Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Миг-31 — разработка конструкторского бюро Микояна, получившая по классификации НАТО определение «лисья гончая». Это первый в Советском Союзе боевой истребитель 4-го поколения. Это перехватчик дальнего радиуса действия, предназначенный для перехвата тяжёлых бомбардировщиков на любых скоростях и высотах.

Кроме того, этот сверхзвуковой высотный истребитель разрабатывался для блокировки дрейфующих аэростатов и низколетящих разведывательных спутников, которые периодически появлялись над территорией СССР в 50-х годах прошлого века.

История создания

Задание на разработку этого истребителя-перехватчика ОКБ Микояна получило в 1968 году.

  • Проект получил название «изделие 81», и задумывался в качестве модернизации самолёта Миг-25П.
  • Изначально работы велись под руководством Чумаченко, когда проект перешёл на стадию глубокой инженерной проработки, его возглавил авиаконструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
  • Однако в 1975 году его перекинули на перспективный проект по созданию многоразового транспортного ракетоплана «Буран».
  • Заканчивал создание МиГ-31 авиаконструктор Васильченко.

Как упоминалось выше, в качестве прототипа был использован МиГ-25, однако, перед конструкторами была поставлена задача по глубокой модернизации этой машины, с целью повышения боевой эффективности. Поэтому на новый истребитель устанавливалась только новейшая радиоэлектроника, в том числе, инновационная для того времени радиолокационная станция с пассивной антенной решёткой амплитудно-фазового типа.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Свой первый опытный вылет МиГ-31 совершил в сентябре 75-го года под пилотированием лётчика-испытателя Федотова. Спустя 7 месяцев, машина была заявлена на государственные испытания, которые проводились в два этапа, и в общей сложности длились 4 года. Серийное производство перехватчика началось в 1979 году, на вооружение самолёт был принят в 1981 году, сменив на боевом посту тяжёлый бомбардировщик ТУ-128.

На заметку! МиГ-29 был выведен из серии в 1994, однако, продолжает эксплуатироваться по настоящее время.

Тактико-технические характеристики МиГ-29

Рассмотрим основные технические параметры и боевые характеристики этой машины.

  1. Конструктивные особенности.
  • Общая длина самолёта — 22.6 м;
  • Размах крыла — 13.4 м;
  • Площадь плоскостей — 61.6 м2;
  • Конструкционная масса: пустой/с полными баками — 21.8/39.1 т;
  • Взлётная масса — 46.7 т;
  • Общая вместимость топливных баков — 21 888 литров;
  • Ширина колеи шасси — 3.6 м;
  • Авиадвигатели — два двухконтурных турбореактивных агрегата Д30Ф6;
  • Тяга: с форсажем/без форсажа — 15 500/9 500 килограмм-сил;
  • Масса каждого двигателя — 2 146 кг;
  • Номинальная перегрузка — 5G;
  • Экипаж — 2 пилота.
  1. Лётные показатели.
  • Номинальные скоростные показатели — 1 500 и 3 400 км/час на больших и малых высотах соответственно;
  • Крейсерская скорость: дозвуковая/сверхзвуковая — 950/2 500 км/час;
  • Скорость при заходе на посадку — 280 км/час;
  • Дальность полёта: без дозаправок/с одной дозаправкой — 3 000/5 400 км;
  • Радиус боевого поражения — 720 км;
  • Длительность полёта — не более 3.3 ч;
  • Максимальная высота боевого применения — 30 и 21.5 км динамическая и практическая соответственно;
  • Нагрузка на плоскость — 635 кг/3 с полными баками и 759 кг/м3 с максимальной взлётной массой;
  • Маневренность в вертикальной плоскости — 160 м/с и 260 м/с возле земли и на сверхзвуковых скоростях;
  • Длина разбега — 950-1 200 м.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Вооружение

Основным вооружением МиГ-31 являются ракеты высокой точности поражения малого, среднего и большого радиуса действия. Ракеты управляемые, направлены на уничтожение воздушных, наземных и надводных целей. На малой и средней дальности цели поражаются ракетами Р-40, Р-60 и Р-73, действующими в радиусе до 80 километров включительно. На больших дальностях огонь ведётся управляемыми ракетами Р-33 и Р-37, уничтожающими целями на дистанциях 120 и 160 километров. Кроме этого, на истребитель-перехватчик устанавливается одна гиперзвуковая ракета класса «кинжал».

Для ближнего боя на самолёт установлена шестиствольная 23-миллиметровая авиационная пушка ГШ-6-23М, построенная по схеме Гатлинга. Работает орудие в автоматическом режиме, боекомплект рассчитан на 260 выстрелов.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Планер

В качестве основы был взят планер МиГ-25. Поэтому МиГ-31 получил высоко расположенные трапециевидные плоскости, двухкилевое горизонтальное оперение. Базовым силовым элементом фюзеляжа является средняя часть, выполненная в сварном варианте. Однако в отличие от прототипа, но МиГ-31 сокращено количество деталей, выполненных из нержавейки. Топливные баки расположены в среднем отсеке фюзеляжа, плоскостях и килевой части.

В корпусе практически не используются композитные материалы. В процентном соотношении состав корпуса выглядит следующим образом:

  • Сталь — 50%;
  • Алюминиевый сплав — 33%;
  • Титан — 16%.

Ракеты частично утоплены в корпусе, общая компоновка увеличивает подъемную тягу практически на четверть.

МиГ-31 оснащён двумя кабинами, расположенными друг за другом. В передней находится пилот, в задней — штурман. Обе кабины абсолютно герметичны, разделяются прозрачной перегородкой, выполненной из плексигласового стекла.

Силовые агрегаты

На истребитель устанавливались двухконтурные двигатели Д30Ф6, образца 1979 года. Эти силовые установки разрабатывались на основе турбовентиляторного двигателя Д-30, которыми оснащались пассажирские лайнеры ТУ-134.

Движки оборудованы пяти и девятиступенчатыми компрессорами низкого и высокого давления. Помимо этого, здесь установлена форсажная камера, запуск которой осуществляется технологией впрыска, получившей название «огневая дорожка». Корпус силового агрегата изготовлен из многокомпонентного сплава на основе стали, титана и никеля.

Воздухозаборные камеры увеличены, подача воздуха регулируется створками и автоматическим клином, в зависимости от скорости и высоты полёта.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя
Три проекции МиГ-31

Управление вооружением

МиГ-31 стал первым в мире боевым самолётом, на который была установлена радиолокационная станция с ФАР пассивного типа. Речь идёт о БРЛС «Заслон», которая выполняла три основные функции:

  • Поиск и захват цели;
  • Подсвечивание объекта;
  • Классификация цели по государственной принадлежности.

До создания МиГ-31, такими радиолокационными станциями оснащались только палубные истребители Ф-14. Благодаря такому решению, советский истребитель-перехватчик мог взаимодействовать с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения А-50 «Лиска», и обмениваться данными в автоматическом режиме.

Многолучевой авиационный радар класса «заслон» — разработка НИИ Приборостроения, расположенного в городе Жуковском. На вооружение эта РЛС была принята в 1981 году.

На последние модификации МиГ-29 устанавливалась модернизированная радиолокационная станция «Заслон-М». Этот комплекс был принят на вооружение в 2008 году, заметно увеличив дальность обнаружения и поражения целей. Благодаря взаимодействию с бортовым компьютером «Аргон», защитный комплекс может «вести» 24 объекта и одновременно атаковать 8 целей, выделяя из них четыре приоритетных.

Полетная дальность

Дальность полёта МиГ-31 изменяется в зависимости от загрузки самолёта. При условии, что истребитель вооружен 4-мя ракетами и двумя подвесными топливными баками, практическая дозвуковая продолжительность полёта составляет 3.3 часа или 3 000 километров. Это достигается в ситуациях, когда самолёт отстреливает ракеты и сбрасывает опустошенные топливные резервуары.

Без подвесных баков, дальность полёта будет следующей:

  • Без ракетного вооружения — 2 480 км;
  • 4 ракеты, отстреленные на половине маршрута — 2 400 км;
  • 4 ракеты, которые сохраняются на всём пути следования — 2 440 км.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Интересно! Рекорд дальности беспосадочного перелёта был установлен МиГ-31БМ, приписанным к 14-ой армии оперативного объединения ВВС, Сибирского военного округа. Самолёт преодолел больше 8 000 километров, потратив на это немногим больше 7 часов. Отметим, что экипаж трижды дозаправлял машину в воздухе.

Боевое применение и эксплуатация

На боевое дежурство МиГ-31 заступил в 1980 году. Этими истребителями-перехватчиками были усилены авиаполки, дислоцировавшиеся на базах в Правдинске и Саваслейке. В дальнейшем самолёты были переброшены на Дальний Восток для патрулирования воздушного пространства. Здесь наблюдались провокации со стороны пилотов ВВС США самолётами-разведчиками, а стоявшим на защите воздушных рубежей родины СУ-15 было нечего противопоставить вероятному противнику. Советские самолёты элементарно проигрывали американцам в скорости.

К слову, когда в небо Дальнего Востока поднялись МиГ-31, американские асы сразу оказались в аутсайдерах, и провокации прекратились.

Во время второй Чеченской компании, на МиГ-31 была возложена функция воздушного патрулирования неспокойного региона. В 2016 году, именно эти самолёты прикрывали военную базу ВКС России в Сирии.

Здесь нужно отметить, что МиГ-31 не является абсолютно безопасной машиной. За время эксплуатации этого истребителя-перехватчика зафиксировано около 30 аварий и катастроф, с различными последствиями для экипажа. Авиакатастрофы происходили по причине ошибок пилотирования, возгорания двигателей и некорректной работы топливной системы.

Ни один из самолётов этого класса не был сбит в ходе вооружённых конфликтов.

Известные модификации МиГ-31

На базе серийного истребителя-перехватчика были построены следующие модификанты:

  • МиГ-31-Б — реализована система дозаправки топливом в полёте;
  • МиГ-31-БС и МиГ-31-БСМ — усовершенствованные вариации предыдущей модели;
  • МиГ-31-БМ — установлена радиолокационная система нового поколения, обнаруживающая цели на дистанции в 320 километров;
  • МиГ-31-Д — экспериментальный образец, который не запускался в серию, на этот самолёт устанавливалась ракета «Контакт», рассчитанная на поражение низкоорбитальных спутников;
  • МиГ 31-ДЗ — серийный истребитель с возможностью воздушной дозаправки топливом;
  • МиГ-31-И — носитель небольших космических аппаратов;
  • МиГ — 31-К — оснащается гиперзвуковыми ракетами класса «Кинжал», которые могут поражать крейсеры и авианосцы;
  • МиГ-31-ЛЛ — воздушная лаборатория;
  • МиГ-31-М — модифицированная версия с более мощным вооружением, серийно самолёт не выпускался;
  • МиГ-31-Ф — проект многоцелевого фронтового истребителя;
  • МиГ-31-ФЭ и МиГ-31-Э — экспортные варианты.
Самолет МиГ-31: характеристики истребителя
МиГ-31-Ф

Заключение

Несмотря на то что МиГ-31 эксплуатируется уже 40 лет, он не утратил своей актуальности. Машина обладает отличной аэродинамикой, некоторые из боевых характеристик этого истребителя-перехватчика не имеют аналогов даже в наши дни. Сейчас самолёт выведен из серийного производства, однако, командование ВВС России снимать его с вооружения не собирается.

На сегодняшний день известна информация по усовершенствованию 60 самолётов до возможностей серии БМ. Кроме того, есть непроверенные данные, что правительство планирует возобновить выпуск МиГ-31.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: