Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение

На эмблеме российских танковых войск установлен танк ИС-3. Однако боевая машина не отличается выдающимися заслугами в боях, серийным производством или новаторской конструкцией. Тем не менее, он стал символом войск и получил в народе прозвище «щука» за свой соответствующий вид.

Исторические факты

Танк ИС-3 — машина времен советской войны с фашизмом, выпущенная в серию в последние годы ВОВ, но так и не успевшая принять в ней активное участие. Ввиду этого, бронемашина относится к первым послевоенным средствам СССР.

Аббревиатура относится к истории танка ИС-3 и расшифровывается, как «Иосиф Сталин». Первое серийное производство этой версии было запущено в 1943 году и закончилось в 1953 г. Индекс «три» означает модель линейки. Из-за лобовой формы корпуса в народе технику именовали «щукой».

В 1944 году под кодовым названием «Кировец-1» в конце лета начинается модернизация боевой машины. Полная версия испытательного образца была выпущена с завода в мае 1945 году ко дню Победы со следующими техническими характеристиками:

  1. Бронированный агрегат оснащался двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором полуавтоматического вида.
  2. Скорострельность составляла 2-3 выстрела за 60 секунд. Боекомплект орудия насчитывал 28 выстрелов, включая 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных.
  3. На крыше установили пулемет ДШК (12,7 калибр).
  4. Запас хода была рассчитан на преодоление 185 км.
Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение
Советский танк ИС-3 с сорванной башней. Венгерское восстание 1956 года

Тяжелая техника состояла на вооружении у Советской Армии, однако уже в первых боях стало понятно, что машина слабо защищена. Кроме того, претензии вызвала сборка, т. к. трансмиссия часто выходила из строя.

Проблему брони лобовой части корпуса инженеры Опытного Завода решили простым спрямлением верхнего листа. Это и послужило присвоением прозвища «щука». Такой тип носа предложил использовать герой социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич.

С башней также возникли проблемы, т. к. изначально её разрабатывали для установки вооружения калибра 85 мм. Однако после монтажа 122 мм Д-25 башня потеряла равновесие, поэтому качественная защита корпуса стала возможной только после проектирования новой. Весна ´44 года отметилась для конструкционного бюро новой вехой в модернизации ИС-2, наряду с этим создавался новый экземпляр ИЗ-4.

Летом 1944 г. проект получил одобрение, и уже в сентябре появилась первая модель. Вторая опытная версия внутри завода имела прозвище «Кировец-1». Отличие от ИС-2 были значительны, т. к. новый корпус и башня имели сплющенный вид, дополнительно усилили трансмиссию.

Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение
Тяжелый танк ИС-3

Конструктивные особенности и компоновка

Танк ИС-3 наделили стандартной комплектацией с расположенным двигателем на корме. Отделение для управления машиной размещалось в лобовой части корпуса, а боевое подразделение — посредине. Личный состав насчитывал четырех человек — водитель (он же механик), наводчик, артиллерист и командир.

Корпус и башня

В советском танке ИС-3 можно найти несколько отличий от версии № 2 и это касается не только бронированных листов. К примеру, в конструкции отсутствовали литые части. Носовая часть состояла из лобовой брони и 2 листов толщиной 11 см, размещенных в виде клина, вытянутого немного вперед. В нижней части листы имели толщину 9 см и располагались вертикально, а вверху размещались с обратным наклоном под 60 градусов.

Вооружение

Орудия, установленные в старой версии машины, нареканий не вызывали, ввиду этого на модернизированной версии вооружение оставили без изменений. Так, у тяжелой технике был установлен Д-25Т и пулемет ДТМ (7,62 мм). Примечательно, что от орудий для обстрела заднего обзора конструктора отказались.

На башне люка поставили зенитные пушки ДШКМ (12,7 мм) с оптическим прицелом ТШ-17, обладающий четырехкратным зумом. Это позволило проводить обстрел даже с закрытой позиции.

До сих пор военные аналитики не могут объяснить, почему у ИС-3 нет командирской башни, т. к. боевой опыт показывает её необходимость.

Размещение боевых комплектов было также модернизировано. Их располагали по вертикали башни, а некоторая часть гильз хранилась в носу корпуса с обеих сторон от водителя. По-прежнему использовались снаряды БЗ-471 и ЩФ-471.

Устройства наблюдения

Водитель в ходе движения может проводить обзор местности через люк. В боевых условиях в качестве этого используется перископ МК-4. Примечательно, что этот смотровой прибор является копией английского MK.IV, позволяющий проводить круговое наблюдение. Устройство являлось легкоснимаемым, поэтому перед открытием люка механик проводил все манипуляции быстро.

На боевых танковых машинах ИС-3М дополнительно устанавливался прибор ночного видения ТВН-1. Устройство имело пассивное значение, т. к. его место легко занимал МК-4. При этом смотровой прибор водителя получил конструктивные изменения, в ходе которых устранили ненужный круговой обзор.

У остального экипажа также были по одному устройству МК-4, размещенные на крыше башни. Во время проведения модернизации до версии «М3» прибор заменили бинокулярным агрегатом ТПК-1, который имел 1х ил 5х зум.

Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение
Танк ИС-3

Мотор и трансмиссия

Из-за того, что подвижность у старой версии также не вызывала нареканий, то мотор и ходовую оставили без изменений. Дизельный двигатель В-11 отличался от В-2 у старой версии танка только повышенным уровнем надежности, но мощность была аналогичной — 510 лошадиных сил.

Баки для топлива перенесли из боевого отделения в двигательный отсек. При этом 4 бака конструктора включили в общую систему питания (ранее они были вынесены наружу корпуса).

Ходовая

Неизменной в тяжелом танке ИС-3 осталась коробка передач. Четырехступенчатое управление с 8 скоростями обеспечивал демультипликатор. Боевая машина оснащалась подвеской торсионного независимого типа, расположенной между надгусеничными шинами.

Связь

Перископ командира позволял управлять башней через кнопку электрического привода. Во время обнаружения цели, можно было нажать кнопку и развернуть в сторону противника пушку. Связь между экипажем обеспечивалась станцией 10РК-26. К радио подключалось устройство для переговоров ТПУ-4.

К сведению: тяжелые машины модификации «М3» сначала выпускали большими партиями, однако в январе 46 года производство остановили.

Тактико-технические параметры

У данной модели отсутствует прямой прототип, т. к. во время производства не разрабатывались аналоги. Выпуск боевых машин после войны осуществлялся недолго. Хотя у США и Англии на тот момент тяжелые танки находились только на стадии проектировки.

Танк ИС-3 характеристики:

Наименование Параметры Единица измерения
Вес 46 тонна
Длина х Высота 6,0 или 9,8×2,4 метр
Орудия
  • пушка калибра 122;
  • пулемет калибра 7,62 и 12,7.
мм
Толщина брони на корпусе и башне 110, 250 мм
Максимальная крейсерская скорость 40 км/ч
Запас хода 185 км
Возможность преодоления препятствий (стен, ров) 1, 2.5 метр

Очевидно, что танки серии ИС-3 были целесообразной и уместной репродукцией старой версии. У инженеров Опытного Завода получилось увеличить уровень защиты, при этом прибавка к весу была незначительной. Перенос топливных баков в отсек с двигателем также повысили безопасность для личного состава, а размещение боекомплектов стало эргономичнее.

Боевое и другое применение

Бытует мнение, распространенное в старых источниках, что танки ИС-3 не использовались в ходе боевых действий во время ВОВ. Однако именно эти тяжелые машины (52 шт.) в сентябре 1945 года принимали участие в Параде союзной армии, посвященном победе над фашистским гнетом. Находясь в составе армии СССР, вызвали сильный эффект у западных представителей антигитлеровской коалиции.

Кроме того, есть сведения, что ИС-3 применялся в боях против Японии в августе ´45 г. в качестве испытаний вооружения. При подавлении Венгерского восстания в ´56 году также использовали боевую машину. При этом количество потерянных ИС-3 было минимально. Те события стали единственным военным участием в истории, находясь в составе Красной Армии.

Позднее, когда отношения с Китаем были обострены, «щуку» вместе с предшественником, а также танком ИС-4 применяли для усиления границ на Дальнем Востоке. Примечательно, что некоторые машины были зарыты в качестве ДОТ, но ряд тяжелой техники несли боевое дежурство.

Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение
Танк ИС-3 после боя с ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном

Модификации тяжелой техники и машины на его базе

По причине выявлений множества недоработок и дефектов, в 1946 г. собрали комиссию экспертов для проведения анализа. В период с 48 по 52 гг. все ИС-3 были подвергнуты корректировки выявленных недостатков.

В конце 1950-х гг. принимается решение повысить уровень агрегата, придав ему современные технические характеристики. Так, появляется на свет версия ИС-3М, обладающая следующими параметрами:

  • жесткий корпус;
  • мотор В-54К-Ис;
  • орудия ДШКМ и ДТМ;
  • оптический прибор ночного видения ТВН-2;
  • средство для очистки воздуха внутреннего пространства ВТИ-2;
  • узлы подвески были усилены;
  • добавлены новейшие радиостанции;
  • установлено современное электрооборудование.

В качестве модификаций также создали:

  • 3К — версия оснащена дополнительной станцией для радиосвязи З-112 и ЗУ АБ-1-П/30;
  • 3МК — командный прототип с аналогичным оборудованием.

Тяжелый танк ИС-3: эксплуатация и боевое применение

Машины на базе

Невзирая на то, что модернизация значительно повысило надежность и ТТХ у ИС-3, но время, когда его можно было бы использовать в бою, минуло. Поэтому танк после обновления отправили на хранение.

На базе тяжелой машины создали два универсальных агрегата — Объекты № 704 и № 757.

Первый отличался низкой высотой и качественной защитой для советских бронемашин САУ. Однако тесное пространство и большой откат причиняли экипажу массу неудобств. Поэтому агрегат так и не поставили на вооружение в армию. Экспериментальная техника также имела кодовое название ИСУ-152 по образцу ´45 года.

К сведению: техника почти не поставлялась союзникам Красной Армии в рамках Варшавского договора. Два экземпляра в ´46 г. направили в Польшу для анализа конструктивных частей и проведения подготовки инженеров. Затем, танк применялся на параде и в качестве учебной машины до середины ´70 гг.

Второй объект был разработан в ´52 г. и отличался ведением стрельбы противотанковыми ракетами «Рубин», имеющие дальность до 4 км. Однако ракеты были с недостатками, поэтому при появлении Объекта № 772 такое положение привело к тому, что он был изготовлен в одном экземпляре. Этому также способствовал факт морального устаревания тяжелой техники.

Лучшей рекомендацией по использованию ИС-3 за всю его историю является участие в шествие на параде в Германии. Невзирая на то, что это может показаться забавным, всё же вины конструкторского бюро нет. Ведь война закончилась, тяжелая техника стала постепенно уходить в прошлое — менялись взгляды на вооружение и бронемашины. ИС-3, создаваемый, как новаторская версия, отлично справился со своими задачами.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Олег

    Спасибо ИС-3.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: