Чёрный ящик самолёта: что хранится внутри него и почему он на самом деле не чёрный?

Когда где-либо в мире происходит очередная авиакатастрофа, во всех новостях говорят только о том, как важно побыстрее отыскать бортовые самописцы с самолёта, которые чаще называют «чёрными ящиками» и расшифровать записи с них.  Интуитивно почти каждый человек понимает, что это за устройство. Но очень немногие разбираются в том, как именно устроен этот чёрный ящик.

Чёрный ящик самолёта: что хранится внутри него и почему он на самом деле не чёрный?
Бывают разные, но суть не меняется

Бортовые самописцы (официально они называются бортовыми устройствами регистрации или БУРами) подразделяются на две больших категории. Первая – это речевые бортовые самописцы, а вторая – параметрические самописцы. Уже по самим названиям таких самописцев можно понять, чем они отличаются друг от друга. Есть и комбинированные устройства, в котором одинаково задействованы оба механизма. При этом они часто перекрывают функции друг друга. Это нужно для тех ситуаций, когда один из самописцев может погибнуть в авиакатастрофе.

Бортовой самописец с речевым механизмом фиксирует все переговоры, которые ведут между собой члены экипажа, а также разговоры членов экипажа с авиадиспетчерами на земле. Параметрический чёрный ящик нужен для того, чтобы снимать в режиме реального времени и сохранять показатели всех происходящих на борту и за его пределами процессов и явлений – высота судна, угол наклона, температура на борту и на улице, скорость движения самолёта, уровень давления топлива и пр.

Чёрный ящик самолёта: что хранится внутри него и почему он на самом деле не чёрный?
Внутри регистрирующее оборудование

Изначально всё чёрные ящики фиксировали все параметры на обычную магнитную ленту. На нынешних бортовых самописцах уже повсеместно используются обычные и более удобные флеш-карты. Чтобы самописец не был уничтожен во время катастрофы, его надёжно защищают крепкими титановыми панелями и толстым слоем асбеста.

Несмотря на то что бортовые самописцы называют чёрными ящиками, на самом деле их окраска ближе к оранжевой. Слово «чёрный» в названии обозначает неизвестность. Ведь, как правило, никто не знает, что произошло на борту самолёта и что привело к аварии до того момента, как самописцы не будут обнаружены и расшифрованы. Оранжевая же окраска ящика – строго утилитарная. По ней бывает проще искать самописец. Яркая окраска сразу же выделяется на земле. Если бы чёрный ящик на самом деле был чёрным, искать его среди обугленных обломков было бы намного сложнее.

Впрочем, прототип чёрного ящика действительно был чёрным. Его в 1939 году изобрели французские учёные Пауль Бодуэн и Франсуа Юссено. Этот прибор представлял собой светолучевой многоканальный осциллограф. Он ещё не умел записывать разговоры на борту самолёта. Но любое изменение какого-либо параметра полётов, как-то смена скорости, высоты и пр., провоцировало отклонение того или иного зеркальца, которое отражало тонкий световой луч на передвигающуюся фотоплёнку. Чтобы защитить плёнку от засвечивания, её прятали в специальный надёжный корпус, окрашенный в чёрный цвет. Возможно, именно отсюда и пошло словосочетание «чёрный ящик».

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: