Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф

На веку корабля выпало 3 полноценных военных конфликта, 2 «Оскара». Ему удалось избежать отправки на металл и превратиться в достопримечательность для аквалангистов всей планеты. Далеко не все морские суда прожили такую насыщенную жизнь. Ниже рассказана биография прославленного корабля.

Рождение, боевое крещение и первый «Оскар»

Новое авианосное судно «Орискани» с индексом CV34 заложили на стапелях верфи в Нью-Йорке 01.05.1944 г. На воду авианосец спустили спустя 10 дней после официального завершения Второй мировой.

Доработку временно остановили, но затем возобновили – и судно послужило прототипом проекта SCB-127, позволявшего авианосным кораблям принимать и отправлять в воздух реактивные самолеты-перехватчики.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Авианосец «Орискани»

На вооружение авианосец поступил лишь в 1950 г.

Военным дебютом для корабля стало плавание к северокорейским берегам в 1952 – 1953 гг. Штурмовики «Орискани» успешно провели воздушную атаку на коммуникации армии Северной Кореи, а перехватчики уничтожили 2 МиГ-15.

Потом последовала серия модификаций и усовершенствований, чтобы подтянуть «понюхавшего пороха» авианосца до новых видов используемых авиамашин.

За данный период судно успело принять участие в съемках кинофильма «Мосты у Токо-Ри», сюжет которого вращался вокруг событий войны в Корее.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри»

Между прочим, в 1956 г. кинокартина стала обладателем премии «Оскар» в номинации «Лучшие спецэффекты».

Черная полоса

«Орискани» принял участие и во вьетнамской кампании. В 1965 г. воздушные суда отправлялись на боевое задание с его палубы 12 000 раз!

Потом авианосец привели в порядок в порту Сан-Диего, и уже в 1966 г. корабль возвратился к побережью Вьетнама.

Однако через короткое время на его борту вспыхнуло крупное возгорание: один из членов экипажа, находившийся в ангаре под полетной палубой, ненароком поджег сигнальную ракету и, испугавшись, метнул ее в хранилище к другим ракетам. Пламя распространилось моментально. Погибло 44 моряка.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Пожар на авианосце «Орискани»

Корабль восстанавливали 6 мес. После авианосец отправился в третье плавание к вьетнамским берегам. 29.07.1967 г. «Орискани» пришел на выручку товарищу по несчастью – авианосному судну «Форрестол», где вспыхнуло возгорание из-за случайного запуска ракеты.

В середине осени того же года с палубы авианосца в обычный боевой полет отправился А-4 «Skyhawk», на борту которого находился лейтенант-коммандер Дж. Маккейн. Последний едва не погиб при возгорании на «Форрестоле».

Боевой вылет завершился неудачного. Будущего американского сенатора сбили во вьетнамском небе. Маккейн на 6 лет угодил в плен.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Джон Маккейн (справа внизу) с пилотами

Многое случилось за 8 боевых плаваний к вьетнамским берегам: катастрофы, уничтожение воздушных машин, смерть пилотов… «Орискани» постоянно усовершенствовали для эксплуатации современных самолетов-штурмовиков и перехватчиков. Это длилось до тех пор, пока в 1975 г. не стало очевидно, что его время безвозвратно ушло.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
F-8J «Крусейдер», Ту-95 и авианосец «Орискани» на заднем плане

Обуза

В эпоху ядерных авианосцев усовершенствовать «ветеранов» Второй мировой было чересчур дорого, и в американских военно-морских силах решили отправить их на металл.

Сохранились лишь 4 судна – они стали музеями. Все другие разобрали в 70-е годы, за исключением «Орискани» и «Лексингтона» (последний до 1991 г. являлся учебным кораблем).

Первый же оказался никем не востребованным. Какое-то время «Орискани» интересовались на предмет переоснащения, но при виде стоимости в 520 000 000 $, названной в 1982 г., от данной идеи отказались. Попытка отправить судно в Японию в рамках выставки «Города Америки» возбудила оживление в Конгрессе, но японские коммерсанты подсчитали стоимость и не захотели финансировать проект.

Военно-морские силы сплавили корпус в стартап-фирму «Pegasus International» в Калифорнии и даже доставили корпус на Западное побережье. Однако финансы были израсходованы, и в 1999 г. авианосец возвратили на запасную стоянку ВМС в г. Бомонт (Техас).

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Кадр из фильма «Куда приводят мечты»

В 1998 г. на «Орискани» сняли ряд сцен для кинокартины «Куда приводят мечты». Впоследствии данный фильм тоже был награжден «Оскаром» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».

Похороны «ветерана»

Так бы и покрывался ржавчиной корпус «Орискани» в Бомонте, если бы не проект создания искусственных рифов вдоль всего американского побережья.

В рамках данной программы для привлечения путешественников и аквалангистов, а также восстановления морской среды на малой глубине затапливают устаревшую технику: лодки рыбаков, тягачи, бронетехнику, машины и другой устаревший технический мусор. Это намного надежнее и менее затратно по сравнению с переработкой древних М113 либо разборкой баркасов.

Флорида захотела превзойти другие штаты в этом отношении и превратить в искусственный риф тот самый корабль «Орискани».

С судна удалили оставшуюся жидкость, сняли большую часть изоляционных и полимерных частей. Полностью демонтировали электрическую проводку. Множество дверных проемов было заварено, а для аквалангистов сделали ряд дополнительных отверстий для заплыва внутрь останков судна. Все перечисленные процедуры обошлись американским военно-морским силам в 20 000 000 $.

Яркая жизнь авианосца США «Орискани»: воин, кинозвезда и искусственный риф
Авианосец «Орискани» выходит в Мексиканский залив

17.05.2006 г. (после 2-х лет обсуждений соответствующего вопроса с защитниками окружающей среды) «Орискани» отбуксировали на 24 мили от берега, выровняли кормой на юг, кинооператоры включили камеры, начался обратный отсчет… и подрывники взорвали 2,3 центнера взрывчатки С-4.

Авианосец медленно заполнился водой и опустился на дно – в аккурат на киль.

Судя по всему, корабль долго дожидался своей отправки в последний путь. Вместо ожидаемых 5-8 ч судно затонуло в течение 37 мин. и нашло покой на глубине 64 м в тихих водах Мексиканского залива.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: