Железные кони Вермахта: мотоциклы на службе Третьего Рейха

Ценными качествами мотоцикла на войне являются его скорость и маневренность. Именно поэтому в Вермахте было решено сформировать отдельные подразделения мотоциклистов. Это должны были быть высокомобильные батальоны, которые в случае опасности могли совершить марш-бросок между участками фронта для поддержки пехоты, мотопехоты и бронеавтомобильных частей, при этом не вступая в самостоятельные противостояния с превосходящими силам противника.

Разведчикам и связистам

К концу 1941 года были сформированы 16 мотострелковых батальонов. Помимо 900 карабинов, в арсенале батальона также числились до 80 пулемётов, три противотанковых орудия, четыре мортиры и 15 минометов.

Интересный факт: специально для мотоподразделений была разработана собственная система связи при помощи разноцветных флажков и звуков клаксонов.

Немецкими конструкторами была создана целая линейка новых мотоциклов. Лёгкие – «Триумф» и «Виктория», а также более тяжелые модели с коляской – BMW и «Zundapp».

Железные кони Вермахта: мотоциклы на службе Третьего Рейха
Солдат Вермахта спит на коляске мотоцикла Zündapp KS 600

Легкие мотоциклы предназначались для разведчиков и фронтовых курьеров. Для перевозки боеприпасов, минометов и других тяжелых грузов были задействованы модели с большим объемом двигателя (до 800 см³).

Успехи в Европе

Железные кони Вермахта: мотоциклы на службе Третьего Рейха

До вторжения на территорию СССР у новосозданных батальонов был идеальный послужной список. Они прекрасно зарекомендовали себя в Европе. Молниеносная аннексия Австро-Венгрии и Чехии, захват Бельгии и Франции – все эти события не прошли без участия мотострелков.

Наверное, последний значимый и эффективный вклад мотоподразделений был сделан при вторжении в Польшу, а точнее при захвате Тухольской пущи, где приходилось пробираться по бездорожью. Такому отличному результату способствовала сухая и жаркая погода.

Тревожный сигнал

Железные кони Вермахта: мотоциклы на службе Третьего Рейха

Однако уже в Кампиновской пуще у города Кельце всё прошло не так гладко. Местный песчаный грунт оказался непреодолимой преградой для большинства тяжелых мотоциклов. Без привода на коляску они были не в состоянии выбраться из рыхлой почвы. Лёгкие модели с объемом двигателя в 250 – 300 куб см не выдерживали такой нагрузки и постоянно ломались, требовали бережного ухода и тщательного техосмотра.

Последний аккорд

Операция «Барбаросса» была последней, где нашлось применение крупным подразделениям мотоциклистов. В составе танковых и мотострелковых дивизий на Восточном фронте присутствовало около 30 мотобатальонов. Однако практически все они были парализованы непрерывными дождями осени 1941 года. Осадки до нельзя усложнили передвижение по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Поломки участились, и даже самые надежные модели не выдерживали таких условий эксплуатации.

Железные кони Вермахта: мотоциклы на службе Третьего Рейха

Ужасное состояние дорог усложняло доставку необходимых для ремонта запчастей, что ещё сильнее подрывало престиж мотоциклов в армии. А низкие температуры зимой 1941-42 гг. и вовсе поставили под вопрос эффективность мотоциклов: замерзало топливо и смазочные материалы, в разы повышался износ подвижных запчастей, а для поездки даже на небольшое расстояние водителю необходимо было надевать специальный термокомбинезон.

В конечном итоге аналитики посчитали, что гораздо дешевле и эффективнее использовать в армии автомобили. Большую часть двухколёсного парка заменили на легковые машины и «амфибии». Оставшихся «наездников» расформировали и распределили между разведгруппами и частями моторизованной пехоты. А следы последних мотострелковых подразделений растворились под Сталинградом в 1943 году, при разгроме Шестой армии Вермахта.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: