Самолет СУ-57: характеристики истребителя

Российский истребитель СУ-57 — это новый самолет пятого поколения. Его создали в противовес американскому F-22. Несмотря на то, что предыдущие версии Су-30 и Су-35 являлись практически совершенными самолетами, они все же относились к четвертому поколению. В начале 2018 года было создано 10 прототипов, на которых были отработаны практически все системы вместе с вооружением.

История создания

Толчком для создания истребителей пятого поколения стали сложные политические взаимоотношения Советского Союза и Соединенных Штатов. В конце 1970-х и в начале 1980-х был создан тяжелый советский истребитель Су-27 и американский F-16. В 1990 году США создают первый прототип самолета пятого поколения F-22, который получает название Raptor.Он создавался и дорабатывался в течении 12 лет и в 2002 началось серийное производство.

СССР в свою очередь поручил РСК «Миг» также создать самолет пятого поколения. Так, в свет вышел прототип МиГ 1.44. Но планам не суждено было сбыться, так как в Советском Союзе произошел политический и затем экономический кризис. Проект заморозили на неопределенный срок.

Миг 1.44 вновь «ожил» в 2000 году, но проведенные испытания показали, что прототип более не соответствует современным требованиям по незаметности, маневренности и поражению нескольких целей. Как итог — полное прекращение разработки самолета.

В 2001 году было принято решение о создании нового перспективного авиационного комплекса пятого поколения. Разработкой занялся ОКБ «Сухого». С 2002 разрабатывался эскизный проект, который был завершен в 2005 году. Он получил название Т-50. На основе образца разрабатывалась вся документация. Благодаря новейшему методу конструирования, ОКБ удалось создать первый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

Стоимость

В 2010 году во время летных испытания президент РФ заявил, что на разработку самолета понадобилось 30 миллиардов рублей. Чтобы полностью доработать и завершить проект, понадобиться еще 30 миллиардов рублей. После того как проект полностью будет готов, конструктора займутся модернизацией оружия, двигателя и других узлов. В конечном счете цена самолета будет примерно в 2 или 3 раза ниже цены конкурентов.

В 2012 году ВВС Индии планировали закупку российских Су-57 по 100 млн долларов за единицу.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя

Конструкция Су-57

Кабина

Самолет вмещает в себя одного пилота. Из-за конструктивных особенностей кабина пилота немного шире, чем предыдущей версии Су-27. Оборудование практически аналогично Су-35С. Также присутствует генератор кислорода.

В современном самолете имеется крупный многофункциональный 15-дюймовый основной дисплей, один с меньшей диагональю расположен под основным справа. Также имеется еще один резервный, который отображает летную информацию. Помимо этого, имеется коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Частично информация будет дублироваться на защитном стекле шлема.

Управлять самолетом можно при помощи традиционной ручкой управления самолета (РУС) и ручкой управления двигателем (РУД).

Освещение в кабине обеспечивает фонарь, который поделен надвое. Его можно открыть, сдвинув крышку назад. У модификаций Т-50-1 и Т-50-3 задний фонарь имеет продольный переплет, а у остальных он вовсе отсутствует. Разработчики предполагают существенные изменения фонаря в будущем. Изнутри на фонаре наносится специальное радиопоглощающее покрытие, которое снижает радиозаметность до 30%.

Интересно! Будущие модификации Су-57 получат новые катапультируемые кресла пятого поколения, превосходящие предыдущие версии. Новая катапульта будет контролироваться, основываясь на информацию датчиков, установленных в самолете. При расчете будет учитываться высота полета, крен, тангаж и так далее. Среди этого также будут учитываться данные о пилоте — вес (от 44 до 111 кг) и рост.

Планер

Вид планера у Су-57 — интегральный. Он выполнен основываясь на нормальную аэродинамическую схему, которая подразумевает наличие среднерасположенного трапециевидного в плане крыла. Оно плавно сопряжено с фюзеляжем. 46% от крыла занимает фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48 и −14 градусов.

В механизацию включены такие элементы, как элероны, носки крыла и флапероны. Приводы элеронов располагаются под крылом. Они плавно вытекают из плоскости крыла в форме небольших продолговатых обтекателей.

Крыло истребителя получило аналоговую систему ПГО. На нем есть наплыв, при помощи которого достигается лучшая маневренность самолета. Предыдущие версии не оснащались ПГО, так как у них отсутствовало управление вектором тяги. Наличие данной системы существенно увеличивает маневренность самолета в вертикальной плоскости в особенности при критических углах атаки и положении самолета.

Чтобы снизить заметность, конструкторы установили трапециевидные стабилизаторы и кили с углом в 26 градусов. Для большего охлаждения систем самолета, в килях спроектированы воздухозаборники. Для аэродинамического торможения используются те же самые кили, которые можно поворачивать.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя
Конструкция

Снизу под фюзеляжем располагаются воздухозаборники для охлаждения двигателей. Мотогондолы также расположены снизу, обладают широкой формой (1,3-1,4 м). Также снизу имеются скрытые отсеки для вооружения, створки которых располагаются на двух треугольных в сечении гребнях.

Парашютно-тормозная система во многом схожа с самолетом Су-27. Она также находится в задней части самолета в балке, выступающей за сопла.

В передней части истребителя справа имеется авиапушка, а слева штанга для дозаправки.

Су-57 имеет аналогичное шасси, как у Су-27. Оно убирается при взлете в противоположную от полета сторону. Расположение задних стоек друг от друга составляет 5,5 м. Переднее шасси в конструкцию включает грязеотбойник и фары для посадки. Оно выполнено из двух колес. Створки переднего шасси открываются только в момент посадки или взлета. Все остальное время они закрыты, чтобы снизить сопротивление ветра. Створки передних стоек длиннее, чем задние. Заднее шасси имеет одноколесный тип, диаметр которых равен 1 метру. Они также оснащаются тормозной системой. При уборке задних колес они совершают движение по двум осям.

Главный конструктор А. Давиденко утверждает, что новый Су-57 стал существенно легче предшественника благодаря использованию композитных материалов. Кроме того, истребитель пятого поколения имеет в 4 раза меньше деталей. Этот фактор существенно снижает затраты, время и трудоемкость производства самолета.

Интересно! Чтобы защитить истребитель от попадания молнии, было разработано специальное молниестойкое покрытие.

Двигатель

Су-57 на данный момент может оснащаться одним двигателем — АЛ-41Ф1. Прототипы и первые серийные варианты оснащались двигателем АЛ-41Ф1. Эти моторы являются турбореактивными с форсажной камерой и УВТ. Силовая установка была разработана двигателестроительным заводом «Сатурн» по заказу ОКБ Сухой.

Главным достоинством установки является возможность развития сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Управление двигателем происходит при помощи цифровых технологий. Система зажигания — плазменная. Главным внешним отличием является круглое сопло. У главного конкурента F-22, сопло имеет четырехугольную форму.

Данный мотор уже ранее устанавливался на Су-35С, однако, для Су-57 агрегат был существенно доработан — увеличена силовая тяга, система управления полностью оцифрована и многое другое.

В данный момент разрабатывается еще один двигатель, который носит название «Изделие 30». По мнению инженеров, двигатель будет разрабатываться 10-12 лет. Первые прототипы появились уже в 2016 и тогда же начались испытания. Данный агрегат является полностью новой разработкой. Среди основных новых узлов является вентилятор, система управления и «горячая» часть. Официально первый полет истребителя с новой разработкой состоялся в 5 декабря 2018 года

Вооружение

Основой является авиапушка 9-А1-4071К с 30-мм калибром. Впервые оружие было испытано в 2014 году. Данный вариант является доработкой ГШ-30-1, которая ранее устанавливалась на Миг-29 и Су-27. Су-57 также будет оснащаться самыми новыми УРВВ и УРВП.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя

Авионика

С уверенностью можно сказать, что Су-57 будет оснащаться самой новой радиоэлектронной системой. Помимо системы АФАР, будет еще множество других. Предполагается установка активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций. По словам разработчиков, они будут установлены практически по всему самолету.

Су-57 будет оснащен оптико-электронной локационной системой для обнаружения противников в воздухе. Полусфера ОЛС-50М имеет такое же расположение, как и на Су-27 — перед кабиной пилота со смещение вправо из-за особенности конструкции заправочной штанги. Еще одним новшеством является возможность поворота в противоположную полусферу. Благодаря этому снижается попадание прямых солнечных лучей, а также появляется свойство пониженной эффективной площадью рассеивания.

В планах руководства также интегрировать новую РЛС, которая будет оснащаться АФАР. По плану она должна поддерживать 1526 приемо-передающих модулей. Такое оборудование позволит гораздо раньше обнаружить другой самолет, сопроводить его или нанести удар. Из-за расположения ФАР под наклоном, мощность по наземным целям будет несколько снижена, но при этом будет уменьшен ЭПР истребителя. Данная разработка принадлежит российским инженерам. Она построена на основе арсенида галлия. Управление происходит посредством электроники.

Самолет пятого поколения также будет оснащаться дополнительной РЛС, которая будет располагаться в предкрылке. В функцию радара будет входить контроль волн L-диапазона. Такое расположение узла сделает самолет не только более живучим, но также и помехозащищенным. Еще в функционал РЛС входит возможность раскрытия «невидимых» самолетов. Данные РЛС могут быть установлены в любом элементе истребителя.

Радиолокационный комплекс Ш-121 включает в себя 4 антенные системы.

В данный момент Су-57 оснащается АФАР L-диапазона, X-диапазона, который расположен в носовом отсеке. Также имеется два радара бокового обзора.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя

Комплекс обороны

В основную задачу входит: полный контроль над ситуацией на близком и дальнем расстоянии. Целью комплекса обороны является повреждение системы наведения другого самолета, чтобы максимально снизить шанс атаки.

Самолет включает в себя множество датчиков и систем, которые в случае атаки улавливают информацию и передают ее пилоту. Самолет, в свою очередь, задействует постановку помех. Вся информация продублируется на экране.

С каждой новой версией самолета, его управление улучшилось. Пилоты современных истребителей должны обладать всей необходимой информацией о наземной и воздушной обстановке. Одна часть данных собирается с борта самолета, а другая с наземных средств.

В комплекс обороны входит система «электронного пилота», которая помогает летчику ориентироваться в пространстве, помогая выбрать самый оптимальный вариант действий. Однако пилот сам может внести изменения в систему.

Малозаметность

Малозаметность — это один из самых основных критериев, который прорабатывается в первую очередь для Су-57. Малозаметность — это та самая система, которая необходима любому самолету пятого поколения. Помимо этого, истребитель должен обладать возможностью обнаружения других самолетов по разным критериям.

  • Су-57 подтверждает скрытность благодаря форме, поглощающими или отражающими радиоволновыми материалами и так далее. Многие подвижные элементы, например, кромки крыла, могут двигаться только в строго заданных направлениях, которые имеют свои ограничения.
  • Конструкция Су-57 исключает любое аналогичное расположение элементов под углом в 90 градусов. Это помогает избежать эффекта уголкового отражателя. Самолет спроектирован из таких материалов, которые поглощают или отражают сигналы.
  • Вооружение истребителя частично спрятано в специальных отсеках. Это сделано для того, чтобы снизить заметность. Полностью убрать незаметность невозможно, так как любой сигнал, хоть и слабый, но он может вернуться к источнику и передать какую-либо информацию. Характеристика сигнала обозначается, как ЭПР. Именно снижение показателей ЭПР и является основной задачей для уменьшения заметности. Показатель ЭПР зависит от направления и цели, откуда исходит сигнал.
  • Для зрительной маскировки фюзеляж окрашивается в камуфляжный цвет. Окрас может быть деформирующий или защитный. Целью последней является слияние с фоном. Деформирующая окраска позволяет искажать габариты самолета.

Важную роль в малозаметность играет полученная информация о потенциальном противнике. Кто первый получит информацию, тот и будет контролировать ситуацию.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя

Истребитель Су-57: технические характеристики

В данный момент самым распространенным мотором является турбореактивный двухконтурный, имеющий форсажную камеру и управляемый вектор тяги, который можно регулировать в двух плоскостях. Модель — АЛ-41Ф1, установленная на первые 10 серийных истребителей и тип 30, который в данный момент дорабатывается.

  • Технические характеристики

Максимальная тяга составляет 9×9500 (11000) кгс. При форсаже тяга возрастает до 2×15000 (18000) кгс.

Длина истребителя 19,7 м
Высота 4,8 м
Размах крыла 14 м
Масса 18,5 т
Полная снаряженная масса 30,61 т
Максимальная взлетная масса 37 т

 

  • Летные характеристики
Максимальная скорость 2600 км/ч
Крейсерская скорость без форсажа 2100 км/ч
Дальность полета 4300 км
Дальность полета на сверхзвуковой скорости 2000 км
Максимальная высота 20 км
Требуемая длина разгона 350 м (100 м)

Сравнение самолетов пятого поколения

Главными конкурентами российского Су-57 является американский F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Су-57 F-22 Raptor F-35 Lightning
ЭПР 0,005-0,5 0,005-0,3 0,001-0,1
Масса пустого самолета 18 500 кг 19 700 кг 13 300 кг
Масса при взлете 37 000 кг 38 000 кг 31 800 кг
Максимальная скорость 2500 км/ч 2100 км/ч 1900 км/ч
Крейсерская скорость 2100 км/ч 1850 км/ч 1300 км/ч
Средняя дальность полета 2700 км 1900 км 2200 км
Боевая нагрузка 10 000 кг 9 000 кг 7 700 кг
Вооружение 10 внутренних ракет и 6 внешних 8 внутренних ракет и 4 внешних 4 внутренних
Дальность обнаружения целей для истребителя 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Дальность обнаружения целей для истребителя 5-го поколения 90 км 90 км 110 км

Если сравнить технические характеристики, то во многом российский самолет превосходит американца. Тяговитость двигателя на 10% больше, чем у американского конкурента. Су-57 способен пролететь с крейсерской скоростью до 2700 км, а F-35 — 2500 км.

Американский вариант превосходит Су-57 по площади рассеивания. Однако этот недостаток компенсируется более хорошей маневренностью и скоростью изменения вектора тяги.

По количеству ракет российский самолет также превосходит американские аналоги. 16 штук против 12 у Raptor.

Если представить схватку F-22 и Су-57, то можно предположить, что американец первым найдет российский самолет и выпустит по нему ракету. Благодаря более высокой скорости и хорошей маневренности, российский самолет сможет увернуться и направить ракету в ответ. Исход боя зависит только лишь от пилотов. При равных условиях у F-35 гораздо меньше шансов на победу, так как у него низкая скорость полета, плохая маневренность и немного ракет.

Самолет СУ-57: характеристики истребителя
Самолет пятого поколения СУ-57

Эксплуатация

8 февраля началась опытно-боевая эксплуатация Су-57. 22 февраля в Сирию были отправлены 2 истребителя, которые продолжили там испытываться. С того моменты было выполнено более 10 полетов. Уже существует третий самолет, который тоже испытывается.

Модификации

Существует экспортная модификация Су-57. Изначально ее хотели приобрести Индия, но также были предположения о продаже самолетов в другие страны. В данный момент экспортную модификацию желает приобрести Перу и Вьетнам.

Заключение

При разработке самолета возникали некоторые сложности — отток квалифицированных специалистов и недостаточное финансирование. Однако самолет все равно был создан в короткий срок. Использование современного оборудования смогло поднять истребитель на самые высокие строчки рейтинга. С 2018 году началось серийное производство и в 2019 году первая эскадрилья заступит на стражу страны.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Су-57 - редкое гавнище

    Денег на серийное производство уже не будет. Индусы заявили что это говнище нихуя не стелс, авионика и радары нихуя не соответствуют 5-му поколению и вообще пошли (x) со своим дерьмом.

    Не соответствует пятому поколению. Индия вышла из программы FGFA

    ВС Индии официально вышли из программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), в рамках которой планировалось совместно с Россией разработать боевой самолёт пятого поколения на базе Су-57.

    В октябре прошлого года командование ВВС Индии потребовало закрыть FGFA. В начале апреля текущего года представители Минобороны Индии совершили официальную поездку в Россию — одной из обсуждавшихся тем стал выход Индии из программы.

    В ВВС Индии считают, что российский Су-57 не отвечает заявленным требованиям скрытности. Кроме того, индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам пятого поколения. При этом индийские военные заявляют, что позже могут пересмотреть свои планы относительно программы FGFA или же будут закупать серийные образцы Су-57, если характеристики его финальной версии будут удовлетворять требованиям Минобороны Индии.

    1. Сергей

      Не…. ну если индусы заявили…то тогда канешна…..кто ж будет спорить… ;-) :razz: :o :idea: :grin:

    2. ХВАТИТ ПОРОТЬ ЧУШЬ.

      Из программы Индия вышла ещё на этапе разработки самолёта, когда было готово всего несколько прототипов. Главные вопросы вызывал двигатель, которого не было (на самолёт установили двигатель от Су-35). Сейчас уже готов двигатель второго этапа, что означает, что проблема с ним устранена. Единственной “зацепкой” является якобы несовершенная авионика. Но авионика либо будет от Су-35, который является одним из лучших истребителей мира (и это оспорить у вас не получится), либо уже разработали новую (что более вероятно). По скрытности самолёт немного отстаёт от своих аналогов, но он получил большую маневренность и скорость (с двигателями 2-го этапа), что немаловажно для самолётов 5-го поколения (напомним, что у F-35 эти характеристики “хромают”, как и многие другие). К тому же покупкой Су-57 заинтересованы китайцы, у которых уже есть собственный самолёт 5-го поколения, а значит свои достоинсва у Су-57 есть. И хватит говорить, что всё русское “дерьмище”, так как характеристики большинства современной российской техники на уровне и даже у некоторый выше, чем у аналогов. А вот политический строй России, разложение общества и т.п. можете обсирать сколько вам угодно.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: