Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?

Атомные ВВС – это перспективное направление! Такое мнение часто высказывали во второй половине XX в. Однако в действительности практически все идеи провалились и сохранились лишь в литературе или играх. Что послужило причиной этого: проблемы с НТП или вмешательство «Гринпис»? Об этом рассказано ниже.

Многообещающий атом

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?
Атомный самолёт (фото из журнала)

Стык 1940-х и 1950-х годов неслучайно именуют периодом атомных технологий. Тогда создавалось впечатление, что еще немного и ядерная энергетика займет господствующую позицию во всех без исключения сферах и сделает жизнь людей гораздо лучше. Особенно многообещающими считались авиамашины на ядерном двигателе.

Поначалу, кажется, что такие самолеты – это прекрасно: отпадает необходимость транспортировать горючее, летать можно на любое расстояние, облегчение строительства воздушных судов колоссального размера.

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?
Необычный дизайн атомного самолета

Трудная дилемма

Однако все отлично лишь в теории. Атомный реактор повышает температуру воздуха и образует тягу. В действительности же появляется ряд проблем.

Существует 2 варианта применения атомного мотора – силовая установка открытого и закрытого типа. В первом случае воздух поступает непосредственно в реактор – с позиций мощности КПД здесь несравненно выше. К числу достоинств такого двигателя можно отнести и сравнительную компактность.

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?
Проект атомного бомбардировщика с силовой установкой открытого типа «Мясищев 60»

Вдобавок это дает возможность сконструировать прямоточные атомные силовые установки с высоким КПД на больших скоростях. Однако имеется один существенный минус – мощная радиация. Никто не хочет облучать собственных летчиков и близлежащую территорию. Установка же обыкновенных двигателей автоматически уничтожает все преимущества от использования атомной установки.

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?
Атомный бомбардировщик с силовой установкой смешанного типа

Если же обустроить воздушные базы специально для атомолетов на необитаемых островах, то это потребует колоссальных средств. Проект окажется нерентабельным.

В ядерной установке второй разновидности температура воздуха повышается через теплообменник. КПД системы закрытого типа ниже, как и радиоактивное излучение. Вдобавок увеличится масса ядерного двигателя. Возникнет проблема защиты пилотов атомолета от радиации.

В установке открытого типа (в соответствии с теоретическими расчетами, как бы это выглядело на практике – неизвестно) КПД такое высокое, что прибавить около 20 т массы на систему защиты от излучения не жалко.

Для закрытой схемы это нерентабельно.

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?

Набор проблем

На стороне атомолетов остается единственный плюс – гигантские габариты. Для стандартной авиамашины увеличение размера с определенного момента становится трудным и нерентабельным. С ростом габаритов и массы самолета повышается и расход горючего. Причем последний увеличивается даже быстрее, чем вес машины.

В результате величина самолета увеличилась вдвое, а размер полезного груза – лишь примерно на 50%. Цена подобного воздушного судна способна оказаться втрое выше, чем у менее крупного самолета. Соответственно, целесообразнее отправить груз на 2 небольших авиамашинах.

На атомолеты данный принцип не распространяется. Безусловно, понадобится установить более мощный реактор. Однако увеличение габаритов и массы атомной силовой установки несопоставимо с ростом резервов горючего для обыкновенных моторов.

С ядерным двигателем повышать размеры будет выгодно, даже при условии применения системы закрытого типа.

Величина авиамашины увеличивается вдвое, а размер полезного груза – втрое и выше. За один полет могут окупиться все расходы на массу теплообменников и экранирование. Однако такое возможно лишь на атомолетах фантастических размеров, крупнее даже, чем «Мрия», «Руслан» или Galaxy. Потребуется машина, которая в 1,5-2 раза больше вышеуказанных моделей.

На первый взгляд, это прекрасное решение, чтобы самолеты с ядерным двигателем могли найти свое место в ВВС. Широкое использование подобных транспортных средств даст возможность уменьшить стоимость доставки груза до уровня морских трансферных рейсов. Это сулит баснословную прибыль авиаконструкторам.

Однако на практике все гораздо сложнее. Дело в том, что ни одна современная инфраструктура не рассчитана на использование таких авиагигантов, даже в самых передовых государствах планеты. Возможно, какая-нибудь страна и смогла бы ее создать, хотя на это потребовалось бы немало времени.

Затратный проект: почему атомолеты так и не увидели неба?
Locheed CL-1201 c размахом крыла в 341 метр

Однако дело не должно ограничиться одним государством. Требуется, чтобы такая инфраструктура появилась во всех индустриально развитых странах. В противном случае, связанные возможностью эксплуатации в 1-2 державах, атомолеты окажутся убыточным и нерентабельным проектом.

Профинансировать такой проект в одиночку не в состоянии даже Америка. В случае успеха баснословные доходы от эксплуатации самолетов на ядерном двигателе покроют расходы лишь через несколько десятков лет.

В военной сфере атомолеты тоже не нужны, т.к. есть более простые и сравнительно дешевые транспортные средства.

Именно из-за нерентабельности, а не из-за происков сотрудников Greenpeace воздушные суда с ядерным реактором не увидели свет. Есть ли будущее у атомолетов сказать трудно. Не исключено, что когда-нибудь люди изобретут технологии, позволяющие использовать их. Пока же они продолжают жить лишь у писателей-фантастов.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: