В шаге от апокалипсиса: как развязать Третью мировую

Один добросовестный военнослужащий приказал отправиться в небо самолетам с атомными боеголовками на борту. Связь с их экипажами отсутствовала. Так едва не был развязан новый мировой военный конфликт. Дело в том, что в 1950-60-е годы на базах США царила полная неразбериха.

Тактические самолеты с атомным оружием

Во второй половине 1950-х годов американцы решили провести проверку ряда своих баз с ядерным вооружением. Итоги оказались поразительными. Выяснилось, что устав службы здесь настолько недоработан, что новая мировая война не началась только чудом.

В качестве примера можно взять базу США в Южной Корее. Тут находится 12 перехватчиков-бомбардировщиков Ф-100. Каждый истребитель несет водородную бомбу Mark 28. Мощность одного подобного снаряда способна превышать 1 000 000 тонн.

В шаге от апокалипсиса: как развязать Третью мировую
Подвеска бомбы Mark 28

Что же произойдет в случае нападения? Связь с Японией, где располагался штаб армии США, из-за погоды нарушается практически ежедневно. До Советского Союза же совсем недалеко. Отсутствует связь во время экстренной ситуации либо поступил сигнал о ядерном взрыве в другом месте? Самолеты с атомным оружием должны немедленно отправлять для атаки.

Де-юре глава базы в звании майора имел право отдать приказ на вылет лишь после прямого распоряжения вышестоящего командования. В действительности это должностное лицо было предоставлено само себе. На нем лежала ответственность за безопасность подчиненных. Если командир базы считал, что есть реальная угроза со стороны противника, то мог отдать соответствующий приказ летчикам.

В шаге от апокалипсиса: как развязать Третью мировую

Вылетев, американские асы находились бы в воздухе, дожидаясь дальнейших распоряжений. Здесь было 2 варианта развития событий: либо им приказывали начинать атаку, либо пилоты не получали никаких сообщений и возвращались обратно. Так было в теории.

На практике же, чтобы не допустить какого-нибудь ЧП, пилоты практически никогда не взлетали с атомным вооружением на борту. Летчики даже не выруливали самолеты на ВПП, а лишь включали двигатели, чтобы убедиться, что воздушные суда заводятся. Иначе говоря, услышав распоряжение взлететь, они сразу бы догадались, что произошло нечто из ряда вон выходящее. И всерьез встревожились бы.

Угроза начала Третьей мировой усиливалась за счет того, что в ходе испытаний в Лос-Аламосе выяснилось, что у водородных бомб типа Mark 28 отсутствуют меры защиты от т.н. «однотечного взрыва». Как правило, подобный снаряд опасен лишь в том случае, если все его детонаторы будут активированы одномоментно.

Однако в строении Mark 28 были слабые участки – «углы». Это места сближения ряда взрывчатых зарядов. Попавший туда осколок снаряда либо пуля могли спровоцировать катастрофу. В связи с этим в случае ЧП при взлете существовал риск радиоактивной утечки, слабого или сильного взрыва.

Можно представить следующую картину: встревоженные летчики поднимают машины в небо и замечают, что на базе произошел мощный взрыв. Связь с землей отсутствует. По словам офицеров, в подобной ситуации пилоты полетели бы атаковать потенциального противника. Чтобы развязать ядерный апокалипсис, требовался бдительный начальник базы, желающий спасти собственных подчиненных.

Положение в SAC

В стратегической авиации ситуация была не лучше. На бумаге процедура выглядела прилично. В воздушном судне дежурного летчика либо у самого пилота имеется конверт. На нем написано 4 числа. При возникновении экстренной ситуации асу приходит радиооповещение из 8 цифр. Летчик сверяется с конвертом, числа на нем одинаковые с первыми 4-мя пришедшими в сигнале по радио.

Затем пилот открывает конверт и сопоставляет числа внутри с другими 4-мя. В случае полной идентичности цифр снаружи и внутри, летчик отправляется в атаку.

На практике же для всех воздушных судов, находящихся в состоянии полной боевой готовности, числа в шифре являлись одинаковыми. Коды изменяли весьма нечасто. Иначе говоря, любой летчик от нечего делать мог открыть конверт, попросить по радио землю сверить цифры. Последние, разумеется, совпадали. Значит, можно отправляться для бомбардировки СССР.

В шаге от апокалипсиса: как развязать Третью мировую
Кадр из фильма «Гарантия безопасности»

В 1962 г. была снята кинокартина «Гарантия безопасности». Согласно сюжету, из-за технических проблем целая воздушная флотилия «бомберов» с ядерным оружием на борту получила ложное распоряжение атаковать российскую столицу. Сообщить летчикам, что это сбой аппаратуры, а не начало войны, не получалось.

В реальной жизни отменить распоряжение начать атаку было невозможно – устав SAC такого попросту не предусматривал.

Голь на выдумки хитра

С процедурой запуска МБР дела тоже обстояли неважно. Формально отправить в полет ракету Minuteman было возможно только после согласованного приказа 2-х центров управления.

В реальности же военнослужащие в 1960-х годах ориентировались на то, что неприятель разрушит один из них. Таким образом, если какой-либо центр не подтверждает приказ, то через некоторое время другой имел возможность в одиночку отдать соответствующее распоряжение. При этом порой действовали незамедлительно.

В шаге от апокалипсиса: как развязать Третью мировую
Пульт запуска Minuteman III

Однако пульты Minuteman были оснащены электронной защитой, и без прихода определенного кода МБР не могла вылететь. Но хитроумные военнослужащие стратегической авиации придумали способ обойти данную проблему: на пультах запуска ввели примитивный шифр – 00000000. Об этом долгое время не подозревал даже руководитель американского министерства обороны.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: