Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя

В начале 30-х годов прошлого столетия произошло значимое событие в мире авиации: в воздух поднялся самолёт И-16. Это уникальная по своим характеристикам машина произвела настоящий фурор. «Ишачок» эксплуатировался больше 20-ти лет, принимал участие в финской компании, поднимался в небо неспокойной Испании, участвовал в боях Великой Отечественной войны. Без преувеличения, И-16 стал символом целой эпохи, поэтому предлагаем познакомиться с этим легендарным самолётом поближе.

Как создавалась легенда

Идея создания этого самолёта принадлежит знаменитому авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову. ЦКб-12, которым в те годы руководил Поликарпов, начали разрабатывать проект этой машины в 1932 году. Примечательно, что работы сначала велись в инициативном порядке, но уже в мае 1933 года о проекте узнали в верхах, и конструктор получил заказ на разработку истребителя для ВВС.

Сегодня мало кто помнит, но на 30-е годы прошлого века пришёлся настоящий авиастроительный бум. Все ведущие державы мира поднимали в небо новые самолёты, но И-16, созданный Поликарповым, ворвался в это разнообразие яркой звездой.

К началу работ над проектом, в активе Поликарпова уже был самолёт У-2, позднее прозванный в народе «кукурузником», на вооружении стояли разработанные конструктором истребители И-5 и И-15. Однако гения авиастроения загорелся идеей создать скоростной и манёвренный истребитель, не имеющий аналогов в мире. К слову, Поликарпову удалось осуществить свою задумку.

Основой самолёта послужила типовая на тот момент конструкция: рама из труб, обшитый берёзовым шпоном фюзеляж и фанерные крылья, обтянутые полотном. Однако конструктор сделал убирающиеся шасси, что положительно повлияло на динамику машины в полёте. Были внесены и другие конструктивные изменения.

Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов. Произошло это знаменательное событие в феврале 1934 года в рамках государственных испытаний. Позднее, «Ишачка» испытывал и Владимир Коккинаки. По результатам тестирования, конструктором вносились изменения. В результате, уже четвёртый образец И-16 был запущен в серийное производство. Случилось это в конце 1934 года. Отметим, что за время своего существования, этот истребитель неоднократно модернизировался, поэтому длительное время оставался грозной боевой единицей.

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя
Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов

Конструктивные особенности

Выше мы отметили, что в качестве базовой основы была использована смешанная конструкция традиционной аэродинамической схемы. В результате И-16 был типичным низкопланом с предусмотренным механизмом втягивающегося шасси. Однако общая характеристика неспособна передать ширины творческой мысли Николая Поликарпова. Поэтому рассмотрим конструкцию «Ишачка» более детально.

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя

Фюзеляж

Фюзеляжи такого типа назывались полумонокок. Особенностью таких конструкций было равномерное распределение несущей способности между каркасом и обшивкой. На первых моделях, каркас изготавливался из деревянных шпангоутов и лонжеронов, обшитых берёзовым шпоном. Сверху наклеивалось полотно, пропитанное специальными аэролаками.

На фюзеляже И-16 размещались:

  • моторама с двигателем;
  • топливные баки;
  • масляный бак;
  • спаренные пулемёты системы ШКАС;
  • радиооборудование;
  • система тяг и тросов;
  • кабина с закрывающейся дверцей.

На более поздних модификациях, появилось отделение для аккумулятора и 5-миллиметровая бронепластина, защищающая пилота.

Центроплан, крылья и шасси

Центропланом в самолётах называют центральную часть крыла, соединяющую правую и левую полуплоскости. В целом, это типовая конструкция, но в случае с И-16, этот элемент претерпел серьёзные изменения.

На машины этой серии устанавливались элероны двух типов:

  • длинные;
  • короткие.

Начиная с моделей 10-го образца, «Ишачок» стал комплектоваться посадочными щитками Шренка, работавшими от механического привода.

Кроме этого, в центроплане И-16 были предусмотрены ниши для убираемого шасси. Этот элемент был выполнен в виде 3-опорной конструкции. Убиралось шасси вручную: лётчику приходилось крутить специальную ручку, соединённую с хвостовым костылём.

Важно! Если самолёт базировался на аэродромах с грунтовым покрытием, шасси приходилось демонтировать: опоры забивались травой и грязью, и убирались не до конца. В этом случае увеличивался риск капотирования (переворачивания вверх шасси) самолёта в воздухе.

Двигатель

На И-16 устанавливалось несколько вариаций двигателей, различающихся конструкционным весом и производительностью. Все силовые установки охлаждались воздушным путём, цилиндры располагались радиально, поэтому двигатели получили название «Звёздочка».

На различные модификации И-16 ставились следующие типы двигателей:

  • Ф-3 «Райт-Циклон»;
  • М-22;
  • М-22А;
  • М-22В;
  • М-62;
  • М-63.

Все двигатели были 9-цилиндровыми, мощность варьировалась в пределах 480-930 «лошадок».

Чертёж

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Начнём с того, что во время Миланской авиавыставке 1935-го года, И-16 был самым запоминающимся экспонатом, заинтересовавшим всех участников. Однако в Красной армии, этот самолёт поначалу вызывал настоящий страх среди пилотов. Дело в том, что советские лётчики привыкли к тихоходным бипланам, и элементарно не могли обуздать скоростной истребитель. Самолёт был сложен в освоении, и требовал максимальной концентрации лётчика во время полёта.

Рассмотрим технические характеристики «Ишачка», актуальные для модели, образца 24.

Тип самолёта Истребитель
Численность экипажа 1 пилот
Тип и мощность двигателя М-63, производительностью 900 л. с.
Скорость 462 км/час
Потолок высоты 9 700 м
Дальность полёта 440 км
Конструкционный вес 1 382 кг
Масса взлёта 1 882 кг
Размах плоскостей 9 м
Площадь крыла 14.54 м2
Длина и высота самолёта 6.13 и 3.25 м соответственно
Базовое вооружение 4 пулемёта ШКАС, калибром 7.62 мм

 

Когда «Ишачок» только осваивал воздушное пространство, он превосходил по лётно-техническим характеристикам почти все машины, вероятного противника. Например, во время боёв в Испании, И-16 на равных сражался с самым мощным на тот момент немецким истребителем Messerschmitt Bf.109C, которыми была укомплектована ударная группа «Кондор». Так продолжалось до начала 40-х годов, пока на вооружении Люфтваффе не появились истребители Bf.109E, превосходящие советские машины по скорости и огневой мощи.

Итальянские самолёты Fiat превосходили И-16 только в огневой мощи. Фиаты вооружались пулемётами, калибра 12.7 мм. Учитывая, что первые советские истребители были деревянными и не оборудовались бронеспинками, защищающими пилота, подобное превосходство могло быть фатальным. Однако «Ишачок» значительно превосходил «итальянцев» в скорости, поэтому больших потерь среди советских пилотов и испанских добровольцев не было.

С американскими и английскими истребителями И-16 впервые столкнулся во время войны в Финляндии. Советские самолёты вполне уверенно противостояли врагу, однако, при условии, что за штурвалом находился опытный пилот, которых к тому времени было не так уж и много.

В целом, самолёт оставался актуальным вплоть до 1943 года, хотя годом ранее был выведен из серийного производства. Ко дню Победы, эти машины остались на боевом дежурстве только на Дальнем Востоке.

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя
Фото: Советский истребитель И-16 после вынужденной посадки

Вооружение

Огневая мощь И-16 наращивалась с каждой последующей модификацией. Начнём с того, что ранние версии комплектовались 7.62-миллиметровыми пулемётами ШКАС, вмонтированными в плоскости. Начиная с 10-го серийного образца, «Ишачок» получил дополнительные пулемётные гнёзда, расположенные поверх двигателя. На некоторые модели ставились пулемёты Ультра-ШКАС, отличающиеся более высокой скорострельностью.

Бои в небе Мадрида показали, что пулемёты, «заточенные» под винтовочный патрон неэффективны против самолётов, реализованных в цельнометаллическом корпусе. Поэтому было принято решение об установке малокалиберных автоматических пушек ШВАК, но реализовать данный проект не удалось.

Пушки были установлены на И-16 образец 27, однако, этот самолёт был выпущен ограниченной партией. Модернизация вооружения завершилась установкой синхронных пулеметов ШКАС и одним пулемётом ШВАК, калибром 12.7 мм. Отметим, что на «Ишака» подвешивались бомбы и ракеты.

Довольно интересным проектом был составной пикирующий бомбардировщик. Суть заключалась в том, что к плоскостям тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 подвешивались И-16 с бомбами. На подлёте к цели, «Ишачки» освобождались из захватов, выполняли прицельное бомбометание и становились звеном поддержки, прикрывающим ТБ-3 от самолётов противника. Эффективность такой конструкции была подтверждена в 1941 году, когда составной бомбардировщик уничтожил мост Карла Первого через реку Дунай.

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя
В 1937 году истребителя И-16 были отправлены в Китай и Монголию

Окраска

Изначально И-16 покрывался обычной серебрянкой и аэролаком. Однако опыт боёв на Халкин-Голе показал, что такая раскраска обеспечивает нулевую маскировку самолётов в степи. Так появился камуфляжный раскрас, представляющий собой хаотичное расположение полос и пятен защитного цвета, наносимого поверх серебряной краски.

Перед началом войны, И-16 раскрашивался в стандартный для ВВС камуфляж. В 1941 году на корпус наносилась боевая раскраска типа НКАП, когда поверх защитного зелёного цвета накладывались чёрные полосы.

Самолёты, дислоцированные в северных районах «одевались» в зимний камуфляж, наносимый смывающейся краской МК7.

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя

Целевое применение

И-16 — это скоростной истребитель, что предопределяет его функциональность и роль в боевых действиях. В частности, задачи истребительной авиации можно сформулировать так:

  • воздушная разведка;
  • уничтожение самолётов противника;
  • прикрытие сухопутных частей.

К слову, с поставленными задачами «Ишачок» справлялся вполне успешно, но довольно быстро устарел в техническом плане. Как упоминалось выше, И-16 был выведен из серийного производства в 1942 году, уступив место более эффективным машинам Як-9 и Ла-7.

Модификации

«Ишачок» послужил базой для создания следующих самолётов:

  • И-16П — комплектовался пушечным вооружением;
  • ЦКБ-18 — опытный образец штурмовика;
  • И-16В — высотный истребитель с турбокомпрессором;
  • И-161 — выпускался в нескольких вариациях, от прототипа отличался более мощным вооружением и двигателем, серии «Райт-Циклон»;
  • И-164 — истребитель боевого сопровождения с дополнительными топливными баками;
  • И-16бис — модернизированный вариант предыдущей модели;
  • УТ-2 — тренировочный самолёт с двухместной кабиной;
  • УТИ-2 — учебно-тренировочный вариант с раздельной кабиной и неубирающимся шасси;
  • УТИ-4Б — боевой вариант предыдущей модели с бомбовым вооружением;
  • С.8 — испанская версия И-16, выпускавшаяся по лицензии;
  • Чжун-28 Цзя — китайская версия, выпущенная 3-мя экземплярами.
Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя
УТИ-4Б

Заключение

И-16 был первым во многом. В частности, на этом самолёте был установлен рекорд скорости, впервые были использованы реактивные снаряды и неубирающиеся шасси. Поэтому даже на фоне остальных гениальных проектов Поликарпова, «Ишачок» произвёл настоящий фурор. Кстати, именно этот самолёт был изображён на аверсе медали «За отвагу».

К сожалению, И-16 в исторической комплектации не сохранилось. Вообще, в настоящее время осталось всего 3 истребителя этого типа. Находятся эти модели в музеях.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Сергей Герасименко

    Скорость И-16 у земли была выше,чем у Ме-109 на 12 км/ч.Тому,чтобы удрать от верткого И-16 на малых высотах,приходилось пускать в цилиндры закись азота.

  2. Пётр

    В детстве, когда рисовал воздушные бои, рисовал именно И-16 (не “чайку” и не более поздние Яки и МиГи, а именно И-16). Это реально яркая звезда в авиастроении, жаль, что так мало сохранилось.

  3. Пётр

    А ещё вспомнилось: “Над всей Испанией безоблачное небо!” и “chato” курносые, на защите республики!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: