Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте

Война с гитлеровской Германией преподнесла вооруженным силам Альбиона множество сюрпризов. С противотанковыми минами британцы, разумеется, сталкивались, но их массовое использование на черном континенте было для них в диковинку. Действовать пришлось оперативно: англичане придумали противоминные тралы иногда совершенно ужасной внешности.

Первые бои между британцами и войсками Муссолини состоялись в Абиссинии, в которых противники использовали мины, но эффект от них был незначительным.

На противотанковые итальянские мины Б-2 и В-3 «напоролась» часть танков, незначительно затормозив продвижение английских подразделений, а от британских мин погибли жираф со слоном. Подумав, что незачем понапрасну губить представителей местной фауны, британцы разобрали минное поле из-за низкой эффективности.

В Абиссинии английское Инженерное подразделение приобрело начальный опыт обезвреживания мин, а попутно протестировал в действии простейшие приспособления разминирования. Один из импровизированных тралов являлся бочкой, нацепленной на ось, к которой прикрепили что-то вроде «гребня» для выкапывания мин из почвы. Все приспособление крепилось к конной упряжке, передвигавшейся по минному заграждению, доставая мины из грунта.

Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте

Вместе с тем более грамотным врагом стали гитлеровские подразделения, применявшие в т.ч. противотанковые «сюрпризы» (такие, как T.Mi.35 разнообразных видов). В ответ англичане постарались создать собственный аналог подобных мин, дав им индекс Mk.II. Британские изделия брали не столько качеством, сколько численностью.

Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте

Преследуя друг друга в Северной Африке, немцы и англичане обороняли свои позиции, привлекая минеров. Поскольку проходить минные заграждения они все-таки были должны, то конструкторы из Альбиона разработали «предка» цепного трала.

Прообраз работал на базе 2 грузовых машин «Форд». С одной из них удалили мотор и прикрепили на шасси второго автомобиля. Цепной трал являлся барабаном с приваренными к нему цепями. Он монтировался на выносном креплении перед машиной и приводился в действие посредством мотора 2-го автомобиля. Цепы начинали вращаться, били по грунту, провоцируя взрыв заложенных фашистами «сюрпризов».

Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте
«Матильда Скорпион»

Первый образец «Дурбан Мк1» (наименование получил в честь родного населенного пункта конструктора-создателя – Абрахама Дю Туа) обладал серьезными минусами: низкой защищенностью шофера от осколков мины и тяжелым весом конструкции, что снижало скорость перемещения.

Следующий вариант цепного трала, созданный офицером Гриллингом («Скорпион Мк2») был установлен на шасси бронемашины «Матильда».

Его создали в ограниченном количестве (было выпущено две дюжины подобных конструкции, благополучно использовавшиеся британцами во время сражений в Африке).

Создатель «Дурбана Мк1» к этому времени был быстро отозван в Великобританию, где довел мысль о создании специальной саперной бронемашины до закономерного конца. Этот транспорт получил наименование «Матильда Барон» и изготавливался в 3-х вариантах.

Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте
«Матильда Барон»

В армии в процессе десантирования в Нормандии активно использовались «Шерман Краб» – цепные тралы сконструированные на основе бронемашины М4. Это стало апогеем эволюции быстрого разминирования (это началось благодаря опытам 8-ой армии).

С тралами каткового типа оказалось лучше, но ненамного. Первая версия трала АМРА, появившаяся в 1937 г., вышла не очень комфортной: при детонации уничтожались зубцы катка, приходилось разбирать все приспособление. Ремонтировать конструкцию англичане были вынуждены долго. «АМРУ» объявили не очень хорошей, но 140 подобных моделей создали для страховки…оставив их в Великобритании.

Цепные чудовища: использование английских противоминных тралов на знойном континенте
«Валентайн AMRA»

Прошение на поставку подобной техники не принесло результата, поэтому конструкторы продолжили создавать тралы из «подручных материалов». Бронемашина «Scarab tank» («Скарабей») являлась версией танка «Matilda» с катковым эрзац-тралом, сконструированным из бочки объемом в 44 галлона, начиненной железными штырями в бетонной смеси, который заполнял внутренность. Бочка нацеплялась на ось и фиксировалась на выносных валах.

Теоретически данная конструкция, названная «Porcupine» («Дикобраз»), должна была расчищать пуль для атакующих подразделений, или провоцируя детонацию мин своей массой, или выкапывая их на поверхность.

В реальности оказалось, что существует ряд отрицательных моментов: на твердой почве заставить мину взорваться получалось отнюдь не всегда; после малого числа детонаций трал выходил из строя и не подлежал восстановлению или ремонту.

После этого кто-то придумал разместить трал позади грузовой машины «Форд». Шофер был защищен мешком с песком, давая ему возможность спастись в случае наезда на снаряд, а трал ехал по грунту позади автомобиля.

Во время испытаний 2 фашистские противотанковые мины поставили друг на друга, «Porcupine» наехал на «сюрпризы», произошел взрыв, и…часть трала откинуло на «Форд». Последний ремонту уже не подлежал. Однако когда гитлеровцев выбили со знойного континента на подобных машинах саперы ездили по самым опасным и непроверенным участкам.

Позже появились плуги для поднятия мин на поверхность, ряд моделей цепных и катковых тралов, подрывные заряды для оперативного обезвреживания и другие достижения саперной смекалки. Но все перечисленное могло бы и не появиться, если бы в Африке не проводили опыты, используя кустарные плуги для разминирования.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: