Экологическая бомбежка: как английские летчики пытались защитить природу

Замечательные 1960-е годы! Можно курить, можно в автомобиле не пристегиваться, а можно – предотвращать экологическую катастрофу посредством ковровых бомбежек. Последним и занимались английские пилоты, когда перевозивший «черное золото» супертанк столкнулся с гигантским подводным рифом.

Скала Seven Stones

Английские острова Силли и близлежащие рифы с давних пор являлись бедой для мореплавателей. Сотни кораблей погибли среди коварных скал. Один лишь риф Seven Stones, находящийся между Силли и мысом Lands-End в Корнуолле за 300 лет стал причиной крушения не менее 200 морских судов.

После 1950 г. катастрофы практически закончились. Однако 18.03.1967 г. днем на подводную скалу наткнулся гигантский супертанкер.

Судно «Торри Кэньон» являлось представителем первого поколения подобных кораблей, созданных для удовлетворения алчности развитых государств. Супертанкер мог за один рейс транспортировать 120 000 т необработанного «черного золота».

18 марта судно торопилось в валлийский порт Милфорд-Хейвен с нефтью, добытой в Кувейте. Капитан корабля опасался не успеть к максимальному приливу – единственное время, когда доверху заполненное судно имело возможность войти в гавань – и застрять на 5 дней до следующего, лишившись премиальных за рейс.

Капитан захотел слегка сократить путь и проложил курс корабля через опасные воды. Из-за ряда ошибок в навигации и хаоса на мостике супертанкер наскочил на рифы и крепко на них застрял. Из поврежденного корпуса начала вытекать нефть.

Экологическая бомбежка: как английские летчики пытались защитить природу
Сидящий на подводных скалах танкер через несколько часов после аварии

Экологическая катастрофа

Изначально положение не считали серьезным. Судно хотели снять с подводной скалы и довести до гавани, а если не выйдет – с помощью буксира отвезти подальше в Атлантический океан и пустить ко дну.

С вытекшим «черным золотом» должно было помочь научное изобретение – современный детергент, который быстро приводил бы к распаду нефти на безопасные составляющие.

Английский премьер-министр Г. Вильсон незамедлительно заявил, что данная ситуация не несет какой-то глобальной угрозы и находится под контролем.

Но вскоре стало понятно, что это отнюдь не так. Из-за усилившихся морских бурь снять судно с рифов не получилось. Волны принялись разрушать корпус, и в море попало еще большее количество «черного золота».

Если в первые 24 ч длина нефтяного шлейфа составляла 8 миль, то на 3-ий день его размер достиг 270 кв. миль (700 км2). Нефтяной прилив накрыл побережье Корнуолла.

Экологическая бомбежка: как английские летчики пытались защитить природу
Подвергающийся ударами волн танкер

Детергент не справлялся с задачей. Вещество интенсивно разбрызгивали с морских и воздушных судов, а на берегу – даже из бочек и пожарных автомобилей. Однако «черного золота» оказалось чересчур много. По телевизору показывали кадры с несчастными вымазанными в нефти птицами и «нефтяными пляжами».

Эта новость облетела весь белый свет и вызвала бурю возмущения. Вдобавок течения понесли нефтяное пятно в сторону пляжей Бретани во Франции и Нормандии.

Назревал мировой скандал. 27 марта Вильсон потребовал от представителей армии, возглавлявших операцию, сделать что-то, чтобы остановить бедствие. Те в ответ предложили провести бомбардировку.

В пекло на бреющем полете

Замысел военнослужащих был простым: взорвать супертанкер фугасными бомбами, а нефть подпалить. Как они считали, это устранит все беды.

Основным борцом за безопасность окружающей среды сделали современный палубный бомбардировщик «Blackburn Buccaneer». Самолеты создали для атак с очень небольшой высоты по русским морским судам, стремившимся прорваться в океан.

У модели имелось множество проблем – из-за малой мощности мотора она не могла подняться в воздух с полной нагрузкой и заправкой горючего с палубы авианосного корабля при больших температурах.

Английские пилоты были вынуждены взлетать с очень малым запасом топлива и производить дозаправку прямо в небе. Хотя в рассматриваемом случае данный минус не оказывал существенного влияния – и подниматься в воздух с земли легче, чем с авианосца, и лететь было недалеко.

«Blackburn Buccaneer», согласно плану, должны были уничтожить и поджечь корабль с нефтью фугасными снарядами, а самолеты-перехватчики «Hawker Hunter» в это время распылили бы на нефтяное пятно керосин. Следующей атакой бомбардировщики подпалили бы разлившееся «черное золото» новой партией фугасных бомб.

Экологическая бомбежка: как английские летчики пытались защитить природу
Пилоты морской авиации

Первые сутки бомбардировки закончились огромным разочарованием. Некоторые авиамашины возвратились из-за технических проблем, иные приземлялись с застрявшими на пилонах снарядами. 25% сброшенных бомб не попало в цель, а еще 25% – не взорвалось. Судно затопить не получилось, а маленькие возгорания моментально гасили сильные волны.

На другой день численность воздушных судов и вылетов увеличили в 3 раза. Теперь вместо керосина стали применять горючую смесь – напалм.

К обеду танкер пошел ко дну. Столб черного, как смоль, дыма взмыл на 20 000 фунтов (свыше 6 км). Он был виден за сотни миль. Однако бомбардировку не остановили – чтобы поджечь максимум нефти.

Экологическая бомбежка: как английские летчики пытались защитить природу
Местные жители наблюдают за действиями авиации

Летчики, осуществлявшие финальные вылеты, позже вспоминали, что рейсы походили на полет в преисподнюю – пикировать приходилось во мрак непроницаемого черного дыма и пламя, взмывавшее на сотни метров. Для устранения экологической катастрофы потребовалось 160 бомб, 45 т керосина и свыше 1 500 т напалма.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: