Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР

В 1920-х годах в первый раз отправились сражаться танки Советского Союза. Как это происходило – рассказано ниже.

Лакомая добыча

КВЖД появилась в северо-восточной части Поднебесной при последнем российском императоре. После революции она перешла в руки советской власти. В 1924 г. ее по инициативе руководства СССР отдали в совместное управление, хотя в Поднебесной тогда активно велась Гражданская война.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Карта КВЖД

Неожиданно в 1927 г. ранее лояльный лидер Китая Ч. Кайши приказал уничтожить коммунистов в своей стране. В 1928 г. маньчжурского полевого командира взорвали в его же эшелоне. Ч. Сюэлян, отпрыск погибшего, решил захватить железную дорогу, которая пролегала по территории Маньчжурии.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Чжан Цзолинь, Чжан Сюэлян и другие милитаристы, 1926 год

Русских работников КВЖД заключили под стражу либо выгнали. На рубеже Советского Союза стали регулярно происходить налеты и вооруженные стычки. Видя происходящие, отечественные артиллерийские орудия, бронепоезда и авиамашины обстреливали батареи Поднебесной, а пешие войска поздними вечерами нападали на гарнизоны китайцев.

Официально никто никому войну не объявлял. Существовали лишь «противоречия», временами перераставшие в настоящие сражения.

Оказалось, что старое оружие РККА крайне ненадежное – орудия заклинивало, 50% ручных гранат элементарно не взрывалось, а пулеметы «Шоша» и «Кольта» после 5-6 очередей прекращали работать.

Тогда элитные подразделения объединили в специальную Дальневосточную армию, выделили ей танковую роту. 17.11.1929 г. она пересекла государственный рубеж. Ее задача заключалась в захвате г. Чжалайнора и станции Маньчжурия на железной дороге.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Блюхер

Возглавлял армию В. Блюхер, который некоторое время назад лично служил в Поднебесной военным советником. Ему была отлично известна специфика китайских военнослужащих.

Когда доблести недостаточно

Чтобы не насторожить врагов, колеса артиллерийских орудий обмотали брезентовыми веревками, на головы коней надели торбы из брезента.

Но быстро захватить вражеские укрепления не получилось. Цели были окруженными траншеями полного профиля, кое-где встречалась даже колючая проволока. Блиндажи из 3 рядов рельсов, бревен и шпал. Все это покрывал толстый слой земли. Пулеметы, бомбометы (предшественники минометов), артиллерийские орудия.

Пробить защиту китайцев решили танками. Советские подразделения отправили в авангард легкие бронемашины «типа М. С.» – далеких наследников участника Первой мировой Рено ФТ-17. Они представляли собой первую подобную бронетехнику, изготовленную в Советском Союзе. Прежде использовали захваченные у врагов танки.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Танки МС-1

Новую технику держали в такой тайне, что даже советским солдатам о ней было неизвестно. Сложилась типичная ситуация – бронемашины разъехались по месту сражения, обогнав пехотинцев более чем на 500 м.

Командующий армией, предвидя провал наступление, распорядился перегруппировать артиллерийские войска, а пешие части должны были сделать привал.

На следующий день бронетехника атаковала эффективнее. За танками следовали пехотинцы. Конная артиллерия, поняв по первым сражениям, что не способна уничтожить укрепления, приближалась и стреляла по амбразурам практически в упор – с расстояния в менее чем 500 м. Любая иная армия перебила бы их, но китайцы не смогли.

Дело в том, что солдаты Поднебесной, проявляя чудеса доблести во время битв, не могли пользоваться пулеметами, орудиями и винтовками. Большинство советских бойцов погибло от бомбометов.

Практически каждую траншею русская армия была вынуждена захватывать штыковой атакой, забрасывать гранатами либо расстреливать из пушек с близкой дистанции.

В результате оборону противника все-таки прорвали – китайцы кинулись в отступление. Их преследовали на 2-х санитарных автомобилях, на которых находился пулеметный взвод.

Теперь требовалось проанализировать итоги сражения.

Великая армия нищей страны

Легкая советская бронетехника была не в состоянии преодолеть широкие траншеи, а потому попросту объезжала такие окопы. 7 танков выбыло из строя.

Вдобавок бронемашинам просили предоставить батареи защиты, радио для связи и картечные снаряды. К сожалению, таких возможностей не имелось, поскольку Советский Союз тех лет являлся нищим государством.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Карта боёв

Иногда командование дивизии обладало единственной легковой машиной, а солдат имел лишь 1 гранату. В состав рот входило 30-40 бойцов.

Артиллерийский инспектор Грендаль был в шоке – советские пушки не разрушили ни одного укрепления либо наблюдательного пункта. У наблюдателей и глав подразделений отсутствовали даже бинокли. По этой причине к амбразурам приходилось приближаться вплотную.

В общей сложности в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге со стороны РККА погибло 190 и получило ранение 792 бойца. Поднебесная сообщила, что у нее было убито 2 000 солдат, а 1 000 военнослужащих была ранена. Еще 8,55 тыс. китайцев попало в плен.

Стычка у железной дороги: военный дебют бронетехники СССР
Бойцы ОКДВА

Красная Армия получила богатую добычу, включая целые вагоны карабинов. Нередко даже специалисты не знали, что за трофейное оружейное чудо попало к ним в руки.

В 1935 г., когда солдаты Страны восходящего солнца оккупировали Маньчжурию, руководство СССР было вынуждено продать железную дорогу.

Участники сражений на КВЖД – командир бригады Рокоссовский и комиссар Романовский – прекрасно проявили себя во время войны с гитлеровской Германией и ее союзниками. От остальных фортуна отвернулась – их казнили.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: