Ан-10 и другие: самые опасные пассажирские самолеты СССР

Первые отечественные реактивные воздушные суда длительное время страдали от недостатков, свойственных лайнерам подобного типа. По этой причине они представляли серьезную опасность для своих пассажиров и экипажа. Например, в общей сложности, в авиакатастрофах разбилось 18% всех созданных Ту-104.

Ту-104

Этот лайнер впервые поднялся в небо в 1955 г., а на следующий год стал эксплуатироваться на постоянной основе. В Советском Союзе радовались появлению Ту-104. Рейсы самолета в английскую столицу и Нью-Йорк имели поразительный успех.

В то время лайнер являлся уникальным реактивным пассажирским воздушным судном, поскольку британские de Havilland Comet после серии аварий перестали летать, а Boeing-707 в США лишь планировали начать использовать.

Реактивные авиамашины стали настоящим достижением гражданской авиации.

В частности, быстрота их передвижения была в 2 раза выше, чем у их поршневых предшественников (750-800 км/ч вместо прежних 350-400 км/ч), а расстояние беспосадочного полета увеличилось на 1 500 км. К сожалению, цена этого успеха оказалась очень высокой.

Ан-10 и другие: самые опасные пассажирские самолеты СССР
Ту-104

Первая трагедия с участием Ту-104 случилась 15.08.1958 г. в Хабаровской области. По неизвестной причине лайнер ушел с эшелон, сорвался в штопор и разбился. В ходе расследования катастрофы решили, что самолет на огромной высоте попал в восходящий воздушный поток, замедлился, стал неуправляемым, что и стало причиной аварии.

Никаких уроков из происшествия не извлекли. Аналогичный инцидент произошел 17.10.1958 г., когда в Чувашии разбился другой Ту-104, летевший из китайской столицы в российскую. Совершив промежуточное приземление в Омске, лайнер почти достиг Белокаменной, но сесть ему не разрешили в связи с плохой погодой.

На резервном аэродроме в Нижнем Новгороде случилось то же самое.

Тогда летчики развернулись и полетели в Екатеринбург (в столице Татарстана самолет не мог сесть из-за недостаточной длины ВПП). В небе над Чувашией Ту-104 попал в воздушный поток, поднявший авиамашину на высоту в 13 км, где резко снизилась мощность моторов. Судно сорвалось в штопор и столкнулось с землей.

Не исключено, что и теперь никто не смог бы назвать точную причину катастрофы. Однако командир самолета Г.Д. Кузнецов проявил хладнокровие перед лицом верной смерти и сообщил по радио все обстоятельства катастрофы (бортовых самописцев тогда не существовало).

Произошедшая трагедия стала причиной того, что конструкция рулей высоты подверглась модификации. Вдобавок ввели лимит высоты, который летчики не должны были превышать, управляя лайнером.

Ан-10 и другие: самые опасные пассажирские самолеты СССР
Ту-104

С 1960 г. Ту-104 перестали выпускать, поскольку было налажено производство улучшенных авиамашин. Но в пассажирской авиации эту модель эксплуатировали до 1979 г., пока после аварии во Внуково, причиной которой объявили действия человека, данные самолеты окончательно списали. Правда, в армии Ту-104 еще эксплуатировали.

Это стало причиной очередной трагедии. Дело в том, что 07.02.1981 г. в окрестностях Санкт-Петербурга после вылета из Пулково потерпел крушение лайнер, на борту которого находились руководители Тихоокеанского флота. Они направлялись во Владивосток после штабных учений в Северной столице.

Жертвами аварии стали 50 пассажиров, включая командующего флотом адмирала Э.Н. Спиридонова и 15 высших чинов.

Тихоокеанский флот лишился своего руководства. Следствие пришло к выводу, что катастрофа случилась из-за неверного расположения груза и неправильных действий команды самолета, т.е. во всем обвинили экипаж.

Людей винили в львиной доле аварий с участием Ту-104, случившихся в 60-70-х годах прошлого столетия. Вместе с тем выяснилось, что свыше 35% катастроф произошли из-за технических неполадок.

Лайнер приобрел печальную славу самого смертоносного отечественного пассажирского лайнера, полет на котором стоил жизни 1 140 человек (правда, в авариях с Ил-18 погибло больше пассажиров, но и самолет эксплуатировался гораздо дольше).

Хотя советская авиамашина оказалась не столь опасной, как британский лайнер de Havilland Comet. Дело в том, что разбилось 23% всех использовавшихся английских самолетов данной модели. При этом большая часть трагедий случилась потому, что воздушные суда буквально разваливались во время полета.

Ту-124

Эта модель представляла собой усовершенствованный Ту-104. В самолете осталась компоновка его предшественника, хотя и меньшей величины. Ту-124 обладал экономичными турбореактивными двигателями с 2-мя контурами, которые с того времени устанавливают на всех реактивных лайнерах.

Первый инцидент с этим самолетом случился 21.08.1963 г., когда он экстренно приземлился на главную водную артерию Ленинграда. Тогда всем улыбнулась удача – экипаж и пассажиры не пострадали.

Следующая авария произошла 02.09.1970 г. Лайнер, летевший из Ростова-на-Дону в литовскую столицу, внезапно покинул эшелон и разбился около Днепропетровска.

Ан-10 и другие: самые опасные пассажирские самолеты СССР
Ту-124

Затем, 16.12.1973 г. самолет, совершавший рейс Вильнюс – Москва, сорвался в штопор и потерпел крушение под Волоколамском.

Уже 03.01.1976 г. произошел новый инцидент. Вскоре после вылета из Внуково Ту-124, направлявшийся в белорусскую столицу, рухнул на землю.

В каждой из перечисленных трагедий причина заключалась в технической неисправности.

Последней каплей стало крушение лайнера 29.08.1979 г. в окрестностях Кирсанова под Тамбовом. Самолет сорвался в пике и развалился в небе на части, поскольку на нем было превышение веса. С тех пор Ту-124 списали. В общей сложности, жертвами катастроф с участием этой модели стали 312 пассажиров. Разбилось 9% всех выпущенных авиамашин.

Ан-10

Это первый гражданский турбовинтовой самолет СССР. Грузовой Ан-12 эксплуатируется по сей день. Идентичный ему Ан-10 перестали использовать.

Последний длительный срок считался наиболее вместительным лайнером советской пассажирской авиации. Даже после создания Ту-114 Ан-10 сохранил свою репутацию на расстояниях средней дальности.

Самолету была нужна более короткая ВПП по сравнению с иными отечественными воздушными судами. Этим обусловлена его востребованность и активная эксплуатация. Постепенно Ан-10 подвергался износу.

Ан-10 и другие: самые опасные пассажирские самолеты СССР
Ан-10

Все аварии с участием этой модели объединяет то, что лайнеры буквально распадались в небе на куски. При этом первыми отваливались крылья. Впоследствии оказалось, что они были плохо закреплены. Подобные аварии привели к тому, что Ан-10 приобрел репутация очень опасного самолета.

Хотя за весь период его использования разбились лишь 5 машин гражданской авиации.

Первые две аварии произошли во львовском аэропорту зимой 1959 – 1960 гг. Причины катастроф оказались аналогичны: покрытие льдом при целиком выпущенных закрылках. Не исключено, что тут виноваты люди, поскольку в дальнейшем подобного не случалось.

В 1962 г. лайнер столкнулся с горой около Сочи. Причиной была ошибка авиадиспетчера. Затем Ан-10 целое десятилетие спокойно летали. Две последних идентичных аварии в Луганской и Харьковской области произошли в 1972 г. Жертвами крушения самолета под Харьковом стали 122 пассажира. После этого Ан-10 отлетал свое.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: