​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна

Послужной список самого востребованного детища КБ Антонова, Ан-24, это история с многочисленными взлетами и падениями. Количество выпущенных самолетов этой модели превзошло самые большие ожидания ее разработчиков. И это не удивительно, поскольку простота конструкции, экономичность и возможность посадки на практически не подготовленную полосу, делают его универсальным и необыкновенно популярным.

История появления воздушного судна

В середине двадцатого века увеличение пассажирского потока потребовало создания новых лайнеров, способных совершать перелеты не только на большие расстояния, но и подходящих для ближнемагистральных перевозок. Разработку именно такого воздушного судна поручили ОКБ Антонова в 1957 году, а самолет получил имя — Ан-24.

Планировалось, что новая модель обеспечит перевозку пассажиров и багажа, общей массой до 4 тонн на максимальное расстояние — около 400 километров. При этом расчетная средняя скорость судна должна была быть в пределах 450 км/ч. Первый образец оснастили одновальным турбовинтовым двигателем АИ-24, специально разработанным ЗМКБ «Прогресс» для этого проекта.

В 1959 году новый авиалайнер впервые оторвался от земли. А уже через год, после успешно проведенных испытаний на заводе и получив высокую оценку экспертов, Ан-24 был допущен к запуску в массовое производство. Впервые самолет совершил коммерческий рейс с пассажирами на борту в 1962 году. Это был перелет «Киев-Херсон». Именно он стал началом службы одной из самых востребованных моделей в гражданской авиации.

Производство Ан-24 длилось двадцать лет, с 1959 по 1979 год. За это время было выпущено более 1000 лайнеров. Сертификат на строительство воздушного судна также был получен Китаем, где корабль получил название Xian Y-7.

​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна
Ан-24. Фото из архива аэропорта Жуляны

Интересно. Летные испытания продолжались два года. В них было задействовано шесть новых «Антоновых».

Особенности и преимущества

Ан-24, оснащенный турбовинтовыми двигателями, имеет небольшой размер и выпускался специально для перевозок на малые расстояния. При необходимости его салон можно сделать более комфортным или полностью освободить для перевозки грузов. Для этого демонтируется часть или все пассажирские кресла.

Основным преимуществом Ан-24 считается возможность посадки на небольшие аэродромы и грунтовые покрытия.

Также плюсами этой модели являются:

  • надежность и безопасность полетов;
  • высокая экономичность;
  • длительный эксплуатационный период;
  • универсальность и практичность в обслуживании;
  • небольшая полоса разбега (около 650 м);
  • наличие бытовых помещений (кухня, туалет, багажный отсек).

Однако, как и любая техника, самолет имеет свои недостатки, которыми могут являться значительный шум в салоне и небольшие расстояния между пассажирскими креслами.

​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна

Факт. Считается, что в общей сложности, было выпущено 1340 лайнера.

Модификации

На базе основной модели было разработано более 20 модификаций, некоторые из которых используются и в наши дни.

  • Ан-24, прототип.
  • Ан-24 «Нить», был построен в 1978 году. Применяется для исследований по освоению природных ресурсов нашей планеты.
  • Ан-24 «Троянда» — мобильная лаборатория, позволяющая отработать механизмы для поиска подлодок. В 1968 этот вариант был переоборудован в Ан-24Т.
  • Ан-24А — пассажирская модель с повышенным комфортом, салон — 44 кресла. В период с 1962 по 1963 год было выпущено 200 лайнеров.
  • Ан-24Б — пассажирский вариант, в котором значительно увеличен взлетный вес (до 21 тонны), число мест: от 48 до 52. Выпуск с 1962 года (400 самолетов).
  • Ан-24В — модель выпускалась на экспорт (с 1964 г).
  • Ан-24ЛП — переоборудован под тушение лесных пожаров в 1971 году (3 экземпляра).
  • Ан-24ЛР «Торос» — базовая модель модифицирована для проведения ледовой разведки, 5 штук выпущено в 1967 году.
  • Ан-24ПС — эта модель для поисково-спасательных операций, для нее был переоборудован Ан-24Т.
  • Ан-24ПРТ — модификация предыдущей модели с упрощенными элементами.
  • Ан-24Р — самолет используется для радиационной разведки и контроля.
  • Ан-24РР — модификация предыдущей версии лаборатория для радиационной разведки. С 1967 по 1968 год построено 4 воздушных корабля.
  • Ан-24РВ — производная Ан-24Б/В, в отсеке силовой установки размещен вспомогательный двигатель РУ-19А-300.
  • Ан-24РТ — вариант для военно-транспортного использования.На корабль установлен дополнительный двигатель РУ-19А-300. С 1969 по 1971 год на авиазаводе в Иркутске было построено 62 судна.
  • Ан-24РТ (Ан-24РТР) — переоборудован для радиотрансляции.
  • Ан-24Т (Ан-34) Передняя правая и задняя левая части корпуса снабжены грузовыми дверями. Также в заднем отсеке грузовой кабины находится люк для погрузки-разгрузки. Разрабатывался с 1961 по 1965 год на базе — Ан-24Б/В. Изготовлено 164 корабля (Иркутский авиазавод).
  • Ан-24УШ — модель была обеспечена пятью штурманскими местами, что позволяло ее использовать для обучения штурманов, что было обеспечено (прототип Ан-24). Было построено 7 таких самолетов.
  • Ан-24К — вариант для административно-служебного использования, с 16 −18 пассажирскими креслами и возможностью обеспечить комфортные условия для работы и отдыха во время перелетов.
  • Ан-24ФК (Ан-30) — для проведения фотосъемки и картографической разведки. Эта модификация была разработана совместно с ОКБ Бериева. С 1975 по 1980 год на авиазаводе в Киеве было произведено 115 штук.
  • Ан-24ШТ. Эта модификация предназначена для штабного использования. В 1968 году создано кораблей.
  • Ан-26 — военный транспортник. В отличие от прототипа оснащен специализированным погрузочно-разгрузочным оборудованием (в частности кран — белка). В задней части корпуса установлена грузовая рампа.
  • Xian Y-7 и Xian MA60 — китайские модификации Ан-24РВ.
​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна
Xian MA60 — китайские модификации Ан-24РВ

Пассажирские модели воздушного судна

Ан-24А — первая пассажирская модификация лайнера, которая практически не имеет отличий от базового образца, кроме уменьшенного числа кресел (1962 — 1963 г). Следующий вариант воздушного судна для перевозки пассажиров — Ан-24Б. Этот самолет отличается от базовой модели повышенной грузоподъемностью. Его производство начато в 1960 году и за 10 лет выпущено около 400 аппаратов.

Ан-24РВ более поздняя версия предыдущей модели, оснащенная дополнительным малогабаритным турбовинтовым двигателем ТРД PY-19-300 (тяга −900 кг), который располагался в правой мотогондоле. Такая модернизация позволила существенно повысить взлетные качества лайнера, особенно при использовании его на высокогорных аэродромах.

Ан-24В — экспортная модель на базе Ан-24Б, которая поставлялась для работы в различные социалистические страны, а также государства Азии и Африки. Оснащение радио и пилотажно-навигационными агрегатами, а также установка пассажирских кресел и компоновка бытовых отсеков, производились по требованию заказчиков.

​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна
Ан-24В

Конструкция самолета

Ан-24 (и его модификации) представляет собой высокоплан, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями с горизонтальным оперением, прямым стреловидным крылом (угол 6 градусов и 50 минут) и одним килем.

Корпус (фюзеляж), выполненный по бескаркасной схеме полностью герметичен. Конструкцию составляют бортовые стрингеры и балки. Для соединения деталей корпуса применяются клеесварные соединения.

Крылья имеют форму трапеции и собраны из двух силовых элементов, расположенных по длине конструкции (лонжеронов). В центральной части (центроплане) и на консолях находятся по два закрылка однощелевого типа. Первые — отклоняющегося типа, а вторые — выдвижного. Также консоли оснащены аэродинамическими органами управления (рулями крена) — разрезными элеронами.

Кабина пилотов располагается в носовой части корпуса, далее находится отделения для багажа, пассажирский отсек, бытовые помещения (буфет и уборные) и задний отсек для грузов.

Шасси состоит из трех, втягивающихся в корпус, опор: двух боковых (главных) и одной передней. Каждая стойка имеет сдвоенные колеса.

Интересно. В американских военных кодах модификация Ан-26 получила свое собственное название «Вихрь». Кстати, этот самолет (с народным названием «Настенька») даже исполнил одну из ролей в художественной киноленте «Неудержимые −3».

Основные характеристики самолета Антонов Ан 24

Размеры и вес

Ан-24 имеет следующие габариты, м:

  • высоту — 8,3;
  • длину — 23,5;
  • площадь крыльев — 72,4 м²;
  • размах крыльев — 29,2.

Параметры веса, кг:

  • без груза — 13350;
  • со снаряжением — 13489;
  • масса для взлета (макс) — 21000 (модификации 21800 — 22500);
  • горючее — 4850.
​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна
Пассажирский самолет Ан-24Б чертеж

Летные данные

Базовые летно-технические характеристики:

  • двигатель — ТВД АИ-24 (2 шт);
  • мощность силовой установки — 2550 л.с;
  • лопастной агрегат — АВ-72 (02), диаметр 3,9 м;
  • максимальная приборная скорость — 460 км/ч;
  • скорость при экстренном снижении (макс) — 540 км/ч;
  • средняя (крейсерская) скорость — 460 км/ч;
  • дальность перелета с грузом — 1850 км, без коммерческой нагрузки — 2820 км;
  • максимальный воздушный потолок — 7700 м;
  • разбег 0 от 850 до 1000 м;
  • посадочная полоса — 580 м.

Пассажирский салон

Количество кресел в пассажирском отсеке зависит от модификации воздушного судна. Пассажирские кресла размещаются по четыре в ряд, по два справа и слева от прохода.

Удобные и неудобные места

Поскольку, уборные и технические помещения (кроме багажного отсека) размещаются в хвостовой части самолета, последний ряд считаются не самым удачным местом для комфортного путешествия. Спинки кресел в этом ряду зафиксированы и не откидываются, а также могут ощущаться запахи из буфета. Следует отметить, что в хвосте воздушного судна больше всего ощущаются вибрации.

Места, которые находятся по соседству с крыльями (с 4 по 8), также считаются не совсем удобными, поскольку крыло будет закрывать почти весь обзор при полете. Также в этой части сильнее всего слышен шум силовых установок.

Самым удобным расположением имеют кресла, занимающие первый ряд, поскольку впереди достаточно свободного пространства. Пассажиры с маленькими детьми могут свободно поместить коляску или люльку.

Остальные места — стандартны. Единственное отличие будет в расположении: у иллюминатора или прохода.

​​Самолет Ан-24: особенности и способности воздушного судна
Схема салона

Катастрофы и аварии Ан 24

Статистика свидетельствует, что серьезные непредвиденные ситуации с самолетами этой модели происходили более чем 170 раз. В общей сложности в результате аварий и авиакатастроф погибло 2218 человек и потеряны 170 воздушных кораблей. Было совершено 35 попыток угона лайнера.

Считается что одной из самых страшных трагедий, которая произошла 16 мая 1972 года, было падение воздушного судна на детский садик в Светлогорске. Долгие годы информация об этой катастрофе была засекречена, как и многие другие в СССР.

Заключение

Согласно исторической справке, Ан-24 был экспортирован в 26 стран. Причем в некоторых из них, несмотря на давно закончившийся ресурс эксплуатации (15 лет), он продолжает нести свою верную службу.

Факт. По отзывам пассажиров, украинская компания «Мотор Сич» использует самолет на коротких рейсах, например Киев-Львов вместо заявленного Ан-140.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Олег

    Отличный трудяга советского и капиталистического Русского неба в 1986 году летел с киевского аэропорта Жуляны до Ижевска с промежуточными посадками пять или шесть раз и ничего живой. В Жулянах поразило, что Ан-24 взлетали и садились каждую минуту- такой воздушный “конвейер”. В совейское время(1980г.) билет купе в поезде Уфа-Москва стоил 27 рублей, а на самолет 26 руб., не стало того “Аэрофлота” настоящего, все растащили, развалили и кланяемся Боингу и Эйрбасу. Иваны не помнящие родства не имеют будущего по определению :cry:

  2. Дмитрий

    Я летал , а потом и работал на АН-24/26 на земле (обслуживал). статья хорошая, но есть неточности:.
    1.РУ- 19- А- 300 на Ан -24 РВ использовалась как ВСУ, и была она турбореактивной, а не турбовинтовой, создавал дополнительную тягу 900 кг.
    2.На Ан24 Б и РВ устанавливались двигатели АИ-24 2-й серии с номинальной мощностью в 2100 л.с, а в тексте указано 2550 л.с, но это тяга максимальная (взлетная), которая используется только несколько минут на взлете.
    3.По ЛТХ конечно трэш) таких в реальности не было,это справочные данные 60-х годов для эталонных самолетов.
    А в целом самолет очень хороший, люблю его, хоть уже давно и не работаю в авиации, да и АН-24 осталось по пальцам пересчитать. Очень жаль, что постсоветское авиастроение не осилило достойную замену АН-24. )Ан-140 не в счет, это убожество только называется самолетом)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: