Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия

Кинохроника Великой Отечественной войны сформировала в народном сознании узнаваемый образ мотоциклиста в рядах Вермахта. А насколько были востребованы мотоциклы в РККА? Давайте разбираться.

Советский БМВ

Решение наладить серийный выпуск мотоциклов для нужд Красной Армии было принято ещё в 1940 году. Задачу решили путём наименьших затрат: через Швецию в СССР были доставлены несколько экземпляров BMW R-71 – самой ходовой модели мотоцикла Вермахта.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия
BMW-R71, 1938-1941 гг

«Железный конь» вполне соответствовал требованиям армии и потому немедленно был разобран до последнего болта в Центральном конструкторском бюро мотостроения (ЦКБМ).

Путём детального изучения всех комплектующих (вплоть до химического анализа сплавов) и небольшой модернизации на свет появились чертежи отечественного мотоцикла М-72. Буква «М» в названии была маркером места сборки (Московский мотоциклетный завод), а цифра без особой маскировки говорила о продолжении линейки BMW R-71.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия
Урал М 72 – первый тяжелый мотоцикл СССР

Мотоцикл можно было называть «всесоюзным»: ЗИС производил двигатели, КИМ (современный АЗЛК) — коробки передач, а ГАЗ – выпускал карданные валы и колеса.  Общими усилиями за время войны в армию было поставлено 7 тысяч мотоциклов М-72.

Военный импорт

Отдавая себе отчёт в острой нехватке мотоциклов в армии и неспособности самостоятельно удовлетворить спрос на них (сказывалась заминка, вызванная эвакуацией промышленных заводов за Урал), уже в начале 1942 года в США и Великобританию от лица правительства Советского Союза были направлены предложения о закупке 20 тысяч мотоциклов для нужд Красной Армии. Забегая наперёд, успех моточастей настолько впечатлил Верховную Ставку, что к концу ВОВ количество импортных единиц выросло до 30 тысяч.

Более половины поставленных в СССР мотоциклов были произведены известной уже в то время компанией «Харлей Дэвидсон». Также в СССР поставлялись американские «Индианы», британские «Велосетты» и «Матчлессы».

Импортные «байки» приходили в страну Советов в виде комплекта запчастей и без колясок, так что во время сборки на конвейерах мотоциклы проходили небольшую доукоплектацию.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия

Несмотря на то, что зарубежная техника была более надежна в эксплуатации, в солдатской среде отдавали предпочтение отечественным образцам – ремонтировать в полевых условиях М-72 было намного проще, чем чувствительных к обслуживанию «импортных коней».

Мотоциклы и многозадачность

Мотоподразделения Красной Армии решали крайне широкий спектр задач. Если в Вермахте мотоциклы были задействованы в основном в разведовательной и околоштабной деятельности, то в РККА мотоциклы в документации официально классифицировались как бронетехника.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия
Мотоподразделения Красной Армии

Дабы превратить транспорт в оружие на руль мотоцикла крепили ППШ, на коляску – противотанковое ружье, а в некоторых случаях даже огнемёт.

Более того, как показывала практика, оборудованный коляской мотоцикл становился прекрасным трёхточечным упором для станкового пулемёта. По итогу такой модернизации мотополк становился крайне эффективной боевой единицей.

Восьмой ОМП и его подвиг

Наглядным примером того, каким потенциалом обладали такие воинские соединения, служит история Восьмого отдельного мотоциклетного полка.

Во время битвы за Сталинград в ноябре 1942 года 8-ой ОМП проник в тыл к нацистам и в течение недели, будучи в условиях отсутствия связи с центром и частями фронта, сеял панику и смятение в тылу противника, уничтожая инфраструктуру и живую силу врага.

Были уничтожены семь складов припасов армии Германии, сожжены 247 автомашин, около 500 повозок, 14 танков, 16 самоходных пушек, 11 самолётов и 15 противотанковых орудий противника.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия
Советские офицеры осматривают захваченные немецкие мотоциклы BMW под Сталинградом

На перегоне Сталинград—Лихая было взорвано железнодорожное полотно, уничтожено шесть вагонов с боеприпасами и разорвана линия связи.

В Ростовской области мотоциклисты атаковали аэродром врага и уничтожили на нём девять самолетов. Кроме того, полк освободил из плена 850 человек, из которых были сформированы восемь партизанских отрядов.

Убойная сила: Сталинград, мотоциклы и Красная Армия

Нацисты потеряли убитыми около 800 солдат, 1100 солдат и офицеров противника были взяты в плен. Потери с нашей стороны были минимальны: 26 человек убитыми и 3 «безвозвратно утраченных» мотоцикла.

Вопрос о результативности мотоциклетных частей больше не подымался. Подполковник Пётр Белик, возглавивший данный рейд, был награждён медалью Золотая Звезда, а полк получил почетное звание гвардейского.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: