​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции

МИ-8 – многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторским бюро Миля. В проектно-технической документации, эта машина проходила под рабочим индексом «Изделие №80». В классификации стран НАТО, МИ-8 обозначается Hip, что переводится, как «Бедро». Нужно отметить, что эта машина стала самым распространённым двухдвигательным вертолётом в истории мировой авиации. В рамках серийного производства было выпущено 12 000 машин. МИ-8 использовался для нужд гражданской авиации, принимал участие в военных конфликтах. Познакомимся с этой уникальной многоцелевой машиной более детально.

История создания

Свой день рождения МИ-8 празднует 20-го февраля 1958 года. Именно в этот день Советом Министров СССР было принято решение о создании среднего вертолёта. Техническое задание было сброшено специалистам конструкторского бюро Миля. Предполагалось, что новая машина заменит технически устаревший вертолёт МИ-4. В ходе работ над проектом было принято решение отказаться от силовой установки поршневого типа, установив турбины. Звездообразные моторы занимали большую часть фюзеляжа и «скрадывали» пространство грузовой кабины. Недостатки подобной компоновки были ярко продемонстрированы вертолётом МИ-8.

Примечательно, что заказчиками новой машины одновременно были представители военной и гражданской авиации. В результате, Миль начал разрабатывать многоцелевую машину, предназначенную для пассажирских перевозок и выполнения военно-транспортных задач.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции
Вертолет Ми-8

Первый опытный образец был подготовлен к испытаниям в гражданском исполнении, и был рассчитан на перевозку 18 пассажиров. Машина комплектовалась одним одновальным турбовинтовым двигателем, серии АИ-24, который оснащался закольцованной камерой сгорания и 10-ступенчатым компрессором осевого типа. Вертолёт получил название В-8, и впервые поднялся в воздух в июле 1961 года.

Доработанная модель В-8А была создана в сентябре 1962 года, и оснащалась уже двумя турбовинтовыми двигателями ТВ2-117. Кстати, именно этими двигателями оснащались серийные машины. Схема работы силовых установок была построена таким образом, что при отказе одного движка, автоматически увеличивалась мощность второго. Благодаря этой особенности, вертолёт не терял скорости и управляемости, что позволяло избежать катастрофы при возникновении нештатных ситуаций.

После лётных испытаний прототипов. Конструкторским бюро Миля был создан военный транспортник, на который устанавливалось пулемётное вооружение, и машина для перевозки членов правительства. С учётом всех выявленных недостатков был создан 5-й опытный образец, который был признан эталонным и поступил в серийное производство. Произошло это событие в 1965 году.

Конструктивные особенности

Вертолёт МИ-8 построен по классической одновинтовой схеме: несущий винт 5-лопастный, рулевые винты оснащены тремя лопастями. Крепятся лопасти несущего винта шарнирным соединением, в горизонтальной, вертикальной и осевой плоскостях. Лопасти цельнометаллические, выпускаются в виде полого лонжерона, выполнены из облегчённого алюминиевого сплава. Отметим, что каждый лонжерон штатно комплектуется системой безопасности пневматического типа, сигнализирующей о повреждениях.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции

Рассмотрим основные элементы конструкции.

Трансмиссия

  • Три редуктора: главный, промежуточный и хвостовой;
  • Тормозная система;
  • Хвостовой вал;
  • Приводной вал.

Фюзеляж

Цельнометаллический корпус, представляющий собой полумонокок с переменным сечением и работающей обшивкой. Фюзеляж состоит из следующих частей:

  • Носовая;
  • Центральная;
  • Хвостовая балка;
  • Поперечная балка с обтекателем.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции

Шасси

Трехопорная неубирающаяся конструкция. Передняя стойка саморегулируется в процессе полёта, чтобы вертолет не касался хвостовым винтом земли, предусмотрена дополнительная опора в хвостовой части фюзеляжа.

Системы

Конструкция вертолета включает следующие системы:

  • Управление – построено на изменении тяги основного и хвостового винтов, оснащается гидроусилителем;
  • Гидравлика – подразделяется на основной и дублирующий канал, давление рабочей жидкости в каждом контуре нагнетается насосными станциями НШ-39, сочленёнными с главным редуктором;
  • Топливная – прокачивает горючее к двигателям и обогревателю;
  • Противопожарная – обслуживает три ключевых модуля: редуктор, обогреватель, оба двигателя;
  • Противообледенение – защищает лопасти, воздухозаборники, стёкла;
  • Отопление и вентиляции – обогревает сливные краны, обдувает стекла и блистеры пилотской кабины, подаёт воздух экипажу и в грузопассажирский отсек;
  • Энергосистема – питание электросистем и оборудования обеспечивается двумя генераторами, работающими от силовых установок.

Тактико-технические характеристики

  • Длина машины – 25.2 метра;
  • Конструкционная масса – 6.6 тонн;
  • Грузоподъемность подвески – 3 тонны;
  • Загрузка горючим – 2.8 тонны;
  • Дальность полёта – 445-500 км;
  • Номинальная скорость – 250 км/час;
  • Потолок высоты – 4.7 км;
  • Производительность двигателя – 1 700 л.с.;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Загрузка пассажирского отсека – 18-30 человек.

Нужно уточнить, что приведённые параметры актуальны для первых модификаций этой вертушки. Более поздние версии прошли глубокую модернизацию. В частности, эти винтокрылые машины оснащались более производительными двигателями ТВЗ-117, с заявленной мощностью 2 500 «лошадок». Это агрегаты с воздушной системой запуска и 12-ступенчатыми компрессорами.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции

Участие в боевых действиях

МИ-8 проходил боевое крещение почти по всему миру. Эти вертолеты принимали участие в вооружённых конфликтах на территориях:

  • Египта;
  • Израиля;
  • Ливана;
  • Сомали;
  • Абхазии;
  • Карабаха;
  • Ирака.

Однако советские пилоты открыли для себя возможности этой машины только в Афганистане. Затяжная война в высокогорных районах диктовала свои условия, к которым приходилось приспосабливаться с ходу, наплевав на должностные инструкции. МИ-8 уходили в крен на 90 градусов, разворачивались, словно боевой истребитель, уходили в экстремальное пикирование.

Этот опыт пригодился пилотам и во время войны на Кавказе. Например, в ходе второй чеченской компании, полковник Владимир Алимов смог вытащить на МИ-80 35 солдат и офицеров, окруженных боевиками. Эвакуация проходила под шквальным огнём, и в небо вертушка поднялась с сильным перегрузом. На базе в фюзеляже вертолета насчитали 90 пробоин. За этот подвиг Владимиру Алимову вручили звезду Героя России.

Модификации МИ-8

Многочисленное семейство этих винтокрылых машин можно условно разделить на несколько целевых групп.

Опытные образцы

Это В-8 и его последующие модификации с кодовыми обозначениями А, АТ и АП. Всего было подготовлено 4 опытных образца. Пятая машина, построенная с учётом выявленных недостатков, стала первой в серийном производстве.

Пассажирские версии

Сюда входят:

  • МИ-8П – 28-местный вертолёт с иллюминаторами квадратной формы;
  • МИ-8ПА – улучшенная версия предыдущей модели;
  • МИ-8ПС – вертолёт с пассажирским отсеком повышенной комфортабельности;
  • МИ-8ТП – спецзаказ, созданный для транспортировки международных наблюдательных групп и комиссий;
  • МИ-172 – коммерческий транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров.
​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции
МИ-172

Транспортники

  • МИ-8Т;
  • МИ-8ТС.

Многоцелевого применения

Это довольно разнообразная группа, представленная следующими машинами:

  • Минный заградитель;
  • Амфибия берегового базирования;
  • Для ночных полётов;
  • Удлинённая версия (не выпускался серийно);
  • Транспортно-пассажирские модификации;
  • Экспортные модели.

Вертолёты спецназначения

Сюда входят:

  • Технико-эксплуатационная часть;
  • Топливозаправщик;
  • Поисково-спасательный вертолет;
  • Для тушения лесных пожаров;
  • Командно-штабные вариации;
  • Корректировщик артиллерийского огня;
  • Станция теленаблюдения;
  • Для проведения химико-радиационной разведки;
  • Метеостанция;
  • Для ведения тактической разведки;
  • Для поиска спускаемых космических модулей;
  • Воздушный разведчик;
  • Радиоперехватчик;
  • Для перевозки VIP-персон;
  • Постановщик дымовых завес;
  • Для выполнения задач в арктических условиях.

Военно-транспортные

Эти машины предназначены для переброски личного состава войсковых подразделений, грузов различного назначения. Отметим, что груз может размещаться не только в транспортном отсеке, но и на внешней подвеске. Машины могут оснащаться приборами ночного видения и вооружением, не уступающим по огневой мощи ударным вертолетам МИ-24.

Эта линейка пока представлена двумя многоцелевыми вертолётами: МИ-171Ш и МИ-17В-5.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции
Вертолет для спецназа МИ-171Ш

Вооружение

Несмотря на то что первые партии МИ-8 поставлялись в войска исключительно в транспортном варианте начиная с 1968 года, вертолет получил бортовое вооружение, и довольно мощное. В частности, внешние консоли оснащались блоками 57-миллиметровых неуправляемых ракет. Кроме этого, вертолёт мог нести до 1.5 тонн бомб. В условиях Афганской войны, МИ-8 стал оснащаться танковыми пулемётами.

В полном обвесе, машины выглядели очень грозно, и когда вертолеты пролетали над частями афганской армии, командирам приходилось долго собирать перепуганных новобранцев, большинство из которых никогда не видело боевых вертолётов.

Помимо вооружения, на вертолетах было усилено бронирование, однако, этот нюанс негативно повлиял на лётные характеристики. Вес машины заметно возрос, поэтому заметно снизилась дальность полёта. Несмотря на усиление защиты, советские войска теряли в Афганистане порядка 30 вертолетов Миля ежегодно.

​​Вертолет Ми-8: обзор ТТХ и конструкции

Страны-эксплуатанты

Вертолеты МИ-8 получили широкое распространение по всему миру. В частности, эта техника стоит на вооружении армий следующих стран:

  • Азербайджана;
  • Алжира;
  • Аргентины;
  • Армении;
  • Афганистана;
  • Белоруссии;
  • Болгарии;
  • Венесуэлы;
  • Вьетнама;
  • Гвинеи;
  • Ирана;
  • Ирака;
  • Казахстана;
  • Египта;
  • Индонезии.

Всего эти машины эксплуатируются на территории 82-х мировых держав. Здесь нужно уточнить, что в большинстве стран МИ-8 не является основным вертолётом. В некоторых случаях, речь идёт о 2-10 машинах, использующихся для гражданских и военных целях.

Интересные факты о МИ-8

Приведём несколько интересных фактов, связанных с эксплуатацией этих винтокрылых машин. Знаете ли вы, что:

  • Сразу после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС, к месту техногенной катастрофа прибыли военные вертолётчики. Ситуация была плачевная, и не исключалась вероятность повторного взрыва. Чтобы исключить подобный риск, было принято решение засыпать повреждённый реактор песком. Сделать это можно было только с воздуха. Сбрасывали песок с вертолётов МИ-8.
  • Модификация МИ-8АМШТ-ВА были адаптированы для работы в условиях экстремально низких температур. Для этого на машине были предусмотрены специальные чехлы, для защиты от ветра. Кроме этого, у этих моделей была улучшена теплоизоляция кабины.
  • Несмотря на то, что «восьмёрку» разрабатывали для замены Ми-4, здесь всё было не так однозначно. В частности, «четвёрка» проигрывала новым вертолетам по всем техническим параметрам, кроме одного: МИ-4 был высотной машиной. Поэтому в горных районах продолжали использоваться именно «четвёрки», оснащённые ненадежными и вечно подтекающими поршневыми двигателями. Это продолжалось до момента создания модификации МИ-8МП.
  • На базе МИ-8Т был построен вертолёт-амфибия МИ-14. Это уникальные машины, способные осуществлять посадку и взлетать с водной поверхности. Кроме этого, теоретически такие амфибии могли передвигаться по воде, используя для этого тягу основного винта. В настоящее время, эти машины сняты с вооружения, однако продолжают использоваться для нужд МЧС и гражданской авиации.
  • На базе МИ-8 была разработана модификация МИ-8АМШТ, получившая грозное прозвище «Терминатор». Это транспортно-штурмовой вертолёт, не уступающий по огневой мощи ударные вертушки МИ-24.

Заключение

Сейчас многие считают МИ-8 «старичком». Машина действительно технически устарела, однако, её не торопятся выводить из серийного производства. Машина продолжает эксплуатироваться, и не собирается сдавать своих позиций. Здесь нужно уточнить, что по состоянию на 2015 год, МИ-8 занимал третью позицию в мировом рейтинге по распространенности. Эти машины продолжают модернизироваться, оставаясь востребованными и актуальными в условиях современной авиации.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: