Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

БА-10 — бронеавтомобиль, созданный в Советском Союзе в 1938 году. На вооружение автомобиль был принят Рабоче-Крестьянской Красной Армией (РККА) и принимал участие во всех вооруженных конфликтах с 1939 по 1945 год.

История разработки

Первые разработки начались в 1927 году, когда появились документы на прототип БА-27. Изначально планировалось использовать отечественное шасси — АМО-Ф-15, но конструкторы сошлись во мнении, что Форд-АА (на тот момент самый лучший вариант) ставить целесообразнее. В роли силового агрегата выступал четырехцилиндровый мотор с мощностью 50 лошадиных сил. Система охлаждения была жидкостная.

Первоначально у автомобиля была всего лишь 37-миллиметровая пушка, которая не могла наравне воевать против танков. Максимальная защита, которую она могла пробить — это 12 мм броня.

В 1934 году началась разработка новой боевой машины — БА-3, поскольку военное руководство признало, что БА-27 бесполезна. В ходе новых разработок БА-3 получил пушку от танка Т-26. Улучшилась скорость, а также поражение более толстой брони. Был доработан прицельный механизм, благодаря которому точность удалось повысить.

В 1935 году началась сборка бронеавтомобиля БА-6. Вместе с ним же начали производить ГАЗ-ААА. По ходу работы производились разные изменения и уже в 1936 году появилась модернизированная машина, имевшая индекс «М». 1938 год стал решающим для бронеавтомобиля — руководство остановилось на оптимальным варианте БА-10. Свой отпечаток на БА-10 оставил ГАЗ-ААА, от которого было взято шасси и укороченная на 60 см рама.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Конструкция и технические характеристики БА-10

Основные технические характеристики представлены в таблице:

Вес 5100 кг
Длина 4,7 м
Ширина 2,1 м
Высота 2,2 м
Вместительность экипажа До 4 человек
Мощность мотора 50 л.с.
Максимальная скорость по ровной дороге До 53 км/ч
Движение без дозаправки 260-300 км

Кузов броневика БА-10

Кузов изготовляли из катаной стали. Листы между собой соединялись при помощи сварки. Кузов везде имел разную толщину. Низ «зашивался» 4,8 мм листами. Толщина основной части варьировалась от 8 до 9 мм. Лобовая часть с башней имели толщину в 10 мм. Дополнительную защиту от пуль давал разный угол расположения листов.

Также дополнительная защита была топливных баках.

Попасть внутрь машины можно при помощи прямоугольных дверей, расположенных в борту посередине. В машине есть небольшие обзорные окна, которые закрывались специальными бронированными заслонками, оставляя небольшую щель для осмотра. Петли дверей были внутри.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика
БА-10 схема

Салон машины находился сразу за моторным отсеком. Слева находился водитель, а справа стрелок. Для пулеметчика была сконструирована шаровая установка. Водительское лобовое стекло было с бронезаслонкой и обзорной щелью.

Самый главный, боевой отсек находился за кабиной. Крыша была занижена для того, чтобы уменьшить размеры БА-10. Башня могла вращаться по кругу. Сверху был расположен люк, который при открытии откидывался вперед. Его не использовали во время боевых действий, но в спокойных условиях для осмотра местности и высадки экипажа, люк можно было использовать.

В башне имелись небольшие щели для того, чтобы стрелок во время боя мог ориентироваться. Щели можно было закрыть бронированными заслонками.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Вооружение

БА-10 оснащался 45-миллиметров пушкой 20к и 7,62-миллиметровым пулеметом ДТ. Оба орудия вертикально настраивались от −20 до +20 градусов. Сама пушка двигалась от ручного привода. Перископический и телескопические прицелы позволяли с высокой точностью поражать цели. Наводка на или движение оружия осуществлялась стрелком.

Моторное отделение

Под капотом бронемашины находился 3,28-литровый бензиновый мотор с мощностью 50 лошадиных сил при 2200 оборотах. Мотор был карбюраторный с четырьмя цилиндрами. При идеальный дорожных условиях машина разгонялась до 53 км/ч и могла проехать от 260 до 300 км без дозаправки с полным баком.

Конструкция коробки передач имела стандартную для тех времен формулу. Сухое сцепление было с одним диском. Механическая коробка передач (4+1) работала совместно с демультипликатором, главной и карданной передачей. Тормозная система была несколько необычна, так как на передних колесах тормоза отсутствовали. Конструкторы вместо этого сделали центральный тормоз в трансмиссии.

Моторный отсек находился спереди. Капот машины откидывался вперед и мог закрепиться на крыше при помощи усиленных петель. Для доступа к узлам, имелось два небольших капота с обеих сторон, которые поднимались вверх.

Радиатор был установлен перед мотором. Он был защищен бронированным листом. Для того, чтобы воздух мог охлаждать радиатор, были придуманы створки, которые могли настраиваться. Кроме этого, для лучшего охлаждения, были щелевые жалюзи, в которые попадал воздух.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Ходовка

Ходовая часть машины имела три оси с колесной формулой 6×4. Передняя балка была усилена гидравлическими амортизаторами. Задняя — рессорной подвеской, которая выполнялась из полуэллиптических листов.

Колеса автомобиля были сделаны из гусматика. Размер шин составлял 6,5-20. Передняя ось оснащалась односкатными шинами, задние — двухскатными. Преодолевать сложные дорожные условия помогала дополнительная ось, которая располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Такое инженерное решение исключало риск застревания машины, если бы она «села» на днище. При помощи такой ходовой части, машина могла преодолевать 24-х градусные склоны.

При необходимости преодоления очень сложных дорожных условий, можно было установить гусеничные цепи на ведущие задние колеса. Передние колеса защищены закругленными крыльям, а задние плоскими, благодаря чему можно оперативно надеть цепь. Кроме того, плоские крылья позволяют дополнительно установить в автомобиль ящики с запасными частями и инструментом.

Основное оснащение

В ночное время суток использовались бронированные фары. Крепились к кузову кронштейнами. Некоторые модели бронемашины имели радиостанцию. Боевой состав мог общаться при помощи специального переговорного устройства.

Бесперебойная связь обеспечивалась при помощи экранированного электрооборудования.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Тактико-технические характеристики БА-10

Длина 4450 мм Двигатель 4 цилиндра, 50 л.с., жидкостное охлаждение, карбюратор
Ширина 2100 мм Максимальная скорость 53 км/ч по дороге, 20 км/ч по пересеченной местности
Высота 2470 мм Максимальное расстояние До 300 км в зависимости от местности
Дорожный просвет 230 мм Вооружение 45-мм пушка 20к 1938 года выпуска, два пулемета 7,62 мм ДТ-29
Шасси 6×4 Боезапас 49 снарядов для пушки и 2000 патронов на пулемет
Масса 5,1 т Экипаж 4 человека
Броня днища 4 мм
Броня спереди, бортов, корпуса башни От 6 мм

Модификации БА-10

БА-10 имел три модификации, но самыми массовыми являлись БА-10А и БА-10М. БА-10М имел по одному бензобаку с двух сторон на задних арках. На корме была специальная полка для гусениц.

Помимо этих двух моделей также были разведывательные машины БА-10ЖД. Их общее количество насчитывало 43 штуки.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика
Железнодорожный вариант БА-10ЖД

Служба и боевое применение

Данные боевые машины применялись в основном Советским Союзом в Великой Отечественной войне. Однако все-таки машина успела побывать и в других конфликтах. В 1939 году в боях на Халхин-Голе советская армия взяла верх над японской во многом благодаря БА-10. В Советско-Финской войне и при воссоединении Западной Белоруссии и Западной Украины также применялись БА-10.

Перед началом Второй Мировой войны, В РККА и НКВД числилось 2 800 единиц. Часть машин ожидало отгрузки на заводе или были на пути в военную часть.

СССР последний раз использовало эти машины при войне с Японией в 1945 году.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Использование в бою

БА-10 предназначался для прикрытия и поддержки пехоты огнем. Как только началась Вторая Мировая, мог бороться с легкой бронетехникой. Высокая мобильность позволяла использовать машину для разведки.

СССР передал одну партию БА-10 Монголии. Во время боев на Халхин-Голе финны смогли захватить несколько единиц техники, которую в дальнейшем использовали для обучения экипажей.

После окончания Второй Мировой войны, БА-10 были проданы шведам, где они в дальнейшем подверглись модернизации, а затем использовались для обучения экипажей.

Достаточно большое количество машин было захвачено немцами и широко использовались. Машины были на боевом дежурстве в охранных частях, в разведке, для сопровождения, охраны и т.д. В боях под немецкой свастикой чаще всего использовался в контрпартизанской борьбе.

На заметку! БА-10 — это простая и надежная машина, которая неплохо себя показала на Второй Мировой войне. Сейчас несколько таких броневиков стоят в музеях.

Война с Японией

Война с Японией началась 11 мая 1939 года. В самом начале конфликта большая часть БА-10 находилась возле города Халхин Сумэ. Броневики начали использовать в самой ранней фазе войны. С 20 по 25 июня был задействован один из батальонов с поддержкой других броневиков, артиллерии и пехоты. Бои происходили на северо-востоке от Халхин-Голы в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ.

Во время боев, разведка обнаружила японский военный городок, на который в итоге напали. Японцы заняли позиции на крыше казарм и огнем сверху не давали солдатам пробраться дальше. Однако одному командиру удалось пробраться в тыл врага, где он с двумя 76-мм орудиями начал громить казармы. В городке началась паника и такой маневр позволил советским войскам начать наступление. При этом бое было потеряно два БА-10 и один БА-3. 5 машин было повреждено артобстрелом.

Для того времени БА-10 был современной машиной с хорошим оснащением. Благодаря этому они могли почти наравне бороться с японскими танками. 3 июля советские позиции были атакованы 3-им и 4-ым танковым полком, вместе которые насчитывали 70 танков. Около 40 японских бронемашин завязали бой с 9-й мотоброневой бригадой, в которую входило 12 БА-10.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

Рота сначала хотела отступить, но полковник С. Олейник отдал другой приказ. Машины поставили за бархан, чтобы только пушки виднелись и стали ждать. Когда до советских позиций оставалось 800 м, бронемашины открыли огонь. Битва продолжалась 2 часа. В итоге было уничтожено 9 танков. Из 12 советских машин все получили повреждения, но в строю осталось 6.

После первого боевого крещения советские командиры поняли, что:

  1. Если на боевой территории имеются закрытые или полузакрытые позиции, то бронемашину можно использовать даже против танков.
  2. Советская армия столкнулась с японскими танками Тип-89, которые оснащались пушкой Тип-90 с 57-мм осколочными снарядами. Правда, никакого серьезного урона эти танки нанести не смогли.
  3. Японское руководство сделало ошибку, послав танки без артиллерийской поддержки и пехоты. Тем самым они понесли еще большие потери в танках.
  4. Броня японских танков была весьма скудной, так как 45-мм снаряды пробивали ее.
  5. Полузакрытая позиция для броневиков — это идеальный вариант для обороны в случае массового наступления танков противника.

За все время войны с Японией Советский Союз потерял 41 машину. Основными причинами были горючая смесь в бутылках и противотанковая артиллерия. 90% уничтоженных БА-10 были именно по этим причинам. После попадания снаряда или если попадала в броневик бутылка с бензином, то машина достаточно быстро сгорала.

Великая Отечественная война

В самом начале Великой Отечественной войны, броневики использовались, как разведывательная, связная и боевая машина. При атаке БА-10 вместе с пехотой шли на само поле боя. По этой причине СССР нес большие потери. Однако если ими правильно управлять, то советские машины без проблем могли бы справиться даже с немецкими танками.

22 июня 1941 года 6 машин БА-10 отправились на разведку. Ею командовал старший лейтенант Суровцев. В одном из удачных мест Суровцев решил сделать засаду, где расставил машины по обе стороны. Они были так спрятаны, что были незаметны даже с 200 метров.

Утром в 10:00 были уничтожены броневиками немецкие мотоциклисты. Расстояние до них было 200-300 метров. Через 40 минут прямо в засаду на большой скорости направлялся немецкий танк, который первым же выстрелом БА-10 был поражен. Через короткий промежуток времени проезжали еще два танка, и они также были уничтожены. Через 10 минут к подбитым танкам и мотоциклам подошла колонна из 15 танков и мотоциклов.

Броневики внезапно открыли огонь и подбили сразу 3 танка и несколько мотоциклов. От неожиданности немцам пришлось повернуть обратно. Итогом засады стало 6 подбитых машин и множество мотоциклов.

Однако, несмотря на большой успех данных машин, в начале войны происходили и неудачи. В первые месяцы войны большая часть БА-10 была потеряна. Немецкая армия продвигалась всё глубже и когда она была вблизи Ижорского завода, где создавались броневики, производство пришлось перенести на завод в Ленинграде. Он выпустил не один десяток бронемашин, которые защищали Ленинград и в дальнейшем прорвали его блокаду.

Данные машины использовались и в решающих битвах в 1943 году, но в небольших количествах, а именно в белгородском и Харьковском направлении. При битве на Курской дуге присутствовало 8 БА-10 в разных частях фронта.

БА-10 использовались вплоть до окончания войны в Европе. Как правило, они служили средством связи между танковыми и другими частями, охраны штабов. Нередко использовались как командирские машины. В отчете от 15 декабря 1944 года указывалось наличие 14 броневиков.

Бронеавтомобиль БА-10: характеристики советского броневика

БА-10 в Вермахте

В Германии данная бронемашина получила название Panzerspahwagen BA 203. Броневик использовался для передвижения по ЖД путям. Эксперты утверждают, что советский БА-10 не обладал достаточной проходимостью, поэтому немцы использовали его на ЖД путях.

В августе 1941 года у вермахта имелось 4 ЖД модификации.

БА-10 в Финской армии

Финны только в ходе зимней войны, смогли захватить 10 БА-10. Во время всех остальных боевых действий до 1943 года было захвачено 24 машины. Финское руководство приняло решение модернизировать броневики и в них установили моторы от Ford с мощностью в 95 л.с. Две машины оставили для учебных нужд, и они эксплуатировались до 1959 года.

Одна бронемашина прошла модернизацию и была переоборудована под кран, где проработала вплоть до 1978 года.

Завершение службы

Последние боевые действия, в которых машина применялась советскими войсками — это война с Японией. После капитуляции Японии, большую часть БА-10 подарили китайцам, которые использовали ее против войск Чан-Кайши.

Еще одно место, где применялся броневик — это на войне с Кореей.

Заключение

БА-10 являлись полезными броневиками для советской армии. Их использовали, как базу для создания броневиков нового поколения легкого и среднего класса. По официальным данным, из 3500 собранных броневиков уцелело всего 4. Посмотреть на эти машины вживую можно увидеть в музее в Финляндии и в Верхней Пышме в музее «Боевой славы Урала». Один из экземпляров также стоит в Украине в полтавской области на месте гибели М.П. Кирпоноса.

Последним вариантом располагает частный коллекционер в Московской области.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: