиком ядерного оружия, переданным в войска.

М-4 «Бизон»: полёты отечественного самолёта-рекордсмена
В-52

Создание такого самолёта оказалось сложным и затратным занятием и не обошлось без проблем. В своём докладе перед правительством Мясищев заявил, что планирует соорудить бомбардировщик со средней скоростью в 900 км/ч и расстоянием полёта в 11-12 тыс. км.

Однако с последним показателем возникли сложности. На испытаниях М-4 не протянул более 9,5 тыс. км. Это тоже немало, но до Америки такой самолёт бы не долетел. Выход нашли в дозаправке прямо в воздухе. 8 февраля 1957 года самолёт, получив две дозаправки на лету, пролетел 14,5 тыс. км за 17 часов.

Новые технологии

Самолёт был по-своему инновационным. При его конструировании впервые использовали высокопрочные сплавы из алюминия В-95 и В-65. Они обладали высокой прочностью, но не добавляли самолёту лишней массы. Впрочем, они же стали причиной сложности – детали и узлы, сделанные с их использованием, быстро приходили в негодность вследствие усталости металла. Мясищеву удалось впоследствии разобраться с этой проблемой.

Другая инновация – шасси. Оно имело слабо изученную на тот момент велосипедную схему на двух опорах. Также в М-4 появился гидравлический бустер. Это было необходимо, так как нагрузка на рулевые механизмы в этой машине существенно превосходила предел человеческих возможностей.

М-4 «Бизон»: полёты отечественного самолёта-рекордсмена
М-4 «Бизон»

Использование новых, неизученных технологий часто вело к поломкам и неприятным инцидентам. Все эти инновации часто доводили до ума прямо во время полёта. Всего в СССР произвели 32 таких самолёта, и три из них попали в авиакатастрофы на испытаниях, а их экипаж погиб. Система управления самолёта стала главной головной проблемой конструкторов.

Работа со штурвалом требовала неимоверных физических усилий, и поэтому взлёты и посадки часто протекали с инцидентами.

На нескольких машинах были проблемы с выпуском и складывание шасси. Система кондиционирования тоже не работала. Так как на огромной высоте температура внутри кабины падала до нуля градусов и даже ниже, пилотам приходилось надевать тёплые меховые куртки.

Из-за всех этих сложностей в Энгельсе жёны авиаторов однажды даже митинговали на лётном поле, требуя у начальников своих мужей прекратить полёты на столь ненадёжных машинах. Впрочем, редкие испытания новых самолётов обходятся без неприятных и даже трагических инцидентов.

Грозное оружие

Главным вооружением М-4 стала бомба РДС-37 с мощностью в 2,9 Мт. Такого заряда хватило бы, чтобы стереть с лица Земли среднестатистический город. Самолёт мог перемещать другие бомбы меньшей мощностью, торпеды, морские мины, управляемые бомбы. М-4 мог обороняться от врагов. На его борту стояли по шесть или девять пушек с дистанционным управлением.

М-4 стал самолётом-рекордсменом. В 1958-и экипажи Степанова и Горяйнова установили на одной из его модификаций 8 мировых рекордов. Самолёт поднял вес грузом в 10 т на 15,3 км, а 55,2 т – на 13,1 м. В тот же М-4 под командованием экипажа Липко установил семь мировых рекордов, пролетев по замкнутому маршруту на скорости в 1028 км/ч, неся на себе груз в 27 т.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: